Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях

Вина

Причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.

Противоправное поведение

Наличие вреда

Вред – это умоление личного или имущественного блага принадлежащего потерпевшему. Вред делится на:

Вред причиненный личности – это вред причиненный здоровью гражданина. Выражается в потере (наступлении инвалидности) либо ухудшении здоровья, утрате заработка либо его части, несении расходов вызванных повреждением здоровья, а также может выражаться в физических страданиях и моральных переживаниях.

Вред причиненный другим нематериальным благам человека. Он выражается в моральных и физических переживаниях в связи с искажением имени, клеветой. обезображиванием лица, раскрытием семейной тайны, возникших расходах.

Вред, причиненный смертью гражданина – выражается в утрате дохода умершего лицами, которые получали либо имели право получать содержание при его жизни в их моральных переживаниях, а также в расходах на погребение.

Возмещению подлежит как имущественный, так и моральный вред. Ст. 152, 968 ГК.

Вред, причиненный личности может быть как имущественный (заработок. медпрепараты) так и моральный (нравственные страдания и т.д.).

Рядом особенностей отличается вред причиненный на производстве. Такой вред делится на 2 категории: 1. трудовое увечье 2. профессиональное заболевание.

Вред причиненный имуществу – выражается в повреждении или утрате вещи, не получении доходов, которые потерпевший получил бы если бы не было вредоносного действия. Может имущественный либо моральным.

Поведение, нарушающее нормы права и одновременно чье - либо субъективное право.

Противоправное поведение может быть как действием, так и бездействием (неоказание помощи – пример).

Некоторые вредоносные действия не являются противоправными. Так не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны без превышения её пределов.

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости по общему правилу подлежит возмещению. Эта ситуация - единственный в законодательстве случай ответственности за правомерные действия.

Причинная связь имеет место в том случае, если противоправное поведение (причина) предшествует наступлению вреда по времени и порождает этот вред (следствие), а взаимосвязь между причиной и следствием должна быть объективной и конкретной. При причинении вреда несовершеннолетними (до 14 лет) устанавливается 2 ряда причинных связей (фактор воспитания + надзор).

Психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к своему противоправному поведению и его результатам. Вина причинителя вреда презюмируется (он будет доказывать отсутствие своей вины).

Наличие вредаи его размер доказывает потерпевший. Отсутствие вины доказывает причинитель вреда, а противоправность поведения и причинную связь устанавливает суд. Каждая из сторон вправе ходатайствовать о проведении экспертизы для установления причинной связи.

Существуют изъятия в законодательстве, когда для наступления ответственности достаточно наличие не всех 4 условий. Такие случаи называются специальные условия ответственности.

3. Специальные условия возмещения и компенсации вреда.

1. Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органом уголовного преследования и суда.

Может быть Моральный – переживания, страдания, причиненные в результате распространения сведений негативно (антиобщественно) оценивающим личность потерпевших и Имущественный – конфискация, ухудшение здоровья и расходы на его восстановление.

Противоправность поведения органа уголовного преследования и суда может выражаться в:

1. Незаконном осуждении

2. Применении принудительных мер безопасности и лечения

3. Привлечении в качестве обвиняемого

4. Задержании

5. Содержании под стражей

6. Домашнем аресте

7. Применение подписки о невыезде и надлежащем поведении

8. Временном отстранении от должности

9. Помещении в психиатрическое учреждение

10. Незаконном наложении административного взыскания в виде административного ареста или исправительных работ

11. Незаконная деятельность уголовного преследования не повлекшая последствий перечисленных в п. 1- 10.

12. Иной вред, причиненный при осуществлении правосудия (именно судебных органов).

В случаях, перечисленных в пунктах 1-10 (специальные условия) вина должностных лиц органов уголовного преследования и суда не является обязательным условием возмещения вреда.

В пункте 11 ответственность наступает при наличии вины соответствующих должностных лиц (общие условия).

Пункт 12 – вред возмещается, в случае если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Потерпевшим в случаях 1-10 могут быть только граждане при условии, что действия органов уголовного преследования и суда против них были прекращены по реабилитирующим основаниям (постановление оправдательного приговора, прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления, за отсутствием события преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления), прекращение дела об административном правонарушении).

Вред не подлежит возмещению, если незаконные действия органов уголовного преследования и суда явились следствием самооговора со стороны потерпевшего.

В пунктах 11 и 12 потерпевшими могут быть граждане и юридические лица.

В качестве непосредственных причинителей вреда выступают должностные лица органов уголовного преследования и суда. Однако вред возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях предусмотренных законодательством за счет казны административно территориальной единицы в полном объеме.

В случаях 1-10 РБ и АТЕ возместившие вред имеет право регресса к соответствующим должностным лицам, если их вина установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В случаях 11, 12 право регресса к непосредственному причинителю вреда отсутствует.

2. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами.

Издание акта не соответствующему законодательству, совершение иных незаконных действий в области административного управления (пример – вне очереди представили квартиру). Ответственность наступает за виновное поведение указанных органов и должностных лиц. Потерпевшими могут быть граждане и юридические лица, которым непосредственно причинен вред. Вред возмещается за счет казны РБ или АТЕ.

3. Вред, причиненный несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (малолетними).

Являются полностью неделиктоспособными!

Лица ответственные за причинение вреда малолетними:

1. Родители, усыновители, опекуны

2. Воспитательные, лечебные учреждения, учреждения соц.защиты населения или другие аналогичные учреждения, которые в силу акта законодательства являются опекуном малолетнего. Речь идет об учреждениях осуществляющих опеку.

3. Образовательные, воспитательные, лечебные или иные учреждения обязанные осуществлять надзор за малолетними.

4. Лицо, которое на основании договора осуществляет надзор за малолетним в момент причинения вреда (няни, телохранители).

5. Лица лишенные родительских прав в течении 3 лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка повлекшее причинение вреда явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Указанные лица и учреждения привлекаются к ответственности за вред вызванный чужими действиями, но отвечают за свою вину. Вина лиц перечисленных в пунктах 1,2,5 выражается в безответственном отношении к воспитанию детей, неправомерном использовании своих прав по отношению к детям, а также в случаях 1,2 в неосуществлении должного надзора за детьми. Вина лиц перечисленных в п.3 и 4 может выражаться в неосуществлении ими должного надзора в момент причинения вреда. Если будет доказано, что причинение малолетним вреда имело место как по вине родителей, усыновителей так и по вине образовательного учреждения обязанного осуществлять надзор, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого. Вина указанных лиц в пунктах 1-5 презюмируется.

Исключения из правила об ответственности родителей или учреждения, возможно при одновременном наличии 3 условий:

1. Физические лица перечисленные в п.1, 4,5 умерли либо не имеют достаточных средств для возмещения вреда.

2. Вред причинен жизни или здоровью потерпевшего.

3. Непосредственный причинитель вреда стал полностью дееспособным и обладает необходимыми средствами.

При наличии данных условия суд вправе возложить возмещение вреда полностью или частично на самого причинителя учитывая имущественное положение причинителя вреда и потерпевшего, а также иные обстоятельства.

Право регресса у родителей или учреждений к непосредственным причинителям вреда не возникает.

4. Ответственность за вред причиненными несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Признаются деликтоспособными и несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (общее правило). Родители могут нести дополнительную субсидиарную ответственность за вред причиненный несовершеннолетними при одновременном наличии 2 условий:

1. Отсутствие у несовершеннолетнего доходов или иного имущества достаточного для возмещения вреда.

2. Вина родителей, усыновителей, попечителей в возникновении вреда. Вина может выражаться в ненадлежащем воспитании или надзоре за детьми.

По тем же основаниям несут ответственность учреждения являющиеся попичителями несовершеннолетнего. Субсидиарная ответственность указанных лиц прекращается при наступлении по крайне мере одного из следующих обстоятельств: 1. Достижения непосредственным причинителем вреда совершеннолетия 2. Причинитель вреда приобрел полную дееспособность до достижения несовершеннолетия 3. Появление у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда. В этих случаях права регресса не возникает.

Тема: Наследование

1. Понятие наследования и наследственное право

Наследование - переход прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в порядке установленном нормами наследственного права (вариант универсального правоприемства).

В пользу универсального правоприемства:

1. К наследникам переходят все принадлежавшие наследодателю права и обязанности исключая лишь те из них переход которых по наследству не допускается в силу прямого указания закона либо переход которых невозможен в силу их юридической природы.

2. Права и обязанности переходят вместе со способом их обеспечения и лежащими на них обременениями.

3. Переход прав и обязанностей наследодателя к принявшим наследство наследникам осуществляется в момент совершения наследником действий направленных на принятие наследства. Такой наследник считается принявшим все наследственное имущество где бы оно не находилось и в чем бы оно не выражалось.

Наследственное право рассматривают в объективном и субъективном смысле слова.

Совокупность норм, регулирующих отношения по переходу имущественных прав и обязанностей, а также некоторых личных неимущественных прав умершего к другим лицам – Объективный смысл.

Это право призванного к наследованию наследника на принятие наследства – Субъективный смысл.

2. Время, место и основания открытия наследства

Основаниями для открытия наследства являются:

1. Смерть гражданина, удостоверенная свидетельством выданным органом ЗАГС.

2. Объявление судом гражданина умершим (когда есть основания, но никто не знает, умер или нет данный гражданин).

3. Установление по суду факта смерти гражданина (когда гражданин на самом деле умер и знают, но свидетельства о смерти почему то нет и восстановить в Загсе невозможно).

Время для открытия наследства

При первом основании – день смерти гражданина (указанный в свидетельстве).

Второе основание – день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.

Дата смерти установленная в решении суда.

Коммориенты – это лица, являющиеся наследниками по отношению друг к другу и умершие в один день. Не наследуют друг после друга поэтому имеет значение только день, а не час смерти наследодателя (пример –ДТП или стихийные бедствия).

Местом открытия наследства является последнее место жительство наследодателя, которым признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживал. Если оно не известно, то это место нахождения недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии его местонахождения основной части движимого имущества.

3 вопрос: Наследники

Наследниками могут быть:

1. Физические лица, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также лица, которые были зачаты при жизни наследодателя, но родились после его смерти (Только для наследодателя отца).

2. Юридические лица, являющиеся созданными в момент открытия наследства (только при наследовании по завещанию, по закону не наследуют юридические лица).

3. Республики Беларусь и её АТЕ (только по завещанию). Следует отличать от выморочного наследства (переход выморочного наследства это не наследование, а просто переход).

Изъятия из круга наследников

1. Недостойные наследники (возможно как по закону, так и по завещанию), регулирование ст.1038 ГК.

2. Наследник, отстраняемый ввиду фактического прекращения брака (ст.1065 ГК).

4вопрос: Формы наследования

При наследовании по завещанию наследники, условия и порядок наследования определяются наследодателями. Его воля излагается в завещании установленной формы.

При наследовании по закону наследники, порядок и условия наследования определяются ГК и иными законодательными актами (но кроме ГК нигде не определяется).

Наследование по завещанию имеет место, когда имеет место действительное завещание.

Наследование по закону имеет место:

1. Когда завещание отсутствует или определяет судьбу не всего наследства.

2. Завещание признано полностью или частично недействительным.

3. Единственный наследник по завещанию не принял наследство (признан недостойным наследником, не выполнил правомерных условий завещателя, а другой наследник ему не подназначен либо отказался от наследства)

5вопрос: Наследование по завещанию.

Завещанием признается волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Завещание – односторонняя сделка (применимы правила по сделкам).

Особые требования к завещанию:

1. Завещателем может быть только полностью дееспособный гражданин.

2. Завещание может быть совершено только лично. Совершение завещания через представителя не допускается.

3. В завещании может содержаться только воля 1 лица.

4. Действительно завещания определяется на момент его совершения.

Основной принцип составления завещания: Свобода завещания

Проявления свободы завещания:

1. Гражданин может завещать имущество одному или нескольким лицам как входящим так и не входящим в круг наследников по закону.

2. Завещатель вправе без объяснения причин лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону.

3. Завещатель вправе обусловить получение наследства тем или иным условием относительно характера поведения наследника. Условие должно быть правомерным и объективно выполнимым (завещаю имущество Пете если он жениться на соседке – пример).

Ограничение свободы завещания:

1. обязательная доля в наследстве

2. Правила о недопущении возложения на лиц, назначенных наследниками обязанности распорядиться определенным образом завещенным им имуществом на случай их смерти.

3. Недопущение включения противоправных или невыполнимых для наследника условий.

Закрытое завещание – которое по желанию завещателя удостоверяется нотариусом без ознакомления с его содержанием.

Нотариус делит имущество в долях и устраняет наследников которые не могут наследовать.

Источник: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие ­ М.: Изд-во МГУ, 1995. ­ 224 с.

Идея Цитата в тексте
Иллюзия объективности своего мира Профессионала нужно рассматривать как ложную систему Профессионализм как определенная системная органзация психики Успешность обучения операторов: уровень рефлексии+локус контроля Мир нормально соткан из конфликтов Стараться видеть общечеловеческий труд вокруг себя Образ мира: поверхностные представления + «ядро» Структура образа мира профессионала (планы) Некоторые часто используемые профессиональные знания и навыки могут «упаковываться» в психике с.6 «распространена иллюзия объективности своего образа мира при его фактическом и вполне закономерном субъективном своеобразии решительно у каждого.» с.8 «Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, функции. К этим внутренним функциям относятся и построение образа будущего результата деятельности, и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональная преднастройка к работе, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье…» с.9 «профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека…» с.11 «экспериментально показано, что успешности обучения операторов зависит от целого комплекса самых, казалось бы, неожиданных субъективных качеств и, в частности, уровня рефлексии (способности или привычки смотреть на себя как бы со стороны, осознавать многие стороны своей активности), от типа «локуса контроля» (склонности полагаться на себя или других при оценке событий) и др.» с.11 «Профессия как множество трудовых постов (…), а также принадлежность человека к определенной профессиональной общности (…) могут пониматься (по крайней мере в части случаев) как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между стойкими личными качествами человека с одной стороны, и объективными нормативными требованиями деятельности, общества – с другой. Подчеркиваем, что конфликтом мы называем не обязательно межлюдскую «склоку», а нормальное столкновение, согласование-рассогласование разных взаимодействующих систем. В этом смысле мир нормально соткан из конфликтов.» с.12 «Переход человека от одной специальности к другой, из одной профессиональной общности в другую (…) нетрудно интерпретировать как исходы из конфликтов. Но и творческое преобразование заданной деятельности, фактическое порождение нового варианта организации рабочего места или профессиональной деятельности – тоже результаты разрешения некоторых противоречий развития, конфликтов в принятом выше смысле слова.» с.15-16 «На освоение одной профессии люди тратят года, а чтобы обрести профессиоведческую ориентировку и культуру, нужно как-то освоиться с представлениями о множестве профессий за сравнительно короткое время (…). В этих случаях важно накапливать и накапливать впечатления от эмпирических столкновений с предметной областью. А в нашем случае еще важно и (…) стараться видеть вокруг себя общечеловеческий труд людей: «Кто сделал чашку чая?», «Кто сделал одежду и обувь, которая на мне?», «Кто сделал тепло и свет в моем жилище?», да и вообще: «Что останется вокруг меня, если исключить из среды все рукотворное?!» с. 193-196 «образ мира имеет, как минимум, два существенных структурных компонента – относительно явные, легко сознаваемые («поверхностные») представления, с одной стороны, и более глубокие репрезентативные образования, «ядро»…» с.194 «образ мира профессионала можно представить как имеющий, предположительно, следующую структуру. 1) Дальний план (то, о чем известно, что оно, «само собой разумеется, есть», «стабильно», «никуда не денется», хотя само по себе не интересует).(…) 2) Общий план (то, что известно как не слишком дробно дифференцированная и очень большая по составу целостность на некоем недетализированном же, но достаточно определенном фоне). 3) Средний план – то, что известно как определенная – «моя», «интересующая меня» широкая часть определенной же, но очень большой «нашей» целостности; остальные части ее представляются неохватными и преднамеренно не делаются предметом внимания, рассмотрения. (…) 4) Первый план – те специфические для нашей про фессии системные целостности, «гештальты», «кванты», что повседневно или чаще всего заботят, какое-то время «не выходят из головы»; они относятся к предметной области своей работы, значимым другим, своим состояниям (психическим и соматическим). (…) 5) Крупный план – совокупность оперативных образов, возникающих у человека непосредственно во время работы и охватывающих предмет, средства, условия труда, относящуюся к работе активность как других людей, так и свою собственную; предметом отображения оказываются также взаимосвязи и взаимодействия перечисленных факторов. (…) 6) План деталей (дробная часть крупного плана, когда в сознании актуализируются известные в данной специальной области тонкости предмета рассмотрения). 7) Оперативный план детализации (ситуации, когда по ходу работы есть необходимость самостоятельно аналитически расчленять и реинтегрировать предмет деятельности – делить его на части или признаки и по-новому их объединять; при этом происходит, таким образом, порождение новых, в частности и все более детальных, представлений).» с 197 «есть данные, свидетельствующие о том, что многочисленные конкретные представления могут по мере освоения профессионального опыта, автоматизации навыков основательно и вполне закономерно «упаковываться» в психике так, что во время оперативной ответственной занятости совершенно не вступают в зоне ясного сознания (хотя в свое время и сыграли некую роль в формировании именно черт профессионализма).»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: