По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.
Экономическая система – принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Типы экономических систем:
- Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
- Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
- Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
- Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов и обеспечения обменной операции.
|
|
Условия, необходимые для функционирования рынка:
- Частная собственность
- Свобода выбора
- Личный интерес, выгода
- Конкуренция – формы экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Признаки рынка:
- Нерегулируемый спрос
- Нерегулируемое предложение
- Нерегулируемая цена
Основной закон рынка – закон спроса и предложения.
Спрос – поведение фактических и потенциальных покупателей, обозначающее их желание и способность приобрести товар.
Согласно закону спроса с увеличением цены падает величина спроса и наоборот.
Кривая спроса:
Р - цена, Q- величина спроса.
Факторы спроса:
- Ценовые
- Неценовые
- вкусы потребителей
-число потребителей на рынке
-доходы потребителей
-потребительские ожидания изменения цен и доходов
-цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин)
-цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай)
-культурные традиции, обычаи.
Взаимосвязанные товары – товары, которые не могут существовать друг без друга
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.
Закон убывающей полезности Гиффена: по мере насыщения потребности в каком-либо товаре или услуге, удовлетворение от потребления блага падает (1-й стакан при жажде всегда более значимый, чем 10-й).
|
|
Предложение – поведение фактических и потенциальных продавцов, обозначающее их желание и способность предоставить товар для продажи на рынке.
Согласно закону предложения с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот.
Кривая предложения: