Игра “Найди пару”

Физминутка “Мама”.

Основная часть.

Вводная часть.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Убайра Раджая, обращаясь к детям:

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!
Кто сказал: “Вставать пора? Мамочка!
Кашу кто успел сварить?....
Чаю в чашку кто налил?...
Кто косички мне заплел?...
Дома все убрал, подмел?....
Кто ребячий любит смех?...
Кто на свете лучше всех?....Мамочка!

- О ком это стихотворение? Ребята, а как зовут ваших мам? (назвать имя, отчество). Какие красивые имена у ваших мам.

- Ребята, а вы своих мам любите? (да). Хотите сделать подарок мамам? (да). Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Записывает слова на листок в виде лепестка).

- Когда мама обнимает, гладит, целует? Какая? (ласковая).

- Когда мама улыбается, смеется? Какая? (веселая).

- Когда дети шалят, а мама не ругает? Какая? (добрая).

- А если вы маму любите, то она какая? (ласковая).

- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Игра “Расскажи о маме”

Первым начинает педагог. Он показывает детям фотографию и рассказывает о своей маме. Например: “Мою маму зовут Валентина Анатольевна. Она работает в больнице, врачом. Моя мама лечит людей. Она добрая, веселая, ласковая, красивая, любимая….”

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.

- Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А какие мамы бывают у животных? (Игра с иллюстрациями).

У зайчат мама – зайчиха.

У лисят мама – лиса.

У медвежат мама – медведица.

У волчат мама – волчица.

У бельчат мама - белка.

Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображение домашних и диких животных и их детенышей, так чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картине, но никому не показывать. Как только зазвучит музыка, “животные-мамы” и “детеныши” начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы, белки… Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками.

- Мамы зверей так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.

- Ребята, покажите, как вас мамы всему учили (дети показывают движения, повторяют глаголы).

  • Ходить
  • Прыгать
  • Умываться
  • Причесываться
  • Ложкой есть
  • Топать ножками
  • Хлопать ручками

- Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научили “Мамочка, спасибо!”.

Итог работы. Оформляют коллаж из фотографий мам и ласковых слов в виде цветка.

Литературная ринг на тему: «Мы любим сказки «. (2 класс)

Цель:- В игровой форме повторить и закрепить у младших школьников знания о содержании различных книг.

Участники:- разделить на две команды,

- выбрать ведущего.

Ведущий: Наше сегодняшнее мероприятие называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трех раундов – как в настоящем боксерском поединке. Только мы будем не на кулаках, а в литературных знаниях и начитанности. В нашей игре примут участие две команды. 1 команда- «Умники», 2 команда- «Молодцы». Я прошу каждую команду выбрать командира. Пусть капитаны подойдут ко мне и дадут клятву, что будут бороться за победу своей команды. Капитаны- клянетесь? (ставим отличительные эмблемы).

1 раунд. (звучит музыка). Все ли вы любите стихи?

Сейчас я для команд читаю 1 строку, вы должны ее продолжить своей командой.

1 Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь с в санках,

По горе крутой. (Суриков «Детство»)

2. Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха,

Что такое хорошо и что такое плохо? (Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

3.Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось- это брюки. (С. Я. Маршак «Человек рассеянный…»)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними- кот задом наперед,

(Чуковский «Тараканище»)

5. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Аль откажешь мне, (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

6. Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой- какого товару. (Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)

Жюри заседает, понравившейся команде присуждает очко.

2 раунд: Придумайте слова- рифмы к слову «Урок», «Работа».

3 раунд: Я называю слова, а вы вспоминаете стихотворение и автора этих строк. Готовы!

(«ко, мне, на, бляшке, фуражке»)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей, форменной фуражке.

(С. Я. Маршак «Почта»)

(простился, снарядился, у окна, одна)

Царь с царицею простился

В путь дорогу снарядился

И царица у окна

Села ждать его одна.

(мая, гром, играя, голубом)

Тютчев. «люблю грозу в начале мая»

Люблю грому в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(скажи, доложи, милее, прекраснее)

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Свет, мой, зеркальце, скажи

Да всю правду, доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

(гуляет, подгоняет, в волнах, парусах)

Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Назовите героев сказок. (детективный)

Ваша мама пришла.

Молочка принесла.(волк и семеро козлят)

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок.

Неси бабушке,

Неси, дедушке. (Машенька и медведь)

Еду, еду в Африку,

Милые края

Африка, Африка,

Родина моя. (Обезьяна Чичи Доктор Айболит – Чуковский)

Мишка очень любит мед,

Почему? Кто поймет?

В самом деле почему?

Мед так нравится ему. (Винни- Пух)

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час

Кто налево, кто направо

Это полька карабас. (Куклы из сказки Толстого «Золотой ключик)

Узнай героя по событию.

Этот герой работал на корабле врачом. Однажды его корабль потерпел крушение, и он оказался в плену у маленьких человечков.

Как рассказывал сам герой о себе. Я смог вытащить себя из болота, за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка, и застрелил бешенную шубу. (Барон Мюнхгаузен)

Этот мальчик за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей уток. (Нильс)

Героиня этой сказки побежала за белым кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)

Герой этой сказки был гимнастом и работал в бродячем цирке. Но когда народ восстал против власти трёх обжор, встал во главе восстания. (Тибул).

Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн).

Фоторобот.

Голова его набита опилками. (Вини- Пух)

У него на голове зеленый хохолок, подергав его, вдоволь наплачешься. (Чиполлино).

Этот столяр носил прозвище Сизый нос. (Джузеппе)

Африканское животное, которое после встречи с крокодилом поменяло свою внешность. (Слоненок)

Полосатый свирепый хищник, который ненавидел Маугли. (Шерхан)

Девочка- кукла, которая имела голубые волосы и любила всех учить. (Мальвина)

Этот сказочный персонаж всегда носил с собою масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Дровосек).

Конкурс для капитанов.

Какие слова надо произнести, чтобы вызвать Сивку- Бурку.?

Сивка- бурка,

Вещая каурка,

Встань передо мной

Как лист перед травой.

Открой пещеру с драгоценностями.

Симсим, открой дверь.

Сварите кашу в волшебном горшочке.

Раз, два, три

Горшочек вари.

Произнеси слова для исполнения желания волшебной щуке.

По- щучьему, велению по моему хотению.

Молодцы. Подводим итоги. Что вам понравилось на уроке? Хотите мы будем с вами их проводить по больше.

рок внеклассного чтения. 4 класс.

Тема: «Лес не школа, а всему учит».

Оборудование: книги Пришвина М. М., Сладкова Н. И., портреты писателей Пришвина М. М., Сладкова Н. И., ширма кукольного театра, декорации, куклы.

Цель: Привлечение детей к чтению.

Задачи: Расширить знания о творчестве М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова.

Развивать умения анализировать поступки и характер героев, технику чтения.

Воспитывать дружелюбие, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организация учащихся на работу.

2. Пятиминутка чтения.

Учащиеся пять минут, шёпотом читают литературные произведения.

-Назовите произведение, которое вы читали и автора.

3. Сообщение задач и темы урока.

Сегодня мы проводим внеклассное чтение по произведениям М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова, поучимся анализировать поступки героев, постараемся работать дружно.

Урок проведём в форме соревнования между командами. У нас две команды:

«Орлы» и «Тигры».

4. Работа по теме.

4.1. Соревнования между командами.

1-е задание. Собрать пословицу, поставив слова в определённом порядке и объяснить, как вы её понимаете «Лесная сторона – всему полю краса», «Лес не школа, а всему учит».

Подведение итогов 1-го задания.

2-е задание. Рассказать о писателях М. М. Пришвине и Н. И. Сладкове. Команда «Орлы» рассказывает о Пришвине М. М. Команда «Тигры» о Сладкове Н. И.

Николай Иванович Сладков 1920 – 1996.

Родился 5 января в Москве в простой рабочей семье. Учился и жил в Ленинграде.

Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом институте, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.

В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье, побывал у границ Афганистана, Турции, Ирана.

В круг детского чтения вошли книги: «Серебряный хвост» (1953), «Безымянной тропой»

(1956), «10 стреляных гильз» (1957), «Планета чудес» (1962), «В лесах счастливой охоты»

(1964), «Смелый фотоохотник» (1965).Книги «Моя первая энциклопедия», «Азбука леса»

Были изданы уже после смерти писателя в 1998 году. Всего Н. И. Сладковым написано более двадцати книг для детей. Через все произведения Н. И. Сладкова проходят основные мотивы: «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает».

Лауреат Государственной премии в области литературы.

Михаил Михайлович Пришвин 1873 – 1954.

Родился 4 февраля в имении Хрущева Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году. Однако лишь в 1925 году вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет и другие произведения: «Ярик», «Ёж», «Луговка» «Лисичкин хлеб». В цикл «Золотой луг», изданный специально для детей, были включены рассказы «Зверь бурундук», «Разговор птиц и зверей», «В краю дедушки Мазая», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие.

-Что вы узнали о писателях?

-Что объединяет этих людей?

Подведение итогов 2-го задания.

-Кто рассказал наиболее удачно?

3-е задание. Внимательно послушать рассказ М.М.Пришвина «Лесной доктор» и подумать, почему он так называется. (Чтение подготовленными учащимися).

-Почему рассказ так называется? Отвечают представители команды «Орлы».

-А теперь самостоятельно перечитайте рассказ и найдите слова, в которых заключена главная мысль рассказа.

Отвечают представители команды «Тигры».

Подведение итогов 3-го задания.

4. 2. Упражнения на развитие беглости чтения.

Многократное чтение. В течение одной минуты вы читаете текст, отмечаете, где остановились и подсчитываете количество слов.

-Сколько слов вы прочитали?

Снова читаете этот же текст сначала в течение одной минуты и снова отмечаете, где остановились.

Подсчитайте разницу. -На сколько слов стало больше?

Читаем этот же текст третий раз.

-Не сколько слов стало больше?

Чтение в темпе скороговорки. Этот же текст читаем в темпе скороговорки (30 секунд). Выразительное чтение. А теперь читаем этот же текст выразительно.

-Почему ребята спилили дерево?

-Чему нас учит этот рассказ?

Надо быть внимательным к своей работе, грамотным.

4. 3.Подвижная игра с дидактической направленность «Прятки».

А сейчас отдохнём, поиграем в прятки. Пока я буду считать с закрытыми глазами, вы должны спрятаться под парты и вспомнить из рассказа: команда «Орлы» - глаголы, команда «Тигры» - имена существительные. По моему сигналу вы вылезаете и называете слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду искать, кто не спрятался

Я не виноват.

Учитель стучит по партам, дети называют слова.

4. 4. Чтение по ролям произведений Сладкова Н. И.

4-е задание. Команда «Орлы» читает рассказ «Рябчик и ёж». Постарайтесь при чтении правильно передать интонацию.

-Назовите героев рассказа.

-За что рябчик любит цветы?

-За что ёж любит цветы?

Команда «Тигры» читает рассказ «Кто как спит».

-Какие звери разговаривают между собой?

-Чему заяц учил медведя?

-Что посоветовал медведь зайцу?

-Что он ему ответил?

Подведение итогов 4-го задания.

-Кто из ребят прочитал лучше?

Каждый животное занято своим делом. Чтобы узнать повадки животных, их особенности надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».

5-е задание. Назовите правила поведения, которые необходимо соблюдать в лесу. Каждая команда по очереди называет правила.

Подведение итогов 5-го задания.

4.5. Выступление кукольного театра. Сказка «Теремок»/

О животных написано много сказок, которые нас тоже учат. Посмотрите сказку «Теремок», внимательно слушайте исполнение ролей актёрами и после просмотра скажите, кто из ребят наиболее удачно смог передать характер героя.

Актёры готовятся к выступлению, а все остальные легли на парты, закрыли глаза и вспомнили, сколько зверей в сказке.

Актёры готовы. Открываем глаза.

-Сколько зверей в сказке?

Показ сказки «Теремок».

Русская народная сказка «Теремок» в обработке Олеси Емельяновой.

Действующие лица: Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь.

Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес. На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.

Мышка (поёт)

Каждый должен где-то жить

И зимой, и летом.

Как же Мышке не тужить,

Если дома нету?

Каждый должен где-то спать.

Мышка

Хватит мне бродит по свету,

Будет мне тепло зимой.

Если никого здесь нету,

Значит, домик этот – мой! Я хороший зайчик!

Мышка исчезает в окне. На поляну из-за Я полы умею мыть

деревьев выходит Лягушка с узелком и, И махать ушами.

направляется к теремку. Мышка (Лягушке).

Лягушка. Может, пустим Зайца жить?

Что за славный теремок! Лягушка (Зайчику).

Ах, какое чудо! Оставайся с нами!

Он не низок не высок, Зайчик заходит в дом. Мышка и

Рядышком запруда! Лягушка прячутся. На поляну

Из трубы дымок идёт. из-за деревьев выходит Лиса с

Дверь мне отворите! узелком и направляется к

Кто тут в тереме живёт, теремку.

Ну-ка, говорите! Лиса.

Из окна выглядывает Мышь. Вот так терем – теремок,

Мышка. Ладный да нарядный!

Мышка здесь живёт норушка! Чую яблочный пирог…

Кто ты будешь, отвечай! Где здесь вход парадный?

Лягушка. Эй вы, мил честной народ,

Я Лягушка - поскакушка, Отворяйте двери!

Будем пить с тобою чай! Кто тут в тереме живёт.

Я умею плавать брасом, Люди али звери?

Воду из реки носить. Мышка выглядывает из окна.

Со своим пришла матрасом Мышка.

И прошу меня впустить. Мышка здесь живёт норушка.

Мышка. Зайчик выглядывает из окна

Для тебя найдётся место, Зайчик.

Веселее жить вдвоём. И ушастый зайка!

Вот сейчас замесим тесто, Лягушка выглядывает из окна.

А потом чайку попьём! Лягушка.

Лягушка входит в дом. Мышка исчезает И лягушка - поскакушка.

в окне. На поляну из-за деревьев выходит Кто ты, отвечай-ка!

Зайчик с узелком и направляется к теремку. Лиса. Зайчик. Про красавицу - Лису.

Что за славный теремок Слух давно ведётся.

Вырос среди леса? Знают все меня в лесу!

Заяц-принц здесь жить бы мог Зайчик.

С заячьей принцессой! Место ей найдётся!

Посажу я огород Мышка

Рядом на лужайке. Заходи, кума, смелее,

Кто тут в тереме живёт, Вот как раз готов обед.

Расскажите Зайке! Лягушка.

Мышка выглядывает из окна. Вместе будет веселее!

Мышка. Лиса входит в дом.

Мышка здесь живёт норушка. Лиса.

Лягушка выглядывает из окна. Лучше дома в мире нет!

Лягушка. Все обитатели теремка

Кто тревожит наш покой? скрываются в нём. На поляну

Я Лягушка - поскакушка. из-за деревьев выходит Волк с

Говори, кто ты такой! узелком и направляется к

Зайчик. теремку.

Открывайте, это я – Волк.

Зайчик - побегайчик! Вот хоромы так хоромы -

Вы пустите жить меня, Здесь простору хватит всем!

Что молчите? Есть кто дома? Лиса.

Да не бойтесь вы, не съем! Без угла оставил!

Из теремка по очереди робко Медведь.

выглядывают его обитатели. Ну, простите вы меня,

Мышка. Я ведь не нарочно.

Мышка здесь живёт норушка. Хоть упал ваш домик с пня,

Зайчик выглядывает из окна. В нём и так жить можно.

Зайчик. Мышка.

И ушастый Зайка! Где же подпол, чтоб хранить

Лягушка выглядывает из окна. На зиму запасы,

Лягушка. Жарким летом - холодить

И Лягушка – поскакушка. Бочку с мятным квасом?

Лиса. Лягушка.

И Лиса, хозяйка! Где же мой большой чулан,

Не возьму я что-то в толк, Мокрый, с комарами?

Кто ты? Лиса.

Волк. И светёлка, чтобы там

В дом пустите! Прясть мне вечерами?

Я совсем не страшный волк! Зайчик.

Сами посмотрите! Где крылечко в огород?

Зайчик. Волк.

Ладно, Серый, заходи, И сторожка рядом -

Только не кусайся! Вдруг без спроса кто придёт,

Лягушка. А ему не рады?

Сразу выгоним, учти. Медведь.

Коль обидишь Зайца! Да – а! И печки нет, чтоб греть

Волк входит в дом. Все обитатели Мне зимою спину…

теремка выглядывают в окошки. Зайчик.

Все жители теремка (хором) Ах, зачем же ты, медведь.

Мы теперь одна семья Домик опрокинул?

И гостями рады! Лиса.

Из-за деревьев выходит Медведь с Жить теперь то будем как?

узелком и идёт к теремку. Медведь (со вздохом)

Медведь. Не могу представить!

С вами жить хочу и я! Лягушка (Медведю)

Все (хором). Если сделал что не так,

Нет, Медведь, не надо! То сумей исправить!

Медведь (обиженно) Волк.

Зря вы так. Я пригожусь! Хоть и виноват медведь,

Мышка Мы ему поможем!

Больно ты огромен. Зайчик.

Медведь Чем о домике жалеть,

Да не бойтесь, помещусь. Лучше новый сложим!

Я в запросах скромен. Медведь ставит теремок на место.

Медведь лезет в теремок. Дом Все кричат ура.

начинает шататься и падает. Конец.

Жители теремка плачут на развалинах.

Мышка

Что ж ты, Мишка, натворил?

Лягушка

Мы ж предупреждали.

Зайчик.

Теремок наш развалил!

-Кому удалось передать характер героя?

-Чему нас учит эта сказка?

Сказка учит дружелюбию.

5. Итог урока.

Подведение итогов соревнования. Выставление оценок

ТЕМА: Русская народная сказка «Как мужик гусей делил?». Русский домострой.

УРОК ОНЗ.

Цели: формировать УУД:

Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в паре, группе.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.

Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Как мужик гусей делил», дать представление о видах сказок, формировать представление о быте русского народа, о русском домострое.

Планируемый результат:

Личностные: уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Предметные: знать виды сказок, уметь использовать знания о быте русского народа, о русском домострое.

Этапы урока Ход урока УУД
Мотивация у учебной деятельности. Актуализация знаний. 3. Формулирование темы. Овладение новыми знаниями. 4 Рефлексия. Солнце, дождик, приходите! Детям сказку приводите! А из тучи гром, гром! Загоняет в дом, дом! Покажись из тучи, солнце, Загляни скорей в оконце, Освети,скорей, светлицу, Расскажи нам небылицу. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? О сказках. А почему сказку назвали сказкой? Ее сказывали. Верно, сидя вечерком за длинным столом в большой избе или маленькой, любили сказывать сказки. Сказки сказывали разные. Давайте вспомним, какие бывают сказки? Волшебные ………………… О животных Много сказок придумал русский народ, я буду читать отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки? 1.Василиса Премудрая возвратилась домой, хватилась- нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану- Царевичу, что же ты наделал? Если бы ты только 3 дня подождал, Я бы вечно твоей была! А теперь ищи меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного. (Царевна –лягушка, волшебная сказка) 2.Прибежала мышка –погрызуха и спрашивает: Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Я муха -горюха! Я комар- пискун, а ты кто? (Теремок, сказка о животных) 3. У одного бедного мужика не было хлеба. Вот и задумал он просить хлеб у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. (Как мужик гусей делил) А к какому виду мы можем отнести эту сказку? / ответы детей/ Ребята. сказки, где нет волшебства, где животные не разговаривают, а ведут себя как обычно, называются бытовыми. Сегодня наша сказка о том, как мужик гусей делил. Есть ли в заголовке что –либо необычное? Предположите, о чем может быть эта сказка? (Учитель зажигает свечку) Свечка зажигается, сказка начинается…. (Чтение сказки учителем) (Первичное восприятие- учитель читает- дети следят) Сколько частей в сказке? /ответы детей/ /чтение по смысловым частям/ Найдите границу между частями. Прочитайте первую часть. Чему смеялся барин? Понравились ли ему ответы мужика? Как об этом можно догадаться? Прочитайте вторую часть. Чем похожи и чем отличаются две части? Почему барин прогнал богатого мужика? За что он наградил бедного? С каким чувством относится народ к бедному мужику? С каким к богатому? Какими словами можно назвать богатого мужика? Какими бедного? /работа в паре/ Выберите слова, характеризующие бедного мужика, проведите линии, обоснуйте свой ответ: Карточка 1.
хитрый мужик
смекалистый  
ловки  
мудрый  
умный  

1. индивидуальная работа на карточках.

2. Обсуждение в парах.

3. Сопоставление с карточкой - экспертом

Оказывается, для того, чтобы узнать, как жили наши прадедушки и прабабушки, ученые тоже читают сказки. Мало того, они собирают их по всей земле русской, чтобы через сказку узнать жизнь нашего народа в старину. Эти ученые называют этнографами.

Сейчас я вам предлагаю стать такими же учеными. Мы будем изучать русский домострой

ДОМОСТРОЙ  

Сколько слов в этом слове?

Что они могут означать?

(открывается запись)

ДОМОСТРОЙ   домашнее строительство

На Руси домостроительством назывались порядки, по которым жила семья.

Эти правила- порядки спрятались в сказке. Мы. Как настоящие ученые, будем искать их. Как только мы с вами отыщем правило- сразу в основании нашего дома будет появляться бревнышко.

(Учитель берет икону)

Русский народ всегда был православным.

В народе говорили: «Без Бога- не до порога»

В любой избе богатой ли бедной всегда был красный угол, в котором стояла икона.

(Учитель ставит икону рядом с горящей свечой.)

Посреди избы стоял стол с лавками. На столе лежала скатерть.

(заранее приготовленный стол покрывается скатертью)

Перед едой и обязательно после- читали православную молитву, благодарили Господа за пищу на столе.

В богатых, зажиточных семьях имелся самовар.

Из него пили чай.

(ставит самовар)

Около самовара сидел отец- глава семьи.

(приглашается ученик)

Тебе сегодня предстоит стать главой семьи.

(выходит ученица)

Рядом с ним садилась жена.

Около жены были дети: дочери и сыновья.

(2 девочки и 2 мальчика)

Могли ли дети начать трапезничать до отца и матери?

Верно, этого было делать нельзя. Всегда начинал есть отец, потом мать, а потом могли приниматься за трапезу и дети, соблюдая очередность от старшего к младшему..

Так в семьях с малых ногтей воспитывалось уважение и почитание старшего поколения.

Перед вами табличка, сейчас, мы постараемся разобраться какие фразы к какому герою можно отнести.

«Ты всему голова» жена
«Тебе дома сидеть, за домом смотреть» дочери
«Вот вам ножки, топ ать дорожки» отец
«вы скоро из дома улетите, вам по крылышку» сыновья

/работа в парах/

Проверка.

Прочитайте, что сказал мужик барину.

Мужик: Ты всему голова, тебе голова!

Что значит быть всему дому головой?

Значит, думать обо всех домочадцах, заботится, управлять хозяйством.

Верно, на Руси отец семьи всегда являлся- главой. По правилам русского домостроя он всегда должен стоять перед женой и детьми. Есть в Библии заповедь: «Да убоится жена мужа своего». Поэтому жена должна стать мужу помощницей.

Почему мужик отдал ей задок от гуся?

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

Главная роль женщины на Руси- дом в порядке содержать и воспитывать деток.

Детей было много.

Сколько их в сказке?

Что мужик отдал сыновьям?

«Вот вам ножки топтать отцовские дорожки»

Почему мужик так сказал?

Верно. Сыновья идут по следам отца. Раньше была традиция- сыновья продолжали дело рук своих отцов.

Существовали династии, где отец, дед, прадед были, например, пахарями или кузнецами.

«Вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

Что значат эти слова?

Верно, дочери, когда подрастали, уходили в семью мужа- замуж.

Мальчики приводили невест домой и жили они вместе с родителями мужа.

В избах иногда жило по 20-25 человек.

Как они умудрялись жить мирно друг с другом?

Люди жили по заповедям Божьим, по заповедям любви, терпения и добра.

А хочется ли вам построить такой же дом, по правилам старинного домостроя?

Прочитайте правила, выберете те, которые помогают строить.

Любите ближнего как самого себя +
Живите в мире +
Ждите похвалы за доброе дело -
Живите в свое удовольствие -
Будьте милосердны +
Будьте честными +
Почитайте старших +

(работа в группах)

Микрогруппам выдаются карточки с вопросами для обсуждения.

Обсудите вопросы:

Есть ли правила, которые вам не понравились?
Что может произойти с семьей, если каждый будет ждать похвалы?
Что может случиться, если каждый член семьи будет жить в свое удовольствие?

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши будущие семьи, которые будут у вас во взрослой жизни, жили только по заповедям любви.

 

Конспект проведения хозяйственно-бытового труда в средней группе

«Стирка кукольного белья».

Цель: 1. учить трудиться сообща в определенной последовательности:

А) сортировать бельё на цветное и белое;

Б) тщательно намыливать бельё и тереть между рук;

В) тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку.

2.формировать навыки работы с водой (стирка белья)

3. Воспитывать аккуратность и взаимовыручку

4. начатое дело доводить до конца

.

Оборудование: клеёнка, тазы, вёдра, мыльницы с мылом, верёвка, тряпочки, фартуки, прищепки.

Ход.

Ребята, я хочу загадать вам загадки.

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без…(воды)

Ускользает кА живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится

и стирать не лениться (мыло)

За водой идут-

Песни звонкие поют,

А назад идут-

Слёзы льют. (вёдра)

Вот зубастые плутовки.

Ухватили бельё ловко.

Крепко держат, не кусают.

Но никак не отпускают.

Что такое, угадайте,

Догадались. Отвечайте! (прищепки)

Вы отгадали все загадки. Посмотрите. А вот и они, (показываю оборудование). А ещё здесь находится много других предметов (клеёнка, тазы, тряпочки, фартуки, ковш, корзина для белья). Как вы думаете, когда людям могут пригодиться все эти предметы, для чего они? (Чтобы стирать)

- да, я хочу предложить вам постирать кукольное белье.

Чтобы вспомнить, как это делается, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила.. нужно пойти и разложить картинки в том порядке, в котором мы будем трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности.).

Сегодня помогать мне будут…называю 6 человек. Распределяю обязанности. (2ое снимают бельё с кукол, передают детям, переодевают кукол в чистое; 2ое стирают бельё, отделив цветное от белого; 2ое поласкают, затем все вместе развешивают чистое бельё). Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелим клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки. Вот теперь всё готово.

Мы с ребятами сегодня

собрались бельё стирать.

Эту кучу бельевую

будем мы сортировать.

Нам цветное вместе с белым,

Ну, никак нельзя стирать,

Ведь бельё цветное может

Очень сильно полинять.

Дети сортируют бельё.

Это красное корытце

Нам для стирки пригодится.

А вот тазик голубой –

Наполняй его водой.

Наливают воду из вёдер в тазы.

«К труду готов. Больше дела – меньше слов!» - Даю указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашиваю, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать).

- Стараемся трудиться дружно, не отставать. «Сделал сам, помоги другому». Слежу, чтобы постиранное бельё складывали отдельно от цветного.

Мыло пенится в водице

Не привыкли мы лениться,

Посмотри-ка детвора,

Чистого белья гора.

Постирали дружно. Закончили все вместе. Никто не отстал. Что будем делать дальше? (бельё полоскать). Для чего? (чтобы смыть мыло). Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку.

За работу теперь дружно

Нам бельё развесить нужно.

Мы трудились, мы устали.

Мы уже большими стали.

Все развешивают бельё.

Будем мы всегда стирать

нашим мамам помогать.

Мы управились с работой

и пойдем гулять с охотой.

Потрудилась детвора

Солнышку сушить пора.

Ай да хозяюшки, ай, да молодцы. Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Вся верёвка бельём завешена. Бельё у нас теперь чистое свежее. Будут куклам чистые наряды на смену. Скажите, что нужно сделать когда бельё высохнет? (снять с верёвки, сложить погладить, убрать в шкаф.

«Сделал дело – гуляй смело!». Давайте поиграем в игру. «Угадаем, что сделаем»

Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривают:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй.

И за мною повторяй.

По окончании слов все останавливаются. Воспитатель показывает какое-либо движение. (стирает, гладит, выжимает, встряхивает. Развешивает0. дети повторяют, отгадывают действие, называя его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: