Его конституционно-правовой статус

Система государственных органов Российской Федерации

Понятие и признаки государственного органа Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет свою деятельность по­средством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно ст. 3 Конституции РФ, осуществляет свою власть.

Органы государства характеризуются следующими основными признаками.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в преде­лах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными ор­ганами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать ис­полнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органа­ми государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные фор­мы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функ­ций, которые они выполняют.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует по­нимать совокупность предметов их ведения и полномочий, кото­рыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Фе­дерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия послед­них не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.

Каждый государственный орган образуется в установлен­ном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции РФ). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов де­путатов Государственной Думы также устанавливаются федераль­ными законами (ч. 2 ст. 96).

2. Каждый государственный орган уполномочивается государ­ством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является выс­шим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3. Каждый государственный орган действует в установлен­ном государством порядке. Например, согласно ч. 2 ст. 114 Конституции РФ, порядок деятельности Правительства РФ определя­ется федеральным конституционным законом. Федеральным кон­ституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституцион­ного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов.

4. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ указывается, что федеративное уст­ройство России основывается на единстве системы государствен­ной власти.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что под государственным органом понимается гражданин или коллек­тив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Все государственные органы образуются в установленном го­сударством порядке и представляют часть единой системы орга­нов государственной власти РФ.

В своей совокупности государственные органы Российской Фе­дерации образуют единую систему. Согласно ст. 11 Конституции РФ, в нее входят органы государственной власти Федерации и ор­ганы государственной власти ее субъектов, а также ряд других го­сударственных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостно­сти Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами; одни из них ру­ководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов РФ усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Феде­рации образуют единую систему исполнительной власти в Россий­ской Федерации.

Как уже отмечалось, государственную власть в Российской Фе­дерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В соответствии с этим и система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов нескольких ви­дов. Каждый из этих видов органов представляет собой фактиче­ски подсистему единой системы государственных органов РФ, ко­торая в свою очередь может быть по различным признакам разде­лена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и граж­данина. Президент, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, обеспе­чивает согласованное функционирование и взаимодействие орга­нов государственной власти. Президент осуществляет общее руко­водство деятельностью Правительства и других звеньев исполни­тельной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти –это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные соб­рания, верховные советы; законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собра­ния, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и ни­каким другим путем формироваться не могут. В своей совокупно­сти они составляют систему представительных органов государст­венной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные орга­ны государственной власти выражают государственную волю мно­гонационального народа Российской Федерации и придают ей об­щеобязательный характер. Они принимают решения, воплощае­мые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Ре­шения законодательных органов обязательны к исполнению все­ми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федераль­ные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным зако­нодательным и представительным органом РФ является Феде­ральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах Россий­ской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъ­екта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Прави­тельство РФ; другие федеральные органы исполнительной вла­сти – министерства, федеральные службы, федеральные агент­ства; органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительст­ва, министерства и другие органы. Они составляют единую систе­му органов исполнительной власти, возглавляемую Правитель­ством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами админист­раций, либо избираются непосредственно населением. Так, Пра­вительство РФ образуется Президентом РФ, который назначается с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, на­значаются на должность и освобождаются от должности Прези­дентом РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид го­сударственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Кон­ституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, феде­ральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполни­тельной власти.

Органы исполнительной власти по территории деятельности подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Феде­рации. Федеральные органы – это, как указывалось выше, Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Органы субъектов Федерации – прези­денты и главы администраций субъектов, их правительства, ми­нистерства и другие органы.

По характеру полномочий органы исполнительной власти под­разделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы спе­циальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относят­ся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Феде­рации, ко вторым – министерства, федеральные службы и агент­ства, иные органы Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отрасле­вые, руководящие определенными отраслями управления, и орга­ны, осуществляющие межотраслевое управление.

Следует различать также коллегиальные и единоначалъные ор­ганы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правитель­ство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органа­ми являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти – Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную сис­тему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредст­вом конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судо­производства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, ад­министративным и иным делам, подсудным судам общей юрис­дикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным за­коном процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, яв­ляется, согласно ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим су­дебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществ­ляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла­сти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура РФ, согласно ст. 129 Конституции РФ, состав­ляет единую централизованную систему с подчинением ниже­стоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральны­ми министерствами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими пра­вовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблю­дением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением зако­нов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный про­курор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Проку­роры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуро­ры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокурату­ры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Помимо органов государственной власти в систему государст­венных органов Российской Федерации входят также и другие го­сударственные органы, осуществляющие, как правило, различ­ные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функ­ции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Пре­зидента РФ, обеспечивающая деятельность Президента; Совет Безопасности, обеспечивающий условия для реализации Прези­дентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федера­ции, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

ТЕМА 20. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Президент Российской Федерации как глава государства, его конституционно-правовой статус.

2. Полномочия Президента РФ.

Литература

1. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

2. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 // Рос. газ. – 2001. – 15 февраля.

3. О Государственном Совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2000 // Рос. газ. – 2000. – 5 сентября.

4. Дёгтев, Г.В. Некоторые теоретические закономерности института президентства на современном этапе / Г.В. Дёгтев // Государство и право. – 2005. – № 2. – С. 5.

5. Колбая, С.Г. Отрешение Президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства / С.Г. Колбая // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 98.

6. Курманов, М.М. Роспуск парламента субъекта РФ: полномочия Президента РФ и высшего должностного лица субъекта Федерации / М.М. Курманов // Журнал российского права. – 2004. – № 3. – С. 16.

1. Президент Российской Федерации как глава государства,

Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соот­ветствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился.

Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит одно­значного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти относится Президент РФ. Однако системный анализ иных конституционных положений (на­пример, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства вклю­чен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).

Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в ст. 81 Конституции РФ, а их детализация – в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Если он эту обязанность не выполняет, то выборы назнача­ет Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Днем голосования по общему правилу является второе воскре­сенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы Президента РФ четыре года назад и в котором Президент РФ был избран (а в случае досрочных выборов – последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом РФ).

Активным избирательным правом на выборах Президен­та РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосова­ния 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т.п. имеет один голос. Кандидат в Пре­зиденты РФ должен отвечать следующим требованиям:

- иметь гражданство РФ (приобретенное по любому ос­нованию);

- быть не моложе 35 лет (предельный возраст законода­тельство не устанавливает; по Конституции 1978 г. канди­дат не мог быть старше 65 лет);

-постоянно проживать в Российской Федерации не ме­нее десяти лет (нет указания на необходимость непрерыв­ного проживания в течение этого срока; кроме того, канди­дат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами терри­тории Российской Федерации).

Президентом РФ, помимо общих ограничений избира­тельных прав, не может быть избран гражданин Россий­ской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государствен­ные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек, а также на досрочных выбо­рах – гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять возложенные на него полномочия или отрешения от долж­ности. Других ограничений пассивного избирательного права (по образованию, знанию языка, вероисповеданию, полу, национальности, наличию судимости, уголовному на­казанию, не связанному с лишением свободы, и т.д.) зако­нодательство не устанавливает.

Выдвижение кандидатов возможно:

- политическими партиями, избирательными блоками; при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избиратель­ный блок;

- в порядке самовыдвижения, т.е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при усло­вии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Избранный Президент РФ вступает в должность на трид­цатый день со дня официального опубликования ЦИК ре­зультатов выборов. При вступлении в должность в присут­ствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Консти­туции РФ. Именно с момента принесения присяги приступа­ет к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочий являются:

- смерть;

- отставка, т.е. добровольный уход с поста, являющий­ся бесповоротным юридическим фактом;

- стойкая неспособность по состоянию здоровья осу­ществлять возложенные на него полномочия; конкретиза­ции этого основания (условий и процедуры определения стойкой неспособности) ни Конституция РФ, ни специаль­ное законодательство не содержат;

- отрешение от должности.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого – привлечен к ответственно­сти (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должно­сти достаточно сложна. В основе досрочного пре­кращения исполнения полномочий Президентом РФ может лежать только государственная измена или соверше­ние иного тяжкого преступления (следовательно, соверше­ние других преступлений основанием для отрешения от дол­жности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Госу­дарственной Думы численностью не менее одной трети установлен­ного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государст­венная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбо­ра доказательств и т.п. При наличии положительного заклю­чения указанной комиссии Государственная Дума квалифи­цированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, т.е. 300 голосов) должна выдвинуть обвинение Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступле­ния и Конституционного Суда РФ о соблюдении установлен­ного порядка выдвижения обвинения.

При наличии положительных заключений высших су­дебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это реше­ние может быть принято квалифицированным большин­ством в 2/3 голосов от общего числа установленной числен­ности палаты (119 голосов), причем решение Советом Федерации должно быть принято в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отре­шения от должности главы государства участвуют обе па­латы парламента и две высшие судебные инстанции.

Конституция РФ не предусматривает поста вице-прези­дента, и во всех случаях досрочного прекращения исполне­ния полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии) их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом временное исполнение обязанностей главы госу­дарства может переходить к Председателю Правительства РФ как по воле Президента РФ (на основании его реше­ния), так и автоматически, когда Президент РФ объек­тивно не может или не желает принять соответствующее решение. Соответствующее толкование положений ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ дал Конституционный Суд РФ в По­становлении от 06.07.1999 № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации». К исполняющему обязанности Президента РФ (Председателю Правительства РФ) полномочия главы госу­дарства переходят не в полном объеме: он не вправе рас­пускать Государственную Думу, назначать референдум и инициировать поправки и пересмотр Конституции РФ.

В Российской Федерации, как и во многих других госу­дарствах, избран подход, в соответствии с которым нет юри­дического понятия «бывший Президент» – после прекра­щения исполнения полномочий (в том числе и досрочно, за исключением отрешения от должности) глава государства приобретает специальный статус. В целях обеспечения пре­емственности власти, устойчивости конституционного строя, социального спокойствия в обществе, сохранения государ­ственной тайны, которой обладает глава государства, соци­альной справедливости Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» устанавливает ряд гарантий:

- правовых – иммунитет (хотя и не абсолютный), осо­бый порядок привлечения к юридической ответственности, аппарат помощников и др.;

- социальных – государственная охрана, специальная связь, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, сохранение права на медицинское обслуживание в прежнем порядке, социальные гарантии членам семьи в случае смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и т.п.;

- материальных – пожизненное денежное содержа­ние, пожизненное пользование государственной дачей, обо­рудованное служебное помещение и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: