Понятия

Наследственность и среда

А. Анастази. Дифференциальная психология

Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий. Такие различия присущи не только человеку, но и всему животному миру. Исследования поведения животных, начиная от одноклеточных и кончая человекоподобными обезьянами, показали существование индивидуальных различий в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения. Эти внутривидовые различия настолько велики, что иногда превосходят межвидовые различия. Например, в одной и той же ситуации научения самая умная крыса может действовать эффективнее, чем глупая обезьяна.

Хотя в обыденной речи людей часто характеризуют, например, как глупых или умных, возбудимых или спокойных, измерение любой психологической черты показывает, что степень ее выраженности у разных индивидов представляет собой непрерывную шкалу. В большинстве случаев она может быть описана с помощью кривой нормального распределения, имеющей максимум в центре и постепенно снижающейся к краям.

Впервые выведенная математиками при исследовании вероятности кривая нормального распределения получается всякий раз, когда измеряемая переменная представляет собой результат действия очень большого числа независимых факторов с одинаковыми весами. Поскольку развитию большинства психологических черт способствует исключительно большое количество наследственных и внешних факторов, постольку будет разумно ожидать, что эти черты должны распределяться по нормальной кривой.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь как физические аномалии, так и серьезную умственную отсталость. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды. Среда включает в себя сумму всех стимулов, на которые реагирует индивид с момента оплодотворения до смерти. Она включает в себя огромное разнообразие переменных, начиная от воздуха и пищи и кончая благоприятными условиями образования и отношениями товарищей.

Влияния среды начинают действовать еще до рождения. Недостаток питания, ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития. Поэтому особенности, имеющиеся при рождении, часто неправильно называемые врожденными, совсем необязательно должны быть наследственными. Подобным же образом и органические особенности необязательно должны быть наследственными. Например, умственная отсталость, возникшая в результате повреждения мозга в раннем детстве, имеет органическую, а не наследственную природу.

Связь между наследственностью и средой лучше всего может быть описана как взаимодействие. Это означает, что тот или иной фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он действует. Например, количество и качество симфонических грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на развитие музыкального слуха ребенка, но не окажет никакого влияния на глухого ребенка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг от друга в весе, если одного из них систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать на полуголодной диете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: