III. Вы­с­ший уро­вень

Не­пра­к­ти­ч­ные, те­о­ре­ти­ки-­иде­а­ли­с­ты

1. Уче­ные: зна­чи­те­ль­ное ра­з­ви­тие спо­кой­но­го, яс­но­го, по­сле­довате­ль­но­го мы­ш­ле­ния, спо­соб­с­т­ву­ю­ще­го на­у­ч­ным за­ня­ти­ям и на­у­ч­ным ин­те­ре­сам.

2. Ху­до­ж­ни­ки, т. е. лю­ди, по­свя­ти­в­шие се­бя за­ня­тию ка­ким бы то ни бы­ло ис­кус­с­т­вом, на­и­бо­лее ха­ра­к­те­р­ная эн­до­че­р­та - зна­чи­те­ль­но ра­з­ви­тое во­о­б­ра­же­ние, во­с­п­ро­и­з­во­дя­щее и от­ча­с­ти тво­р­че­с­ко­е.

3. Ре­ли­ги­о­з­ные со­зе­р­ца­те­ли, та­к­же ха­ра­к­те­ри­зу­ю­щи­е­ся ра­з­ви­тым во­о­б­ра­же­ни­ем, но на­пра­в­лен­ным в сто­ро­ну со­ве­р­шен­но дру­гих об­ъ­е­к­тов и пред­ста­в­ле­ний. Прак­ти­ки-­ре­а­ли­с­ты

4. Че­ло­ве­ко­лю­б­цы (аль­т­ру­и­с­ты): зна­чи­те­ль­но ра­з­ви­тое чув­с­т­во сим­па­тии (спо­со­б­ность со­чув­с­т­вия), обу­с­ло­в­лен­ное по­вы­шен­ной аф­фе­к­ти­в­ной во­з­бу­ди­мо­с­тью, а та­к­же си­лой, глу­би­ной и устой­чи­во­с­тью от­де­ль­ных чув­с­т­во­ва­ний.

5. Об­ще­с­т­вен­ни­ки: со сто­ро­ны эн­до­п­си­хи­ки мо­гут быть оха­ра­к­те­ри­зо­ва­ны как аф­фе­к­ти­в­но-­де­я­те­ль­ные, что спо­соб­с­т­ву­ет их об­щи­те­ль­но­с­ти и пред­при­и­м­чи­во­с­ти в об­ще­с­т­вен­ных де­лах и на­чи­на­ни­ях.

6. Вла­с­т­ные: ха­ра­к­те­р­ная эн­до­че­р­та - тве­р­дая во­ля, ру­ко­во­ди­мая опре­де­лен­ны­ми це­ля­ми и да­ю­щая этим лю­дям во­з­мо­ж­ность вли­ять на окру­жа­ю­щих. Ра­з­но­ви­д­ность это­го ти­па со­с­та­в­ля­ют лю­ди, у ко­то­рых зна­чи­те­ль­но ра­з­ви­тая во­ле­вая эне­р­гия на­пра­в­ле­на на бо­рь­бу с вне­ш­ней при­ро­дой.

7. Хо­зяй­с­т­вен­ные, свой­с­т­вен­ные это­му ти­пу ра­с­че­т­ли­вость, скло­нность к мно­го­к­ра­т­но­му об­су­ж­де­нию сво­их дей­с­т­вий, на­пра­в­лен­ных пре­иму­ще­с­т­вен­но на прак­ти­че­с­кие це­ли, де­ла­ет этих лю­дей спо­со­б­ны­ми к ве­де­нию бо­лее или ме­нее сло­ж­ных дел и пред­при­я­тий ма­те­ри­а­ль­но­го ха­ра­к­те­ра...

Бла­го­да­ря зна­чи­те­ль­но­му бо­гат­с­т­ву, со­з­на­те­ль­но­с­ти и ко­ор­ди­ни­ро­ван­ное ду­ше­в­ных пе­ре­жи­ва­ний эк­зо­п­си­хи­че­с­кая сто­ро­на ли­ч­но­с­ти, в ее вы­с­ших иде­а­ль­ных про­яв­ле­ни­ях, до­сти­га­ет здесь не­об­ычай­но­го ра­з­ви­тия, эн­до­п­си­хи­ка, на­хо­дя­ща­я­ся с ней в по­лном со­г­ла­сии, со­с­та­в­ля­ет лишь ес­те­с­т­вен­ную ее по­до­сно­ву. Та­ким об­ра­зом, де­ле­ние про­и­з­во­ди­т­ся здесь по эк­зо­п­си­хи­че­с­ким ка­те­го­ри­ям, имен­но по ва­ж­ней­шим об­ще­че­ло­ве­че­с­ким иде­а­лам и их ха­ра­к­те­ро­ло­ги­че­с­ким ра­з­но­ви­д­но­с­тям. При этом во вся­ком от­де­ль­ном ти­пе вы­д­ви­га­ю­т­ся на пе­р­вый план уже не кон­к­ре­т­ные, бо­лее или ме­нее слу­чай­ные эк­зо­п­ро­я­в­ле­ния, за­ви­ся­щие от эпо­хи, ме­с­т­ных усло­вий и т. п. (как это бы­ва­ет обы­ч­но на сре­д­нем уро­в­не), а бо­лее глу­бо­кие ос­но­в­ные че­р­ты, ло­ги­че­с­ки ме­ж­ду со­бой свя­зан­ные и со­х­ра­ня­ю­щие свое зна­че­ние для всех вре­мен и на­ро­до­в.

Так как ге­рои и иде­а­лы вы­ра­с­та­ют на по­чве обы­ч­ных, ес­те­с­т­вен­ных че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний, со­с­та­в­ляя лишь ре­зуль­тат да­ль­ней­ше­го, бо­лее вы­со­ко­го их ра­з­ви­тия, то и ти­пы-­иде­а­лы вы­с­ше­го уро­в­ня по сво­е­му со­де­р­жа­нию со­о­т­вет­с­т­ву­ют в зна­чи­те­ль­ной сте­пе­ни пси­хо­со­ци­а­ль­ным ком­пле­к­сам сре­д­не­го уро­в­ня. В ча­с­т­но­с­ти, ва­ж­ней­ши­ми из них яв­ля­ю­т­ся сле­ду­ю­щие:

1. Аль­т­ру­изм.

2. Зна­ние:

a. ин­ду­к­ти­в­ное

b. де­ду­к­ти­в­ное

3. Кра­со­та.

4. Ре­ли­ги­я.

5. Об­ще­с­т­во, го­су­дар­с­т­во.

6. Вне­ш­няя де­я­те­ль­ность, ини­ци­а­ти­ва.

7. Си­с­те­ма, ор­га­ни­за­ци­я.

8. Власть, бо­рь­ба

Ра­с­су­до­ч­ные (ни­з­ший уро­вень)

Ха­ра­к­те­р­ная осо­бен­ность ра­с­су­до­ч­но­го ти­па со­с­то­ит в том, что вся­кое дей­с­т­вие или по­сту­пок со­п­ро­во­ж­да­е­т­ся пред­ва­ри­те­ль­ным и ино­г­да ве­сь­ма об­сто­я­те­ль­ным об­су­ж­де­ни­ем мо­ти­вов. Ин­тел­ле­к­ту­а­ль­ная де­я­те­ль­ность на­пра­в­ле­на здесь, сле­до­ва­те­ль­но, не сто­ль­ко на ра­с­ши­ре­ние умс­т­вен­но­го кру­го­зо­ра или на вы­я­с­не­ние тех или иных те­о­ре­ти­че­с­ких про­блем, ско­ль­ко на ре­ше­ние ра­з­ных прак­ти­че­с­ких, при­кла­д­ных во­п­ро­сов, име­ю­щих не­по­с­ред­с­т­вен­но от­но­ше­ние к по­все­д­не­в­ной, обы­ден­ной жи­з­ни ("ин­тел­лект прак­ти­че­с­ко­го скла­да", или бла­го­ра­зу­мие, по Бэ­ну). Это об­сто­я­те­ль­с­т­во де­ла­ет пред­ста­ви­те­лей дан­но­го ти­па ра­с­че­т­ли­вы­ми, си­с­те­ма­ти­че­с­ки­ми в сво­их дей­с­т­ви­ях и спо­кой­но ра­с­су­ди­те­ль­ны­ми в ре­чах и во всем их по­ве­де­ни­и. Бе­ре­ж­ли­вые, ак­ку­ра­т­ные, скло­нные к по­ряд­ку, они обы­ч­но от­ли­ча­ю­т­ся зна­чи­те­ль­ной пред­ус­мо­т­ри­те­ль­но­с­тью, ста­ра­ясь за­ра­нее вы­с­чи­тать вы­го­ды и не­вы­го­ды вся­ко­го пред­сто­я­ще­го им по­сту­п­ка. Все­гда скло­нные к ра­с­су­ж­де­ни­ям, они про­стран­но и по­до­лгу об­су­ж­да­ют в ра­з­го­во­рах с окру­жа­ю­щи­ми как свои, так и чу­жие де­ла и по­сту­п­ки; в тех же слу­ча­ях, ко­г­да во­з­раст или по­ло­же­ние да­ют к это­му по­вод, охо­т­но и с ва­ж­но­с­тью бе­рут на се­бя роль ме­н­то­ра, по­учая окру­жа­ю­щих и вы­с­ка­зы­вая це­лый ряд бо­лее или ме­нее глу­бо­ко­мы­с­лен­ных се­н­те­н­ций.

Од­на­ко при­на­д­ле­ж­ность к ни­з­ше­му пси­хи­че­с­ко­му уро­в­ню на­кла­ды­ва­ет ре­з­кий, ха­ра­к­те­р­ный от­пе­ча­ток как на их ра­с­су­ж­де­ния, так и на все во­о­б­ще их дей­с­т­ви­я. Не об­ла­дая на­блю­да­те­ль­но­с­тью или ско­ль­ко-­ни­будь ра­з­ви­тым мы­ш­ле­ни­ем, лю­ди эти ме­д­лен­но и ту­го во­с­п­ри­ни­ма­ют; пло­хо со­о­б­ра­жа­ют и не­до­ста­то­ч­но ос­мы­с­ли­ва­ют; бла­го­да­ря это­му они ли­ше­ны во­з­мо­ж­но­с­ти са­мо­сто­я­те­ль­но от­но­сить­ся к яв­ле­ни­ям окру­жа­ю­щей жи­з­ни, по­-сво­е­му их пе­ре­ду­мы­вать и ис­то­л­ко­вы­вать. Ра­с­су­ж­де­ния их обы­к­но­вен­но бе­с­п­ло­д­ны, мы­с­ли их не­ори­ги­на­ль­ны; по­до­бно од­но­му из че­хо­в­с­ких ге­ро­ев, они все­гда го­во­рят лишь то, что уже всем из­ве­с­т­но. Ино­г­да, впро­чем, и они пы­та­ю­т­ся вы­с­ка­зать ка­кую-­ни­будь соб­с­т­вен­ную мысль или пу­с­тить­ся в сло­ж­ное ра­с­су­ж­де­ние, но из это­го обы­к­но­вен­но ни­че­го на вы­хо­дит, кро­ме ску­ч­но­го, бе­с­п­ло­д­но­го ре­зо­нер­с­т­ва. В ин­тел­ли­ге­н­т­ном об­ще­с­т­ве та­кие не­ум­ные ре­зо­не­ры бы­ва­ют обы­к­но­вен­но оце­не­ны по до­сто­ин­с­т­ву; в сре­де же не­ве­же­с­т­вен­ной; ма­ло­ку­ль­ту­р­ной они не­ре­д­ко про­и­з­во­дят впе­ча­т­ле­ние и слы­вут за умных лю­дей, в осо­бен­но­с­ти ес­ли их иму­ще­с­т­вен­ное и об­ще­с­т­вен­ное по­ло­же­ние во­з­вы­ша­ет их над дру­ги­ми.

То же са­мое сле­ду­ет ска­зать и от­но­си­те­ль­но их дей­с­т­вий, все­гда от­ли­ча­ю­щи­х­ся по­дра­жа­те­ль­но­с­тью, от­сут­с­т­ви­ем ка­кой бы то ни бы­ло ини­ци­а­ти­вы. Уда­ч­ное ко­пи­ро­ва­ние чу­жо­го ("все как у лю­дей") они счи­та­ют вы­с­шим, к че­му то­ль­ко мо­ж­но и до­л­ж­но стре­мить­ся, вся­кое же но­вое, сме­лое на­чи­на­ние пу­га­ет их и пред­ста­в­ля­е­т­ся им со­ве­р­шен­но не­при­е­м­ле­мым. В то же вре­мя де­я­те­ль­ность их, не­смо­т­ря на по­сто­ян­ные ра­с­че­ты и ра­с­су­ж­де­ния, да­ле­ко не все­гда но­сит це­ле­со­о­б­ра­з­ный ха­ра­к­тер. Не­да­ле­кие в умс­т­вен­ном от­но­ше­нии, ли­шен­ные изо­б­ре­та­те­ль­но­с­ти и ос­т­ро­у­мия, они очень ча­с­то оши­ба­ю­т­ся в сво­их - ка­за­лось бы, ве­сь­ма об­сто­я­те­ль­ных - ра­с­че­тах и сплошь и ря­дом упу­с­ка­ют из ви­ду ес­ли не са­мое гла­в­ное, то по край­ней ме­ре очень су­ще­с­т­вен­ные де­та­ли. Бла­го­да­ря это­му их ус­пе­хи в де­я­те­ль­но­с­ти и жи­з­ни да­же в слу­чае уда­чи бы­ва­ют лишь по­сред­с­т­вен­ны и ни­ко­г­да не мо­гут до­сти­г­нуть той сте­пе­ни, как у бо­лее ода­рен­ных пред­ста­ви­те­лей ра­с­су­до­ч­но­го ти­па.

Бла­го­да­ря узо­с­ти умс­т­вен­но­го кру­го­зо­ра и по­лно­му по­чти от­сут­с­т­вию вы­с­ших идей­ных ин­те­ре­сов все ра­с­че­ты этих лю­дей бы­ва­ют обы­к­но­вен­но на­пра­в­ле­ны на удо­в­ле­т­во­ре­ние и обе­с­пе­че­ние бли­жай­ших не­по­с­ред­с­т­вен­ных - ча­ще все­го ма­те­ри­а­ль­ных - за­про­сов и по­тре­б­но­с­тей. От­сю­да их эго­изм, по­сто­ян­ная за­бо­та о се­бе, тем бо­лее бро­са­ю­щи­е­ся в гла­за, что са­ми они, по­-ви­ди­мо­му, да­ле­ко не все­гда от­да­ют се­бе в них от­чет; так, по­сто­ян­но ду­мая и за­бо­тясь лишь об удо­в­ле­т­во­ре­нии сво­их соб­с­т­вен­ных ин­те­ре­сов, они в то же вре­мя мо­гут с па­фо­сом по­вто­рять из­би­тые фра­зы о до­л­ге и са­мо­от­ве­р­же­нии, со­ве­р­шен­но ис­к­рен­не счи­тая се­бя лю­дь­ми бла­го­ро­д­ны­ми и ве­сь­ма до­б­ро­де­те­ль­ны­ми. Ино­г­да, пра­в­да, за­бо­ты их ра­с­п­ро­с­т­ра­ня­ю­т­ся та­к­же и на дру­гих лю­дей, по­че­му-­ни­будь им бли­з­ких (се­мья, род­с­т­вен­ни­ки); но это бы­ва­ет лишь в тех слу­ча­ях, ко­г­да лю­ди эти ну­ж­ны для них са­мих, пред­ста­в­ля­ясь чем-­то вро­де жи­з­нен­ной об­ста­но­в­ки, не­об­хо­ди­мой для спо­кой­но­го и до­во­ль­но­го их су­ще­с­т­во­ва­ни­я.

Бла­го­да­ря сво­ей ра­с­че­т­ли­во­с­ти и бла­го­ра­зу­мию ра­с­су­до­ч­ные ни­з­ше­го уро­в­ня, не­смо­т­ря на свою умс­т­вен­ную не­да­ле­ко­сть, мо­гут все же при бла­го­при­я­т­ных об­сто­я­те­ль­с­т­вах до­сти­г­нуть не­ко­то­ро­го ус­пе­ха в жи­з­ни. В та­ких слу­ча­ях они де­ла­ю­т­ся обы­ч­но край­не са­мо­до­во­ль­ны­ми и са­мо­уве­рен­ны­ми, че­му в зна­чи­те­ль­ной сте­пе­ни спо­соб­с­т­ву­ет их глу­пость, ме­ша­ю­щая ви­деть свои про­ма­хи и кри­ти­че­с­ки от­но­сить­ся к сво­им не­до­ста­т­кам. На­обо­рот, в тех слу­ча­ях, ко­г­да жизнь их не осо­бен­но ба­лу­ет, на пе­р­вый план вы­с­ту­па­ют дру­гие, про­ти­во­по­ло­ж­ные че­р­ты, те­с­но свя­зан­ные со всей их эн­до­п­си­хи­кой: ро­бость и не­уве­рен­ность в се­бе, скло­нность к по­сто­ян­ным ко­ле­ба­ни­ям, пре­уве­ли­чен­ная осто­ро­ж­ность и не­спо­со­б­ность ре­шить­ся на что-­ли­бо опре­де­лен­но­е. От­сю­да их кон­се­р­ва­тизм, при­ни­ма­ю­щий, вслед­с­т­вие их не­до­мы­с­лия, край­не уз­кие и ча­с­то со­ве­р­шен­но бес­с­мы­с­лен­ные фо­р­мы. Хо­ро­шим об­ра­з­чи­ком та­ко­го кон­се­р­ва­ти­з­ма мо­жет слу­жить че­хо­в­с­кий "че­ло­век в фу­т­ля­ре" - учи­тель гре­че­с­ко­го язы­ка Бе­ли­ков, ко­то­рый бо­я­л­ся бу­к­ва­ль­но все­го и сво­ей мни­те­ль­но­с­тью да­вил не то­ль­ко се­бя, но и всех окру­жа­ю­щих. Его лейт­мо­ти­вом бы­ло "ах, как бы че­го не вы­ш­ло".

Ра­з­ви­тию и сфо­р­ми­ро­ва­нию по­до­бных ти­пов спо­соб­с­т­ву­ет пре­жде все­го та­кая об­ста­но­в­ка, где все со­с­ре­до­то­че­но на удо­в­ле­т­во­ре­нии эле­ме­н­та­р­ных, чи­с­то ма­те­ри­а­ль­ных по­тре­б­но­с­тей, при­чем ру­ко­во­дя­щи­ми пра­ви­ла­ми жи­з­ни и по­ве­де­ния слу­жат за­сты­в­шие, раз на­все­г­да уста­но­в­лен­ные ша­б­ло­ны, ме­ша­ю­щие вся­ко­му ско­ль­ко-­ни­будь жи­во­му про­яв­ле­нию ли­ч­но­с­ти. То­ч­но так же и в об­ще­с­т­вен­ной жи­з­ни ру­ти­на и пре­об­ла­да­ние фо­р­мы над со­де­р­жа­ни­ем, а та­к­же от­сут­с­т­вие жи­вых и эне­р­ги­ч­ных лю­дей, мо­гу­щих стать ру­ко­во­ди­те­ля­ми об­ще­с­т­вен­но­го мне­ния, бла­го­при­ят­с­т­ву­ют уси­ле­нию и про­цве­та­нию ра­с­су­до­ч­ных ти­пов ни­з­ше­го пси­хи­че­с­ко­го уро­в­ня.

В ка­че­с­т­ве об­ра­з­ца мо­ж­но при­ве­с­ти од­но из дей­с­т­ву­ю­щих лиц "Вой­ны и ми­ра" То­л­с­то­го, имен­но же­ни­ха, а за­тем му­жа Ве­ры Ро­с­то­вой - Бер­га.

Ак­ти­в­ные (ни­з­ший уро­вень) У этих лю­дей вся­ко­го ро­да чув­с­т­ва и же­ла­ния от­ли­ча­ю­т­ся зна­чи­те­ль­ной им­пу­ль­си­в­но­с­тью, за­ста­в­ля­ю­щей стре­мить­ся, и при этом очень эне­р­ги­ч­но, к не­ме­д­лен­но­му их осу­ще­с­т­в­ле­нию, ка­кие бы то ни бы­ло со­м­не­ния и ко­ле­ба­ния, бо­рь­ба мо­ти­вов и пред­ва­ри­те­ль­ное об­ду­мы­ва­ние им по­чти со­ве­р­шен­но не­свой­с­т­вен­ны. Этим ос­но­в­ным ка­че­с­т­вом в зна­чи­те­ль­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ю­т­ся эк­зо­п­ро­я­в­ле­ния дан­но­го ти­па, его со­ци­а­ль­ное зна­че­ние, его ва­ж­ней­шие до­сто­ин­с­т­ва и не­до­ста­т­ки.

Скло­нность к ак­ти­в­но­му вме­ша­те­ль­с­т­ву в окру­жа­ю­щую жизнь, к не­ме­д­лен­но­му и при­том эне­р­ги­ч­но­му осу­ще­с­т­в­ле­нию сво­их же­ла­ний ска­зы­ва­е­т­ся у пред­ста­ви­те­лей дан­но­го ти­па бу­к­ва­ль­но во всем, за что они во­зь­му­т­ся: во вся­ко­го ро­да иму­ще­с­т­вен­ных де­лах и пред­при­я­ти­ях, в лю­бо­в­ных по­хо­ж­де­ни­ях, в от­но­ше­нии к от­де­ль­ным лю­дям и об­ще­с­т­вен­ным де­лам, на­ко­нец, да­же в тех об­ла­с­тях, где они обы­ч­но очень ма­ло смы­с­лят, на­при­мер в на­у­ке и ис­кус­с­т­ве. При этом они от­ли­ча­ю­т­ся обы­ч­но зна­чи­те­ль­ной са­мо­уве­рен­но­с­тью и за­ча­с­тую сме­ло­с­тью ("мо­ре по ко­ле­но"!), вы­те­ка­ю­щей из не­до­ста­то­ч­но­го взве­ши­ва­ния по­след­с­т­вий сво­е­го по­сту­п­ка. Так, Хле­с­та­ков, со­ве­р­шен­но нео­жи­дан­но для не­го при­ня­тый чи­но­в­ни­ка­ми за ре­ви­зо­ра, бы­с­т­ро осво­и­л­ся со сво­ей но­вой ро­лью и не­ме­д­лен­но же на­чал поль­зо­вать­ся ее пре­иму­ще­с­т­ва­ми, т. е. оби­рать де­нь­ги у чи­но­в­ни­ков и уха­жи­вать за же­ной и до­че­рью го­род­ни­че­го; ко­г­да Осип, хо­ро­шо по­ни­ма­в­ший всю ша­т­кость и опа­с­ность их по­ло­же­ния, до­ка­зы­ва­ет ему, что уже по­ра ехать, он сна­ча­ла не со­г­ла­ша­е­т­ся и лишь по­том сда­е­т­ся на его уго­во­ры.

Не­смо­т­ря, од­на­ко, на всю свою эне­р­гию, пред­ста­ви­те­ли дан­но­го ти­па со­ве­р­шен­но не спо­со­б­ны к ско­ль­ко-­ни­будь се­рь­е­з­но­му, си­с­те­ма­ти­че­с­ко­му тру­ду. При­чи­ны яс­ны: с од­ной сто­ро­ны, при­на­д­ле­ж­ность к ни­з­ше­му пси­хи­че­с­ко­му уро­в­ню и вы­те­ка­ю­щие от­сю­да сла­бая идей­ность, не­спо­со­б­ность по­ни­мать се­рь­е­з­ные за­про­сы жи­з­ни, не­устой­чи­вость и по­ве­р­х­но­с­т­ность чув­с­т­во­ва­ний и ин­те­ре­сов, с дру­гой - свой­с­т­вен­ная это­му ти­пу им­пу­ль­си­в­ность, за­ста­в­ля­ю­щая их стре­мить­ся к не­ме­д­лен­но­му вы­по­л­не­нию вся­ко­го при­ше­д­ше­го им в го­ло­ву же­ла­ни­я. По­это­му де­я­те­ль­ность их - хо­зяй­с­т­вен­ная, ад­ми­ни­с­т­ра­ти­в­ная, на­у­ч­ная - бы­ва­ет обы­ч­но бе­с­по­ря­до­ч­на и бе­с­то­л­ко­ва. За­то все, что свя­за­но с во­з­бу­ж­де­ни­ем и аза­р­том, вле­чет их к се­бе не­уде­р­жи­мо. На пе­р­вом пла­не здесь сле­ду­ет по­ста­вить охо­ту. У Но­з­д­ре­ва все хо­зяй­с­т­во на­хо­ди­лось в по­лней­шем за­пу­ще­нии, за­то со­бак вся­ко­го ро­да ма­с­тей и по­род бы­ло бе­с­чи­с­лен­ное мно­же­с­т­во, и "Но­з­д­рев был сре­ди них со­ве­р­шен­но как отец сре­ди се­мей­с­т­ва...".

Скло­нность к во­з­бу­ж­де­нию и аза­р­ту ска­зы­ва­е­т­ся та­к­же на их ра­з­в­ле­че­ни­ях и во­о­б­ще на всем их вре­мя­п­ре­п­ро­во­ж­де­ни­и. В сво­их "Шко­ль­ных ха­ра­к­те­ри­с­ти­ках" мне уже при­хо­ди­лось от­ме­чать, что маль­чи­ки эне­р­ги­ч­но­го ти­па бо­ль­ше бы­ва­ют скло­нны к аза­р­т­ным иг­рам, чем дру­ги­е. Хле­с­та­ков поль­зу­е­т­ся вся­ким удо­б­ным слу­ча­ем, что­бы "сра­зить­ся в ка­р­ти­ш­ки"; из-­за сво­ей стра­с­ти к ка­р­там он за­сел без ко­пей­ки де­нег в го­с­ти­ни­це не­зна­ко­мо­го го­ро­дка. Но­з­д­рев та­к­же ка­ж­дую ми­ну­ту го­тов был за­сесть за ка­р­ты и, не­смо­т­ря на свое шу­лер­с­т­во, то и де­ло спу­с­кал в иг­ре все, что с ним и на нем бы­ло.

Скло­нность ес­ли не к дра­кам, то к сто­л­к­но­ве­ни­ям в той или иной фо­р­ме та­к­же ха­ра­к­те­р­на для эне­р­ги­ч­ных, и при­том не то­ль­ко ни­з­ше­го, но и бо­лее вы­со­ких уро­в­ней. Эне­р­гия во­о­б­ще по­ро­ж­да­ет скло­нность к бо­рь­бе, ко­то­рая у лиц бо­лее вы­со­ко­го ду­ше­в­но­го скла­да на­пра­в­ля­е­т­ся на до­сти­же­ние опре­де­лен­ных, бо­лее или ме­нее устой­чи­вых це­лей. У пред­ста­ви­те­лей же ни­з­ше­го уро­в­ня, бла­го­да­ря об­щей бе­с­по­ря­до­ч­но­с­ти и им­пу­ль­си­в­но­с­ти их про­яв­ле­ний, дан­ное ка­че­с­т­во вы­ра­жа­е­т­ся в на­и­бо­лее при­ми­ти­в­ных, гру­бо­не­ле­пых фо­р­мах.

Но­з­д­рев был в не­ко­то­ром ро­де ис­то­ри­че­с­кий че­ло­век", так как "ни в од­ном со­б­ра­нии, где он был, не об­хо­ди­лось без ис­то­рии", в ре­зуль­та­те ко­то­рой или он бил, или его би­ли, а ча­ще все­го и то, и дру­гое вме­с­те. У лиц ме­нее ра­с­пу­с­ти­в­ши­х­ся скло­нность к бо­рь­бе про­яв­ля­е­т­ся в сво­е­го ро­да бре­тер­с­т­ве, в стре­м­ле­нии за­ди­рать дру­гих без вся­ко­го по­во­да и т. п.

Как уже ска­за­но бы­ло вы­ше, эне­р­ги­ч­ные ни­з­ше­го по­ряд­ка от­ли­ча­ю­т­ся обы­ч­но край­ней са­мо­уве­рен­но­с­тью, до­хо­дя­щей не­ре­д­ко до сме­ш­но­го.

В те­с­ной свя­зи с этим сто­ит и их тще­с­ла­вие, скло­нность к хва­с­тов­с­т­ву, ко­то­рые у лиц это­го ти­па бы­ва­ют обы­ч­но вы­ра­же­ны очень ре­з­ко. Всем из­ве­с­т­но, до че­го за­вра­л­ся Хле­с­та­ков сре­ди бла­го­го­вей­но слу­ша­в­ших его чи­но­в­ни­ков ("три­дцать пять ты­сяч од­них ку­рь­е­ров!.. Ме­ня сам го­су­дар­с­т­вен­ный со­вет бо­и­т­ся... Ме­ня за­в­т­ра же про­и­з­ве­дут сей­час в фельд­марш..."). Но­з­д­рев, по­ка­зы­вая Чи­чи­ко­ву гра­ни­цу сво­е­го име­ния, го­во­рит, что не то­ль­ко все, на­хо­дя­ще­е­ся по ею сто­ро­ну гра­ни­цы при­на­д­ле­жит ему, но что и да­ль­ше, за гра­ни­цей, то­же все его. И ес­ли да­же счи­тать это ка­ри­ка­ту­рой, пре­уве­ли­че­ни­ем, то не­со­м­нен­но, что не­ч­то по­до­бное в жи­з­ни у та­ких лю­дей встре­ча­е­т­ся сплошь и ря­дом.

Та­кая са­мо­уве­рен­ность и хва­с­тов­с­т­во мо­гут ино­г­да им­по­ни­ро­вать окру­жа­ю­щим, про­и­з­во­дить на них впе­ча­т­ле­ни­е. Но для это­го ну­ж­ны или ис­к­лю­чи­те­ль­но бла­го­при­я­т­ные усло­вия, как у Хле­с­та­ко­ва, или зе­ле­ная, не­опы­т­ная мо­ло­дежь. Ма­ло­-ма­ль­с­ки опы­т­ный че­ло­век то­т­час их ра­с­ку­сит. То же сле­ду­ет ска­зать и от­но­си­те­ль­но их ча­с­тых ус­пе­хов в лю­б­ви или, ве­р­нее, в ле­г­ких лю­бо­в­ных ин­т­ри­ж­ках, так как к ско­ль­ко-­ни­будь глу­бо­кой, се­рь­е­з­ной стра­с­ти они со­ве­р­шен­но не спо­со­б­ны. На же­н­щи­ну они смо­т­рят в бо­ль­шин­с­т­ве слу­ча­ев очень ци­ни­ч­но, как на са­м­ку, со­з­дан­ную ис­к­лю­чи­те­ль­но для их удо­во­ль­с­т­вия; та­ко­го со­р­та же­н­щин они ищут, и сре­ди та­ко­го со­р­та же­н­щин они и по­жи­на­ют свои ле­г­кие ла­в­ры. Ес­ли же им слу­чай­но уда­с­т­ся (по­до­бно Ана­то­лю Ку­ра­ги­ну - см. ни­же) увлечь де­ву­ш­ку или же­н­щи­ну бо­лее се­рь­е­з­но­го ду­ше­в­но­го скла­да, то в ре­зуль­та­те по­лу­ча­е­т­ся од­на из тех тра­ге­дий, ко­то­ры­ми так изо­би­лу­ет ис­то­рия лю­б­ви.

В ка­че­с­т­ве об­ра­з­ца ра­з­би­ра­е­мо­го ти­па при­ве­дем кра­т­кую ха­ра­к­те­ри­с­ти­ку Ана­то­ля Ку­ра­ги­на (из "Вой­ны и ми­ра"), со­в­ме­ща­ю­ще­го в се­бе бо­ль­шин­с­т­во пе­ре­чи­с­лен­ных на­ми вы­ше ха­ра­к­те­р­ных осо­бен­но­с­тей.

Сын зна­т­но­го при­дво­р­но­го ин­т­ри­га­на, умно­го и эне­р­ги­ч­но­го, но хи­т­ро­го, эго­и­с­ти­ч­но­го и бес­се­р­де­ч­но­го. Отец его тра­тит на Ана­то­ля до 40 000 в год, во­с­пи­ты­ва­ет его за гра­ни­цей, ста­ра­е­т­ся уст­ро­ить ему ка­рь­е­ру. Сам Ана­толь - вы­со­кий, строй­ный кра­са­вец, мо­ло­дой и здо­ро­вый. Он все­гда ве­сел и спо­кой­но са­мо­уве­рен, все­гда до­во­лен со­бой и сво­и­ми по­сту­п­ка­ми: ве­се­ло улы­ба­ясь, ра­з­го­ва­ри­ва­ет со ста­ри­ком Во­л­ко­н­с­ким, ре­ше­ния ко­то­ро­го с та­ким тре­пе­том ждет его отец; един­с­т­вен­ный из всех спал спо­кой­но в ночь пе­ред сва­тов­с­т­вом; за­сти­г­ну­тый кня­ж­ной Во­л­ко­н­с­кой (ко­то­рой он сде­лал пред­ло­же­ние) в тот мо­мент, ко­г­да он об­ни­мал фра­н­цу­же­н­ку, ни­с­ко­ль­ко не сму­ти­л­ся. То­ль­ко пе­ред по­хи­ще­ни­ем На­та­ши он чув­с­т­во­вал, что се­р­д­це его бье­т­ся не­ско­ль­ко си­ль­нее обы­к­но­вен­но­го. К аф­фе­к­там он во­о­б­ще ма­ло скло­нен, хо­тя од­на­ж­ды вдруг вспы­лил на ям­щи­ка: "Ну, я те­бе мо­р­ду ра­зо­бью, ты не шу­ти!" Вся­кое свое же­ла­ние он при­вык удо­в­ле­т­во­рять не­ме­д­лен­но, не счи­та­ясь с пре­пят­с­т­ви­я­ми. Ре­шив ов­ла­деть На­та­шей, он сра­зу же при­сту­па­ет к де­лу: при вто­ром сви­да­нии уже об­ъ­я­с­ня­е­т­ся в лю­б­ви, за­тем по­дго­то­в­ля­ет по­хи­ще­ние и на­стой­чи­во ста­ра­е­т­ся осу­ще­с­т­вить его, не­смо­т­ря на от­го­во­ры До­ло­хо­ва; по­сле не­уда­чи он все­-та­ки про­до­л­жа­ет со­ве­щать­ся с До­ло­хо­вым и се­с­т­рой о том, как по­пра­вить де­ло и до­ве­с­ти его до кон­ца. Ту же бы­с­т­ро­ту и на­тиск он про­яв­ля­ет и в уха­жи­ва­нии за фра­н­цу­же­н­кой Бу­рь­ен, сра­зу про­бу­ди­в­шей в нем "то стран­ное, зве­р­с­кое чув­с­т­во, ко­то­рое на не­го на­хо­ди­ло с чре­з­вы­чай­ной бы­с­т­ро­той и по­бу­ж­да­ло его к са­мым гру­бым и сме­лым по­сту­п­кам". Ко­не­ч­но, эту сме­лость не сле­ду­ет сме­ши­вать с со­з­на­те­ль­ной, идей­ной стой­ко­с­тью: этой по­сле­д­ней мы на­пра­с­но ста­ли бы ис­кать у Ана­то­ля. Ко­г­да Пьер в бе­шен­с­т­ве при­гро­зил ему тя­же­лым пре­сс-­па­пье, ес­ли он не ве­р­нет пи­сем Наташи и не обе­ща­ет за­в­т­ра же уе­хать из Мо­с­к­вы, Ана­толь стру­сил и сра­зу на все со­г­ла­си­л­ся. Его сме­лость есть лишь ре­зуль­тат по­лной не­спо­со­б­но­с­ти и не­же­ла­ния ско­ль­ко-­ни­будь по­ду­мать о по­след­с­т­ви­ях сво­их по­сту­п­ков. По­хи­щая На­та­шу, со­би­ра­ясь же­нить­ся на ней вто­рым, не­за­кон­ным (так как пе­р­вая его же­на бы­ла жи­ва) бра­ком, ло­мая та­ким об­ра­зом всю су­дь­бу, как свою, так и мо­ло­дой, не­опы­т­ной де­ву­ш­ки, он ни ра­зу не за­ду­ма­л­ся над тем, что из все­го это­го вый­дет. Так же бе­с­пе­ч­но от­но­си­т­ся он и к сво­ей слу­ж­бе. На во­п­рос ста­ри­ка Во­л­ко­н­с­ко­го, где он слу­жит, Ана­толь отве­ча­ет: "Я чи­с­люсь. При чем я чи­с­люсь, па­па?" Он очень глуп, что не­од­но­к­ра­т­но по­дче­р­ки­ва­ет ав­тор: отец, го­во­ря с ним, на­зы­ва­ет его ду­ра­ком; уха­жи­вая за На­та­шей, он со­ве­р­шен­но не на­хо­дит, о чем го­во­рить с ней, и то­ль­ко его кра­со­та и спо­кой­ная са­мо­уве­рен­ность ме­ша­ют ему стать сме­ш­ным; лю­бо­в­ное пись­мо со­чи­нил ему До­ло­хов; он же ор­га­ни­зу­ет для Ана­то­ля план по­хи­ще­ния и ве­дет его де­не­ж­ные сче­та. Этой по­лной не­спо­со­б­но­с­тью ра­с­су­ж­дать и об­ъ­я­с­ня­е­т­ся то об­сто­я­те­ль­с­т­во, что Ана­толь, в нрав­с­т­вен­ном от­но­ше­нии па­в­ший очень ни­з­ко (жи­вет па­ра­зи­том, на чу­жой счет, ра­ди сво­ей при­хо­ти го­тов не за­ду­мы­ва­ясь сде­лать не­с­ча­с­т­ным дру­го­го че­ло­ве­ка, не ос­та­на­в­ли­ва­е­т­ся пе­ред пре­сту­п­ле­ни­ем - дво­ежен­с­т­вом), тем не ме­нее был убе­ж­ден, что жи­вет хо­ро­шо, счи­тал се­бя бе­зу­ко­ри­з­нен­ным че­ло­ве­ком и ис­к­рен­не пре­зи­рал по­дле­цов и ду­р­ных лю­дей. У не­го да­же есть свой ко­декс че­с­ти, за­ста­в­ля­ю­щий его тре­бо­вать у Пье­ра взять свои сло­ва ("по­дло" и т. п.) об­ра­т­но и по­зво­ля­ю­щий ему, од­на­ко, вслед за этим у то­го же Пье­ра брать де­нь­ги на до­ро­гу. Ана­толь не был че­с­то­лю­бив, не за­бо­ти­л­ся о сво­ей ка­рь­е­ре и сво­их вы­го­дах. Он лю­бил на све­те то­ль­ко од­но: ве­се­лье и же­н­щин. Ве­се­лье вы­ра­жа­лось в ку­те­жах, ко­то­ры­ми он вме­с­те с До­ло­хо­вым про­сла­ви­л­ся на обе сто­ли­цы: он мог пить на­про­лет но­чи, пе­ре­пи­вая всех, с на­сла­ж­де­ни­ем вспо­ми­на­ет, как они од­на­ж­ды мча­лись из Тве­ри на трой­ках так, что дух за­хва­ты­ва­ло, на­е­ха­ли на обоз, пе­ре­ско­чи­ли че­рез два во­за и т. д.. На же­н­щин он смо­т­рит то­ль­ко как на сред­с­т­во на­сла­ж­де­ния, в об­ра­ще­нии с ни­ми он ус­во­ил се­бе "ма­не­ру, ко­то­рая бо­лее все­го вну­ша­ет в же­н­щи­нах лю­бо­пыт­с­т­во, страх и да­же лю­бовь,- ма­не­ру пре­зри­те­ль­но­го со­з­на­ния сво­е­го пре­во­с­ход­с­т­ва" ("А уж вы бы ра­ды!"); всем мо­с­ко­в­с­ким ба­ры­ням он яв­но пред­по­чи­тал цы­га­нок и фра­н­цу­же­нок. Та­кое от­но­ше­ние, со­е­ди­нен­ное с его вы­да­ю­щей­ся фи­зи­че­с­кой кра­со­той, со­з­да­ло Ана­то­лю за­слу­жен­ную ре­пу­та­цию ло­ве­ла­са и се­р­д­це­е­да, от ко­то­ро­го вся­кая се­рь­е­з­ная, ува­жа­ю­щая се­бя же­н­щи­на до­л­ж­на де­р­жать­ся по­да­ль­ше.

-------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: