Депутатский запрос, право обращения с запросом

Литература

1. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 (с изм. от 16.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 51. – Ст. 5128.

2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ: Федеральный закон от 06.02.1998 // СЗ РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.

3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.2004 // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167.

4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 8.05.1994 (в ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 19. – Ст. 1749.

5. Горобец,В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального собрания / В.Д. Горобец // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 9.

6. Горбуль, Ю.Л. Проблемы современного законотворчества в Россий­ской Федерации / Ю.Л. Горбуль // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 18.

7. Государственная Дума за десять лет: свидетельствует статистика // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 152.

8. Гранкин,И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования / И.В. Гранкин // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 5.

9. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального собрания России / И.В. Гранкин // Кон­ституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6. – С. 11.

10. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование формирова­ния палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования / И.В. Гранкин // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 23.

11. Гранкин, И.В. Основные признаки законодательных органов / И.В. Гранкин // Конституционное имуниципальное право. – 2007. – № 5. – С. 19.

12. Конкина, И.И. Проблема планирования законодательной деятельно­сти в Российской Федерации на современном этапе
/ И.И. Конкина // Консти­туционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 29.

13. Кузнецова, Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля / Л.Л. Кузнецова // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 107.

14. Кудрявцев, В.Н. Конституция – это закон для государственной Думы / В.Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2007. – № 5. – С. 13.

15. Лопатин, В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотвор­чества в России / В.Н. Лопатин // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 3.

1. Конституционно-правовой статус депутата
Федерального Собрания Российской Федерации

В характеристике статуса парламентария выделяют сле­дующие составляющие:

а) правовая природа депутатского мандата;

б) принцип несовместимости;

в) депутатский иммунитет;

г) депутатский индемнитет;

д) основные формы деятельности и права парламента­рия.

Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе чле­на Совета Федерации и депутата Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают оди­наковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государствен­ной Думы различна.

Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т.е. все они (в том числе и избранные в одно­мандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей дея­тельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных ор­ганов государственной власти субъектов РФ и в любое вре­мя могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами де­ятельности. В частности, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным ли­цом, находиться на государственной или муниципальной службе. Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным – согласие соответствующей палаты необходимо только при привлечении парламентария к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска, допроса, личного досмотра. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ. Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:

- участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;

- участие в работе комитетов и комиссий палаты, а так­же согласительных (совместных, межпалатных) комиссий;

- участие в выполнении поручений палат и их органов;

- участие в парламентских слушаниях;

- внесение законопроектов в Государственную Думу;

- внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от своего имени);

- обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»);

- обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

- работа с избирателями, при этом депутаты Государ­ственной Думы, избранные по партийному списку, «припи­сываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту РФ (для членов Совета Федерации данная форма работы не применяется, так как они не избираются непо­средственно избирателями);

- участие в работе депутатских объединений (в соот­ветствии с Регламентом Совета Федерации создание в верх­ней палате фракций и депутатских групп не допускается, следовательно, и данная форма парламентской деятельно­сти членами Совета Федерации не применяется) и др.

Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосред­ственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, по­лучение справочных материалов, консультирование, пре­имущественное право выступать по вопросам своей дея­тельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: