Методы и функции налогового контроля
При осуществлении какой-либо деятельности применяются определенные методы, с помощью которых достигаются поставленные цели. Обратимся к понятию «метод».
В философской трактовке метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Приёмом является определенное действие, движение. Способ – это порядок использования сил и средств.
Рассмотрим расширенное определение метода налогового контроля, которое подчеркивает действие метода, во-первых, в рамках правового поля, во-вторых, уточняет, на что направлен метод, и в третьих, какой цели он должен достигнуть.
Методом налогового контроля является совокупность приёмов и способов, которые используются специально уполномоченными государственными контролирующими органами в пределах их компетенции и направлены на комплексное исследование учетного, фактического и возможного состояния объектов и предметов налогового контроля с целью отражения, анализа и коррекции налоговых обязательств, а также пресечения и предупреждения налоговых правонарушений.
Классифицируем методы налогового контроля:
Эти методы, как правило, отображаются в действующем налоговом законодательстве. На сегодняшний день методы налогового контроля не имеют четкого определенного перечня в законодательстве Украины, а указаны в виде прав контролирующих органов или способов осуществления контрольной деятельности. Специальные методы также можно классифицировать:
1) документально-фактические (например: учет плательщиков и налоговых поступлений; проверка наличия первичных бухгалтерских документов; проверка наличия разрешительных документов; инвентаризация; хронометраж; снятие показаний счетчиков);
2) аналитические, математико-статистические (например: сбор информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщика; опрос плательщиков; сравнение, группировка данных отчетности; аналитическая проверка взаимосвязи показателей отчетности; анализ коэффициентов налоговой нагрузки; расчет налоговых обязательств, финансовых санкций, пени; анализ причин налоговых правонарушений);
3) силовые (принудительные) (например: арест активов; реализация имущества должников; изъятие документов);
4) организационные (например: координация контрольной работы налоговой службы с другими контролирующими органами; организация встречных и совместных проверок; отработка информации, полученной от третьих лиц и обмен информацией с другими государственными органами; организация контроля за производством подакцизной продукции; рассмотрения обращений и жалоб граждан и т.д.).