I. Понятие и сфера применения договора. Основания заключение.
Поставка товаров для государственных нужд
Государственные нужды – необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач.
Закон Республики Беларусь “О поставках товаров для государственных нужд” от 24.11.1993 г. № 2588(ст.2 – закрепляет цели).
Состав государственных нужд: перечень государственных нужд + перечень государственных заказчиков – составная часть прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной год.
Предложения по составу государственных нужд представляется субъектами в Министерство экономики(утверждение в конце года), далее состав гос.нужд доводится до государственных заказчиков и исполнителей в случае их определения.
Государственные заказчики – определенные СовМином, непосредственные заказчики: министерства, учреждения и объединения подчиненные правительству, исполкомы.
|
|
Государственный заказчик не вправе передавать свои полномочия по формированию и размещению государственного заказа иным лицам.
Касательно местных гос.нужд: заказчики определяются исполнительными и распорядительными органами соответствующей АТЕ.
Размещение заказов для гос.нужд осуществляется заказчиками в соответствии с порядком установленным законодательством, ежегодно утверждаемым составом государственных нужд.
п.2-5 Постановления СовМина № 437 от 13.06.1994 г.
Государственных закупки – закупки товаров, работ, услуг осуществляемые юр.лицами и ИП полностью или частично за счет средств бюджетов включая целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов в том числе для государственных нужд.
Термин “государственных закупки” шире, чем “поставка товаров для государственных нужд” т.к любая поставка – закупка.
Существует 4 процедуры государственных закупок:
1. Конкурс – проводится при ориентировочной стоимости государственных закупок на сумму от 8 тысяч базовых величин.
2. Запрос ценовых предложения – на сумму от 1 до 8 тысяч базовых.
3. Оформление конкурсного листа – от 50 до 1000 б.в..
4. Закупка из одного источника – от 50 и более б.в в случаях определенных СовМином.
Указ от 17.11.2008 г № 618(п.4 содержит исключения, когда не надо проводить указанные выше процедуры).
Указ от 30.12.2010 г. № 708.
Постановление СовМина от 20.12 2008 г. № 1987(принят в развитие указа № 618).
Для поставок товаров для государственных нужд необходимо 2 документа:
1. Государственный контракт(первичный документ).
|
|
2. Договор поставки товаров для государственных нужд(вторичный т.к заключается на основании государственного контракта).
Существует 2 структуры договорных связей:
1. Простая структура – когда поставка осуществляется исполнителем в соответствии с условиями государственного контракта непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с последним договоров.
2. Сложная структура предусматривает прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя конкретному покупателю для заключения с ними договора поставки товаров для государственных нужд на основании извещения о прикреплении выдаваемом государственных заказчиком.
Заключение государственного контракта с поставщиком является обязательным, если в отношении данного поставщика была завершена одна из 4 процедур(см.выше) по выбору поставщика.
Для поставщиков заключение государственного контракта обязательно:
1. Для поставщиков являющихся монополистами по продаже/ производству определенных товаров(ст.11 Закона о поставках…)
2. Если поставщик является заготовительной организацией
3. Поставщик в рамках государственного оборонительного заказа и поставок товаров в государственный и мобилизационный резерв.
4. Поставщики лома и отходов черных и цветных металлов(постановление СовМина № 40 от 12.01.2012 г.)
п.1 ст.12.5 КоАп предусматривает ответственность поставщиков за отказ от обязательного заключения государственного контракта.
При простой структуре договорных связей, отношения между сторонами государственного контракта в процессе исполнения регулируются: параграфом 4 главы 30 ГК => специальное законодательство => правила о договоре поставки(ст.476 – 493 ГК) => Общие нормы о купле = продаже.
При сложной структуре договорных связей: обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя.
Государственный заказчик признается поручителем по денежным обязательствам покупателя(в случае неоплаты товаров, государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком в полном объеме включая % и возмещение убытков). Убытки которые были причинены поставщику в связи с обязательным принятием государственного заказа должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не более 30 дней со дня передачи товара предусмотренного контрактом. В противном случае поставщик имеет право отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков вызванных расторжение контракта.
Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения государственного контракта при условии причинения убытков как поставщику так и покупателю.