Бодров В. А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности

Источник: Бодров В.А. «Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности» ПЖ т.29№5 2008.

Идея Цитата в тексте
Нестационарность взаимосвязи человека и его проф. деятельности. Задачи системного подхода Задачи деятельностного подхода Задачи и цели динамического подхода. Основоположения субъектно-деятельностного подхода Задачи субъектно-деятельностного подхода. Отличие физиологической и психологической адаптации. Психологические и физиологические требования опасной профессии Индивидуальный стиль деятельности Продуктивность, эффективность и работоспособность Необходимость учета человеческого фактора в профессиональной деятельности Надежность можно обеспечить попеременной сменой ведущих ролей человека и техники. Эргономика с. 83 «Особенностью прохождения человеком своего профессионального пути является не только развитие его как личности и становление как субъекта труда, но также периодическое изменение характера самой деятельности (как ее вида, так и содержания, условий, организации и т.д.), что обуславливает нестационарность процесса взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости человека и деятельности, специфичность этого процесса для каждой профессии или их совокупности.» с. 83 Ломов – создатель системного подхода… «Системный подход определяет необходимость изучения, во-первых, отражательной, регулятивной и коммуникативной функций психики в неразрывной связи с физиологическими функциями и анатомическими структурами индивида, взаимодействующими между собой и с внешним миром и, во-вторых, рассмотрения их роли в регуляции деятельности, в развитии личности, в зарождении и проявлении системных свойств человека, таких, например, как его профессиональная пригодность, работоспособность, функциональная надежность и др.» с.83 «системный подход реализуется в совокупности других, более конкретных научных подходов, теорий, методов.» с.83 «деятельностный подход, разработанный С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым. Этот подход определяет необходимость установления и учета причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса, а также изучения закономерностей психического отражения предметного мира, соотношения образных конструктов в процессе деятельности» с. 83 Динамический подход Анцыферовой «Данный подход имеет своей целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности, и этим он отличается от тех динамических концепций личности, которые отражают в основном изменения функционально-энергетических характеристик человека.» с.83 «. Важнейшими положениями субъектно-деятельностного подхода являются: неразрывная связь и взаимовлияние человека (субъекта) и деятельности, в которую он включен; творческий и самостоятельный характер деятельности; понимание ее как целенаправленной, сознательной, практически преобразующей активности субъекта по отношению к внешнему миру и к самому себе; развитие субъекта в деятельности и изменение самой деятельности.» с.84 «согласно субъектно-деятельностному подходу человек и его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей. Он направлен на познание психологической сущности труда человека, осуществляющего конкретную социально-значимую и технико-экономически нормированную деятельность. Положения субъектно-деятельностного подхода позволяют изучать уровень и адекватность осознания субъектом заданной объективно социальной и технической реальности и своей роли в обществе» с.85 «если основная цель физиологических механизмов адаптации заключается в приспособлении человека к изменяющимся условиям внешней среды, то психологическая адаптации не исключает этот вариант, но и обеспечивает другую сторону взаимодействия — возможность активного преобразования этой среды с целью оптимизации ее условий для человека.» с.86 «В исследованиях В.А. Пономаренко (1995) определено, что опасная профессия требует от человека социально-психологической готовности к работе в экстремальных условиях, наличия достаточно выраженных и адекватных механизмов гомеостатической и адаптационной регуляции состояния и поведения человека в этих условиях, пластичности формирования функциональных систем обеспечения процессов предвосхищения, планирования, интуиции, продуктивных и эвристических решений.» с. 86 «Проблема индивидуального стиля деятельности человека последние годы привлекает к себе всевозрастающее внимание исследователей. В работах В.И. Моросановой обосновывается ряд положений об индивидуальном стиле человека и, в частности, психологическое понятие этого феномена и личностный подход к его изучению. (…) автор обращает внимание на дискуссионный характер проблемы связи стиля и успешности деятельности и в этой связи на существование и роль различных уровней развития стиля (рациональные-нерациональные, позитивные-негативные, положительные-отрицательные).» с. 86 «Результативность и качество работы субъекта труда (…) обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность труда», которые определяются многими внешними факторами (…).Для обозначения внутренних факторов, влияющих на продуктивность труда, используется понятие «работоспособность», которое… отражает возможность субъекта труда выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством. (…)Динамика работоспособности человека зависит от индивидуальных характеристик субъекта труда, особенностей содержания, средств, условий и организации деятельности.» с. 87 «Одним из основных показателей эффективности профессиональной деятельности является ее надежность, т.е. безошибочность, точность и своевременность выполнения рабочих действий в определенных условиях.» с.87 «большие перспективы в повышении качества и расширении возможностей анализа причин указанных действий связаны с развитием концепции роли «человеческого фактора» в обеспечении эффективности и надежности профессиональной деятельности. В понятие «человеческий фактор» включаются как групповые, так и индивидуальные свойства, качества человека.» с. 88 «Один из центральных вопросов инженерной психологии — роль и место человека в системе «человек-машина» — получил развитие в работе Ю.Я. Голикова и А.Н. Костина (1996). Авторы, изучая надежность сложных систем управления, выделили два аспекта ее обеспечения: управление по количественным критериям в формализуемых областях и по содержательным, качественным критериям в неформализуемых областях — отсюда они делают вывод, что надежность можно обеспечить попеременной сменой ведущих ролей человека и техники.» с. 89 «Из самой сути системного подхода вытекает необходимость контактов инженерной психологии с техническими, биологическими, медицинскими и др. науками (…). Один из таких комплексов, в которые включена инженерная психология — это эргономика.» с.89 «Имея в качестве объекта исследований систему профессиональной деятельности, эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название «человеческих факторов» в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся в процессе деятельности человека и связанные с достижением конкретных целей.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: