Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности

Источник: Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. – метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 94 с.

Идея Цитата в тексте
Изучение человека в деятельности позволяет понять природу многих явлений Структура субъекта труда Структура объекта труда Три аспекта проблемы изучения человека в трудовой деятельности Принципы професиографирования Аналитическая профессиограмма с.5 «Именно изучение человека в деятельности (познавательной, общественной, производственной, творческой и др.) наиболее полно и достаточно глубоко позволяет раскрыть причинно-следственные связи, обусловливающие взаимодействие субъекта с объектом в конкретных социально-исторических и технико-экономических условиях, и понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований» с.6 «структура субъекта труда включает характеристики личностные (интересы, мотивы, ценностные ориентации, сознание и др.), психологические (когнитивные, мнемические, коммуникативные, сенсорные, сенсомоторные и др.), психофизиологические (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология нервной сис-мы) и психологические единицы деятельности (действия, операции).» с.6 «Структура объекта труда включает предмет труда, средства труда (орудия, приемы, способы), задачи, операционально-технические действия и условия труда (социально-экономические, гигиенические, социально- психологические и организационные).» с.8 «перед психологической наукой проблема изучения человека в трудовой деятельности встает в трех основных социально обозначенных аспектах: научном, практическом и гуманистическом.» с.8 «Гуманистический аспект (…) ставит во главу исследования проблему взаимосоответствия человека и профессии, которую можно рассмотреть при изучении трех вопросов. Что должен человек? Что он может? К чему стремится?» с.9 «проблемы профессиональной готовности, пригодности кадров, их формирования и адаптации, продвижения по службе и стабилизации; проблемы профессионального утомления (работоспособности), безопасности труда, стимулирования, брака и конфликтности в трудовых коллективах, как показывают множество исследований (…) обусловлены и несовершенством условий и организации труда и тем, что не каждому человеку удается их преодолеть доже при очень высокой мотивации и профессиональной квалификации. Данные вопросы раскрывают практический аспект.» с. 10 «задача науки в данном случае заключается в разработке концептуальных схем исследования, моделей деятельности; построении теоретических концепций и гипотез, выборе средств и методов их реализации на основе не только современных психологических, но и философских, социологических, экономических и технических воззрений.» с.28 «Поэтапность познания трудовой деятельности задает определенную процессуальную последовательность сбора и анализа материала. В данном случае выделяются пять этапов: «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий».» с.28 «Целенаправленность (…) Сущность этого принципа заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (…) и конкретных практических задач (…), специфики труда и условий его изучения.» с.29 «Селективность (избирательность) объекта познания задает направленность исследования именно на ту «зону» труда, в которой наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, т. е. задача, которую должен решать человек в процессе работы, объективно сложна (…) и требует осознанного отношения при ее исполнении.» с.29 «Структурированность предполагает реализацию поуровневого исследования системного объекта, например, на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном.» с.29 «Многоуровневость познания объекта. Данный принцип обусловлен тем, что трудовая деятельность человека является не просто системным, а и полимодальным объектом, так как ее подсистемы «субъект труда» и «объект труда», обусловливающие ее деятельность, имеют разную «природу» строения и функционирования. Поэтому необходимо исследовать не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и «вертикальных» - объектно-объектных и субъектно-субъектных.» с.29 «Иерархичность познания предполагает наличие динамики преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда, профессии.» с. 52 «Аналитическая профессиограмма обеспечивает построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда. (…) Причем, необходим анализ операционально-технологической структуры именно тех этапов профессионального труда, в которых сконцентрирована основная сущность и сложность данной деятельности и от которых в большей степени зависит конечный результат.» с. 52-53 «Применение аналитической профессиограммы при изучении различных профессий позволило построить гипотетические модели психологических операторных структур деятельности сборщиц микросхем, начальника отдела кадров, разработчиков радиоэлектронной аппаратуры. Эти модели могут служить основанием для подбора, разработки или адаптации методов и проведения психодиагностики кадров.»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: