Истоки и идейные основы средневековой философии. Ее специфика и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм.
Переодизация
1. Период патристики (II – VI вв.):
▪ разработка и оформление христианской догматики и философии;
▪ человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог
▪ вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать»
Аврелий Августин (354—430):
▪ проблемы бытия и времени, движения, ист. прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Творца;
▪ выделял 2 противоположных вида чел. общности: «град земной», государственность, основанную на любви человека к самому себе, и «град божий» – духовную общность, основанную на любви к Богу.
▪ рационализация западного богословия.
▪ сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обосновать ее правоту;
▪ использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора;
|
|
▪ переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.
▪ формирование 2 систем образования – монастырской и университетской.
Фома Аквинский (1225—1274)
▪ разграничивал области философии (предмет - «истины разума») и теологии («истины откровения»). Конечный объект и источник истины этих наук – Бог, не может быть никакого противоречия между теологией и философией.
▪ 5 путей рационального доказательства бытия Бога: доказательства от причины; наличия движения в мире; случайности всех вещей; несовершенства каждого творения; целесообразности всего в мире.
РЕАЛИЗМ: общие понятия (универсалии):
- только они обладают подлинной реальностью (а не единичные предметы);
- существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.
НОМИНАЛИЗМ: общие понятия
- существуют не в действительности, а только в мышлении;
- не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей;
- образуются умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений;
- существуют не до, а после вещей.
Крайние номиналисты - реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот) — познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта; отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.