Климов Е. А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза

Источник: Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность №6, 1995, с. 140-149

Идея Цитата в тексте
Разные профессионалы видят мир по-разному Народная мудрость говорит о том же Два абсурда: абсурд уникальности каждого и абсурд всеобщей одинаковости. Профессионалы разных отраслей по-разному «квантуют» окружающий мир, что приводит к видению мира по-разному. Знание о менталитете разных профессионалов может устранить конфликты и недопонимания Необходимость культивации уважительного отношения к своеобразию психики другого человека Сложности. с. 141 «Парадокс состоит в том, что деятельность, вообще говоря, является важнейшим условием именно адекватного знания о мире; в то же время оказывается, что «делатели», профессионалы по-разному представляют и объектную, и субъектную реальность.» «В пословицах возможна общая констатация (признание факта) особого, избирательного видения и разумения реальности разными субъектами. При этом здесь так или иначе вовлекаются в информационный оборот очень разные познавательные модальности» «Мы видим, что в таких индикаторах народного сознания, как пословицы и поговорки, многогранно, многооттеночно отображена идея индивидуальной и групповой относительности человеческих представлений реальности, мира как универсума» «надо, по-видимому, находить и удерживать в теории и практике какое-то явно неравновесное и в то же время устойчивое положение (т. е. положение, постоянно требующее от нас бдительности) между двумя абсурдами: абсурдом уникальности каждого человека и абсурдом всеобщей одинаковости людей. К счастью, практически ни тот, ни другой варианты невозможны, но приближения к ним то и дело возникают (тоталитаризм или анархизм в политике; борьба то за единую педагогическую школу, то против нее и за «личность» в педагогике, «гуманистические» или «сциентистские» подходы в психологии).» «разнотипные профессионалы, скорее всего, неодинаково «квантуют» окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления. И если при этом они недостаточно рефлексируют, например, субъектный, природный, технический, эстетический или, наконец, метрический и т. п. аспекты окружающей обстановки, возникает задача компенсаторной информационной поддержки, взаимообогащения специалистов информацией об окружающем (последнее — ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов).» «если в обществе будет последовательно культивироваться дифференцированное, детальное знание о менталитете разнотипных профессионалов, это существенно минимизирует недоразумения, переживания напряженности, конфликты в сфере взаимодействия руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организационных структур и включенных в них «делателей».» Для этого «необходимо культивировать (в системах образования, воспитания разных типов и уровней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессиональной подготовки) уважительное отношение к своеобразию психики другого человека, преодолеть стихийно возникающую иллюзию, будто окружающие должны видеть и понимать реальность именно «как я».» «Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что психика другого человека — реальность, в сущности, незримая; ясные, четкие представления о состояниях и особенностях внутреннего мира сторонних людей нелегко строить и удерживать в сознании. В связи с душеведческим невежеством возможно и совершенно искреннее, «честное» варварство, «дожимание» других по своему образу и подобию, представляющемуся единственно возможным и правомерным.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: