Пускатели со встроенными в цепь статора резисторами
Такие пускатели для снижения подводимого к статору напряжения используют жидкостные или металлические резисторы. При грамотном выборе резисторов такие устройства обеспечивают хорошее снижение момента и пускового тока электродвигателя.
Точный выбор резисторов должен быть сделан ещё на этапе проектирования с учётом всех параметров двигателя, его режимов работы и планируемой нагрузки. Однако такая информация не всегда оказывается доступной, а когда резисторы выбирают неточно, то и качество, и надёжность работы пускателя остаются невысокими.
Особенность такой схемы заключается в том, что сопротивление резисторов меняется в процессе работы из-за их нагрева. По причине опасности перегрева, пускатели с резисторами не используются для работы с высокоинерционными машинами и механизмами.
УПП (тиристорные УПП) — это наиболее технически совершенные электронные устройства, используемые для плавного пуска/останова электродвигателей. Принцип работы заключается в управлении входящим напряжением. Основная задача — управление пусковым током и моментом, однако современные схемы устройств плавного пуска имеют множество интерфейсных функций, а также позволяют обеспечить комплексную защиту двигателя.
|
|
Основные функции УПП:
— возможность плавно и бесступенчато изменять напряжение и ток;
— возможность управления током и моментом путём создания несложных программ;
— плавный останов с мягким торможением в тех системах, где это может потребоваться (конвейеры, насосы и т.п.);
— обеспечение частых пусков и остановов без изменения характеристик системы;
— оптимизация рабочих процессов даже в системах с изменяющейся нагрузкой.
Применение УПП позволяет:
устранить ударные токи в питающей сети и АД при его пуске;
снизить пусковые токи в АД;
устранить механические ударные воздействия как на АД, так и на приводной механизм;
уменьшить тепловые воздействия на АД;
снять перенапряжения при останове АД;
сократить время поиска неисправности;
повысить надежность эксплуатации и срок службы АД.
Устройство плавного пуска представляет из себя тиристорный регулятор напряжения (ТРН)
В регуляторе напряжения в каждый фазный провод включаются встречно-параллельно два тиристора, один из которых работает условно в положительный полупериод напряжения сети, а другой в отрицательный. Регулирование напряжения на выходе регулятора осуществляется изменением времени включения каждого тиристора относительно момента, когда ток должен переходить с одного из трех тиристоров на другой (базовая точка), путем подачи на тиристор управляющего импульса, что дает возможность изменять время протекания тока через тиристор в течение полупериода напряжения сети и напряжение на его выходе, подаваемое на нагрузку, в данном случае на двигатель. Это напряжение не является синусоидальным, и его можно представить как среднее напряжение, которое можно менять, изменяя продолжительность работы тиристора в течение полупериода. Время включения тиристора относительно базовой точки выражается в градусах и называется углом регулирования. Изменяя угол регулирования тиристоров, можно получить необходимое напряжение для плавного пуски двигателя.
|
|
По окончании процесса пуска тиристоры переводятся в режим постоянного включения или могут шунтироваться специальным контактором. Применение шунтирующего контактора позволяет повысить КПД устройства, увеличить срок службы тиристоров и исключить влияние полупроводниковых элементов на сеть.