Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата

В предусмотренных Законом случаях возможно досрочное сло­жение депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации своих полномочий. Согласно ст. 4 Закона о статусе депутата пол­номочия члена Совета Федерации, депутата Госдумы прекращаются досрочно в следующих случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания депутатом иного представительного органа власти или выборным должностным лицом (субъекта РФ, местного самоуправления); поступления на государственную или муниципальную службу; осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства; вступле­ния в законную силу обвинительного приговора суда; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности, о признании их недееспособными; признания безвестно отсутствую­щим либо объявления умершим на основании решения суда; при­зыва на военную службу с их согласия; смерти члена Совета Феде­рации, депутата Госдумы.

Полномочия депутата Госдумы прекращаются досрочно и в свя­зи с ее роспуском в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117Кон­ституции РФ.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, т.е. полномо­чия члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены решением этого законодательно­го (представительного) органа по предложению его председателя.

Кроме того, предложение о досрочном прекращении полномочий избранного члена Совета Федерации может исходить и от группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депу­татов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Что же касается представителя в Совете Феде­рации от исполнительной власти субъекта РФ, то его полномочия могут быть прекращены досрочно также по решению высшего долж­ностного лица (руководителя высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ). Но указ (постановление) о дос­рочном освобождении представителя исполнительной власти субъек­та РФ в Совете Федерации вступает в силу, еслина очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) орга­на государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосует против досрочного освобождения дан­ного представителя в Совете Федерации.

ТЕМА 24. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федера­ции.

2. Правительственные акты.

3. Федеральные органы исполнительной власти.

4. Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Литература

1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституци­онный закон от 17.12.1997 (в ред. от 03.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4376.

2. Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ: Фе­деральный закон от 22.09.1999 (в ред. от 11.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 50. – Ст. 4950.

3. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должно­стного лица (руководителя высшего исполнительного органа государствен­ной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.12.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5427.

4. О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 (в ред. от 11.11.2005) // СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945; Рос. газ. – 2005. – 16 ноября.

5. Арзамасов, Ю.Г. Нормотворчсская компетенция федеральных органов исполнительной власти / Ю.Г. Арзамасов // Государство и право. – 2007. –№ 6. – С. 21.

6. Ноздрачев, Л.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г. / Л.Ф. Ноздрачев // Государство и право. – 1996. – № 1. – С. 3.

7. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. – 1996. – № 8. – С. 2.

8. Шувалов, И.И. Законодательная деятельность Правительства России: содержание и приоритеты / И.И. Шувалов // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 17.

9. Шувалов, И.И. Взаимодействие Правительства РФ с другими участниками законотворческого процесса / И.И. Шувалов // Журнал рос­сийскою права. – 2004. – № 6. – С. 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: