Разновидностью метода взаимного контроля является

1. сопоставление документов, отражающих взаимосвязанные операции, например, сопоставление данных о перемещении товарно-материальных ценностей с данными денежных расчетов с транспортной организацией;

2. в случаях, когда первичная документация имеется в полном объеме, но аналитический учет не велся в целях сокращения учетной работы (производство на предприятиях общественного питания) или в связи со спецификой документального оформления некоторых хозяйственных операций (например, на предприятиях розничной торговли);

При недостаточной детализации аналитического учета.

При расследовании преступлений следственным путем проверяются и те документы, подложность которых установлена и другими приемами исследования данных бухгалтерского учета, соблюдение этого правила обеспечивает установление объективной истины по делу, способствует раскрытию преступлений.

22 Методы фактической проверки

Методы фактической проверки хозяйственных операций применяются при исследовании учетных данных с целью установления соответствия между содержанием документов и реальной действительностью.

Методы фактической проверки наиболее часто применяются в комплексе с методами документальной проверки. Анализ документов может предшествовать фактической проверке, производиться в ходе нее или позднее. Целью фактической проверки является выяснение соответствия содержания документа действительному состоянию хозяйственной операции.

Методы фактической проверки используются:

4) при выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств;

5) при проверке фактического наличия ценностей, зафиксированных в приходно-расходных документах и материалах инвентаризаций. Контрольное перевешивание и перемеривание должны производиться только исправленными весоизмерительными приборами. Если перевешивание производится на весах, где была произведена покупка товара, то эти весы должны быть внимательно осмотрены на наличие пломб, отсутствие механических повреждений, при необходимости отрегулированы. При проверке приходно-расходных документов данный метод имеет наибольшую эффективность в момент выполнения хозяйственной операции. Проверка возможна и по завершении операции, но незамедлительно, пока, например, бестоварный приход не замаскирован столь же бестоварным расходом;

6) при проверке реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа, ― ревизором изучаются свойства конкретных товарно-материальных ценностей, что может осуществляться как путем осмотра (производственных помещений, оборудования, территории), так и с помощью обследования определенных объектов.

В торговых организациях для проверки многих хозяйственных операций необходимо проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных признаков конкретных товаров. Полученные при осмотре данные сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов.

Выполнение контрольных операций осуществляется с участием специалистов или представителей общественности.

К методам фактической проверки относятся:

1) инвентаризация;

2) контрольный запуск сырья в производство ― помогает выявить различные недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции;

3) контрольная закупка ― проводится контролером в присутствии двух понятых. Целью является установление соблюдения правил торговли, ведения финансовой или предпринимательской деятельности. В результате ее проведения определяются фактический вес отпущенного товара, правильность денежных расчетов;

4) контрольные обмеры ― наиболее часто применяются для проверки выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ с помощью обмеров такими инструментами, как рулетка, метр, геодезический инструмент. Результаты обмера выполненных работ отражаются в составляемом ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают все участники этого действия.

При контрольном обмере могут быть выявлены следующие нарушения:

· приписки (указанные в акте работы не выполнены);

· завышение объема или стоимости работ;

5) лабораторный анализ качества сырья, материалов и готовой продукции позволяет обнаружить факты применения неполноценного сырья, замены одних материалов другими, более низкого качества, неправильное указание качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Такие факты, как правило, указывают на нарушения технологии производства, установленных правил, норм, стандартов и технических условий;

6) получение письменных справок от различных предприятий применяется для получения неопровержимых доказательств от соответствующих специалистов и должностных лиц при проведении проверки по поводу проверяемой хозяйственной операции или содержания проверяемых документов. Ответственные лица обязаны по письменному запросу правоохранительных или ревизионных органов давать письменные сообщения в виде справок по всем фактам нарушений, растрат, недостач или излишков.

7) получение письменных объяснений лиц, принимавших участие в хозяйственных операциях: ревизор имеет право требовать объяснений от всех работников проверяемого предприятия по вопросам, которые возникают в процессе проведения ревизии.

С помощью объяснений проверяется достоверность данных, отраженных в документах, можно выявить подлоги, установить действительно имевшие место события и их участников, а также роль других ревизуемых лиц.

Объяснения позволяют глубже анализировать действия должностных и материально ответственных лиц, обнаружить обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины, разработать мероприятия по их устранению.

23 Значение использования методов документальной и фактической проверки документальных данных в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

Методы документальной и фактической проверки используют юристы, которые в своей деятельности самостоятельно применяют познания в области судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета. К ним относятся дознаватели, следователи, прокуроры и судьи. Но чаще всего эти познания используют оперативные работники, специализирующиеся на борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Необходимость их применения обусловлена такими факторами, как:

1) более полное представление стоящих перед ними задач в результате использования оперативных и следственных возможностей;

2) использование полученных данных в решении оперативно-розыскных и следственных задач.

Используя, методы документальной и фактической проверки, оперативные работники могут оценить полноту информации, характер нарушений с целью обнаружения признаков преступления, определить интересующие бухгалтерские документы и их отношение к рассматриваемому событию.

На первоначальном этапе выявления противоправных посягательств в сфере экономики сотрудником правоохранительного органа весьма успешно могут быть применены наиболее простые методы документальной проверки отдельного бухгалтерского документа или группы взаимосвязанных документов. Наиболее часто в юридической практике применяются формальная проверка документа (56%), метод встречной проверки (28%) для решения общих задач выявления и раскрытия преступлений экономической направленности.

На основе знаний методов сотрудник правоохранительного органа быстро уяснит содержание отраженных операций, оценит их соответствие данным, отраженным в других бухгалтерских документах, определит использование необходимых методов проверки документальных сведений.

При принятии решения об использовании данных документальной ревизии или аудиторской проверки он сможет своевременно определить момент их использования и установить задание ревизору или аудитору. Наряду со знанием методов и зная возможности использования специальных бухгалтерских познаний, сотрудник оперативного подразделения сможет правильно определить последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также тактические приемы их реализации.

Методики выявления преступлений по бухгалтерским документам, позволяют варьировать различными приемами исследования соответствующих учетных данных. Это обеспечивает установление объективной истины в процессе выявления признаков преступлений, и тем более по уголовному делу, и способствует полному раскрытию преступления. В частности, методы исследования документальных данных должны, как правило, дополняться приемами фактической проверки для исследования одной и той же операции. При решении этих вопросов должны учитываться особенности хозяйственной деятельности предприятия, а также предполагаемые формы отражения преступлений в учетных данных.

Тема 2. Правовая основа бухгалтерского учета и отчетности и применение ее в правоохранительной деятельности

Литература:

1. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2004. – С. 15,19.

2. Баширов Р.А., Баширова Н.В. Судебная бухгалтерия. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. – С.57.

3. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005, - С. 4, 11.

4. Голубятников С. Л., Леханова Е. С. Судебная бухгалтерия: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 134 с.

Вопросы:

1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, его взаимосвязь с другими отраслями законодательства

2. Задачи, цели и сфера действия Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете»

3. Правовая основа судебной бухгалтерии

4. Основные нормативно-правовые акты

1.Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, его взаимосвязь с другими отраслями законодательства

Законодательство России о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете» (ноябрь 1996г.), других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Налогового кодекса РФ определяет правовые основы ведения налогового учета, формирования себестоимости продукции (затрат), а также применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет признаки юридического лица, среди них — наличие самостоятельного баланса.

Следующим или вторым уровнем нормативного регулирования бухгалтерского учета является система национальных бухгалтерских стандартов, которая представляет собой свод основных правил, устанавливающих направления учета определенного объекта или их совокупности. Например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н), Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01, Приказ Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н).

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета представляют инструкции, методические указания, рекомендации, в которых раскрываются конкретные механизмы действия правил, установленных национальными бухгалтерскими стандартами применительно к конкретному виду деятельности, с учетом отраслевых особенностей. Например, методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998г. № ЗЗн, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т. д.

К документам нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятии (чет-вертый уровень) относят разработанную главным бухгалтером и утвержденную руководителем хозяйствующего субъекта учетную политику (совокупность способов ведения бухгалтерского учета). Например, рабочий план счетов, правила документооборота и т. д.

2.Задачи, цели и сфера действия Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете»

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внуренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2. обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные цели законодательства о бухгалтерском учете сформулированы в ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1) обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

2) составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Статья 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России.

3. Правовая основа судебной бухгалтерии

Правовая основа судебной бухгалтерии — это основная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой является нормативный акт.

Нормативная база правовой бухгалтерии состоит из источников различной юридической силы:

3) актов непосредственно бухгалтерского учета;

4) норм права, регулирующих предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» правовую основу судебной бухгалтерии составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России.

Источниками судебной бухгалтерии являются:

5) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

6) федеральные законы;

7) подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения);

8) международно-правовые акты.

9) методические рекомендации, руководящие разъяснения, толкования ведомственного, судебного (официального) характера;

Нормы Конституции РФ имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов.

К законам относится федеральное законодательство, которое представлено следующими актами:

7) Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

8) Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

9) Федеральным законом от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

10) Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и т.д.;

Подзаконные акты составляют основную массу нормативных правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии. К ним относятся:

1) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента и постановления Правительства РФ);

2) акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания);

3) акты органов местного самоуправления.

Одним из видов подзаконных актов являются указы и распоряжения Президента РФ, к примеру, Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации».

Следующим видом подзаконных актов являются акты Правительства РФ. Они характеризуются следующими признаками:

1) разделяются на постановления и на распоряжения;

2) имеют подзаконность;

3) обеспечивают обязательность исполнения на всей территории Федерации;

4)имеют межотраслевое значение.

К актам Правительства РФ относятся:

1) постановление Правительства РФ от 18 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Правил проведения ежегодного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

2) постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»;

3) постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Свои полномочия Правительство РФ осуществляет через Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации»:

1) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;

2) Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб.

К основным нормативным актам данного министерства относятся:

1) приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;

2) приказ Минфина РФ от 8 декабря 2003 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»;

3) приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Правительство РФ в соответствии со ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществляет общее методическое руководство бухучетом.

Законодательство России о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты о бухгалтерском учете — более широкое понятие, которое включает в себя акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Помимо нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы, которые могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их.

4.Основные нормативно-правовые акты

Под основами бухгалтерского учета в юридической литературе принято понимать правовые нормы, которые регламентируют бухгалтерский учет. Данные нормы носят комплексный характер, поскольку содержат положения, касающиеся различных сфер деятельности, и в связи с этим находятся в различных нормативных правовых актах.

Основы бухгалтерского учета строятся из документов трех уровней.

К первому уровню принято относить федеральные законы:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

4) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).

Ко второму уровню документов относят ведомственные нормативные акты (как правило это акты, издаваемые Минфином России), которые представленные следующими документами:

1) приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

2) приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)»;

3) приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02»;

4) приказом Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008»;

5) приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01».

К основам бухгалтерского учета также можно отнести акты, которые носят методический, рекомендательный характер: методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в строительстве, сельском хозяйстве, науке; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Разнообразные указания Министерства финансов РФ по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности предприятия, также принято относить ко второму уровню документов, образующих основы бухгалтерского учета.

Рабочие документы предприятий, формирующие его учетную политику, образуют третий уровень документов.

Поэтому к основам бухгалтерского учета относятся:

1) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2) подзаконные акты, которые издаются органами, обладающими специальной компетенцией, что наделяет их императивным характером;

3) подзаконные акты, нормы которых носят рекомендательный (методический характер);

4) локальные нормативные акты, издаваемые в соответствии со ст. 8. Трудового кодекса Российской Федерации.

Тема 3. Документальная ревизия, финансовый контроль и аудит

Литература:

1. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2004. – С. 158.

2. Баширов Р.А., Баширова Н.В. Судебная бухгалтерия. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. – С.181.

3. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005, - С. 111-124.

4. Голубятников С. Л., Леханова Е. С. Судебная бухгалтерия: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 134 с.

Вопросы:

1. Понятие, виды и задачи документальной ревизии.

2. Назначение документальной ревизии органами внутренних дел.

3. Проведение документальной ревизии.

4. Права и обязанности ревизора.

5. Взаимодействие сотрудника правоохранительных органов с ревизором в процессе проведения ревизии.

6. Особенности ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов.

7. Понятие и виды финансового контроля в Российской Федерации.

8. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

9. Возможности использования данных аудиторских проверок в деятельности правоохранительных органов.

10. Общие черты и отличия судебно-бухгалтерской экспертизы, аудиторской проверки и документальной ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов.

  1. Понятие, виды и задачи документальной ревизии

Документальная ревизия ― это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершения в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Цель ревизии ― осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций.

Задача ревизии заключается в проверке следующих фактов:

1) соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

2) соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

3) обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей;

4) обоснованности расчетов и исполнение смет;

5) использования бюджетных средств по целевому назначению;

6) обоснованности образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) операций с основными средствами, нематериальными активами, связанные с инвестициями;

8) обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

10) расчетов по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами;

11) обоснованности произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера.

Документальные ревизии проводят:

1) контрольно-ревизионное управление Минфина России и его местные органы;

2) органы внутриведомственного финансового контроля;

3) ревизионные комиссии общественных организаций и акционерных обществ (ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Для проведения ревизии назначается конкретное лицо ― ревизор.

Документальные ревизии различаются в зависимости от органов, осуществляющих проверку, на:

10) вневедомственные ― осуществляются государственными органами и направлены на защиту государственных интересов в сфере финансовых отношений;

11) ведомственные ― осуществляются вышестоящими организациями, а внутрихозяйственные проводятся крайне редко и чаще всего на крупных промышленных объектах. Недостатки:

а) проведение одним и тем же ревизором;

б) ведомственная заинтересованность ревизоров;

в) отсутствие внезапности при ее проведении;

г) неиспользование при проведении ревизии возможности предварительного экономического анализа;

3) внутрихозяйственные.

По основаниям назначения ревизии делятся на:

1) плановые ― осуществляются по заранее утвержденному руководителем плану (графику) для организации проверки подконтрольных организаций в течение определенного срока;

2) внеплановые ― осуществляются внезапно, проводятся контрольно-ревизионными органами при наличии фактов о злоупотреблениях и нарушениях финансовой дисциплины, а также по инициативе правоохранительных органов и при чрезвычайных обстоятельствах.

По объему ревизии бывают:

1) полные ― проверяются все стороны хозяйственной деятельности;

2) неполные ― проверке подвергаются отдельные виды хозяйственных операций.

:

11) сплошные ― проверяется каждый документ, касающийся проверяемой хозяйственной операции;

12) выборочные ― проверяются отдельные документы;

13) комбинированные ревизии ― проверка отдельных групп документов осуществляется сплошным методом, а некоторых выборочным.

По составу ревизионной группы:

1) бухгалтерские;

2) комплексные.

По повторяемости контрольных действий:

1) первичные;

2) дополнительные;

3) повторные.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает в себя:

1) тему ревизия;

2) период, который должна охватить ревизия;

3) перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии.

  1. Назначение документальной ревизии органами внутренних дел

В процессе выявления противоправных деяний в сфере экономики наиболее эффективен такой подход, когда оперативно-следственные работники самостоятельно, либо с помощью специалистов изучают узкий круг заранее отобранных учетно-бухгалтерских документов. Затем, в случае установления конкретных признаков определенного преступления в данных бухгалтерского учета по требованию правоохранительных органов специалистами проводится более сложный комплекс действий ― документальная ревизия.

Производство документальных ревизий осуществляется в следующих случаях:

а) когда в бухгалтерских документах установлены какие-либо несоответствия, могущие рассматриваться как подлог в документах, и необходимо проверить достоверность полученных сведений;

б) когда при инвентаризации выявлены крупные недостачи или излишки, а материалы инвентаризации ревизионным путем не проверены;

в) когда выявлена противоправная деятельность проверяемых должностных лиц, но есть основания предполагать, что их деятельность тесно связана с должностными лицами, работающими на других предприятиях, где тоже совершались аналогичные преступления

Первичные документальные ревизии по инициативе правоохранительных органов назначаются в следующих случаях:

1. при обнаружении в учётно-бухгалтерских документах следы преступной деятельности;

2. при выявлении крупных недостач или излишков, при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей или кассы;

3. если обвиняемый (подозреваемый) раннее работал в другой организации, но в этой же должности;

4. когда обнаруживаются преступные связи проверяемого объекта с другими организациями.

  1. Проведение документальной ревизии

Документальная ревизия - одна из основных форм последующего контроля. Документальной ревизией называется проверка по документам, записям в учетных регистрах и отчетности законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Основными задачами документальных ревизий являются:

а) проверка законности операций;

б) борьба с хищениями, выявление случаев хищений и незаконного расходования средств и товарно-материальных ценностей;

в) проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов и правильности бухгалтерских записей;

г) проверка правильности материального учета складского хозяйства.

Документальные ревизии классификацируются:

1) по основаниям ее назначения - плановые, внеплановые или внезапные;

2) по органам их осуществляющим - ведомственные и вневедомственные;

3) объему проверки - полная и частичная;

4) методам проведения - сплошная и выборочная;

5) повторяемости контрольных действий - первичная, дополнительная, повторная;

6) составу ревизионной группы - бухгалтерская и комплексная.

Основные задачи и органы ведомственного контроля определенные "Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений".

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется с помощью:

4) проверки документов по форме и содержанию для установления законности и правильности проведенных операций;

5) проверки соответствия проведенных операций данным первичных документов;

6) встречных проверок, в процессе проведения которых происходят изучение поступлений и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сопоставление имеющихся в проверяемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, хранящимися в организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

7) проверки правильности фиксации проведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

8) проверки правильности использования бюджетных средств и иных государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.

Документальные ревизии проводят:

1) контрольно-ревизионное управление Минфина России и его местные органы;

2) органы внутриведомственного финансового контроля;

3) ревизионные комиссии общественных и кооперативных предприятий и организаций, акционерных обществ.

Лица, производящие ревизию, имеет право:

9) проверять фактическое наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств у материально ответственных лиц;

10) требовать от руководителей и работников ревизуемого предприятия предъявления бухгалтерских документов, журналов и книг, планов, смет, отчетов, распоряжений и других документов;

11) требовать устные и письменные объяснения и справки от работников проверяемого предприятия (учреждения);

12) опечатывать или изымать подложные и сомнительные документы для обеспечения их сохранности;

13) запрашивать от различных организаций, предприятий и лиц необходимые для проведения ревизии сведения и копии документов.

При проведении ревизии используются методы фактической и документальной проверки.

К методам фактической проверки относятся: осмотр, обследования, инвентаризация, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство, анализ сырья, материалов и продукции, получение объяснений и справок.

Осмотру могут быть подвержены: территория, производственные помещения, оборудование, склады, продукция, помещения, где хранятся документы.

При проведении обследования применяют не только осмотр необходимых объектов, но и ознакомление с документами, получение объяснений от соответствующих лиц и другие действия. В ходе осмотра и обследование ревизору получает общее представление о деятельности предприятия, учреждения. При обнаружении нарушений ревизор составляет об этом акт и приобщает его к общему акту ревизии.

Инвентаризация — это проверка и регистрация наличия материальных и денежных средств на месте их хранения с последующим сличением остатков с учетными данными.

До начала проверки у материально ответственных лиц необходимо взять расписку в том, что все приходно-расходные документы они сдали в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных ценностей у них нет. После этого комиссия может приступить к проверке исправности измерительных приборов, пересчету, взвешиванию и перемериванию инвентаризуемых ценностей в натуре. Затем определяются расхождения между натуральными остатками и учетными данными. Выявленная разница отражается в сличительных ведомостях.

Работа ревизионной комиссии осуществляется по плану, который составляется на год.

Подготовка ревизии включает изучение имеющихся в распоряжении ревизионной комиссии материалов, характеризующих деятельность предприятий, их структурных подразделений и служб; наличие претензий и замечаний к работе предприятий со стороны финансово-кредитных органов и органов хозяйственного управления. На основе собранного и обобщенного материала составляется программа ревизии (включающая перечень вопросов, период, за который они должны быть решены, а также способ проверки каждого вопроса и ответственных лиц).

Результаты ревизии оформляются актом, который составляется ревизором и имеет важное юридическое значение, а в ряде случаев является вещественным доказательством.

В акте документальной ревизии должны содержаться все относящиеся к делу факты, обнаруженные ревизором. В нем подробно описываются каждый конкретный случай нарушения и поведение ответственных лиц; его описание должно основываться на документах. Требования, предъявляемые к акту: должен быть написан четко, ясно, грамотно, без исправлений; он подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.

Кроме ревизора акт подписывают руководитель и главный (старший) бухгалтер обревизованного предприятия. В случае их несогласия с обстоятельствами, изложенными в акте, об этом перед подписью делается пометка "смотри возражения или объяснения", в объяснении излагают возражения, которые ревизор обязан перепроверить и составить по ним объяснение.

Акты бывают промежуточные (проверка денежных средств в кассе, итоги инвентаризации и т.д.) и основные. Промежуточные акты и объяснения по ним должностных лиц прилагаются к основному акту документальной ревизии, содержание промежуточного акта отражается кратко.

Особое внимание следует уделять правильному описанию ревизионных эпизодов (факты недостач, излишков, порчи, перерасхода товарно-материальных ценностей, переплат денежных сумм, иных нарушений и форм ущерба), которые составляют содержание актов ревизий. В акте не допускаются юридическая квалификация нарушений и действий должностных лиц. Необходимо изучить приемы и методы, которые использует ревизор при проведении ревизии (метод контрольно-выборочного сличения, восстановления количественного учета, встречной проверки и т.д.).

Выводы ревизора в акте должны подкрепляться документальными данными

Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

1) нарушение установленной формы документа;

2) наличие на документе резолюции или разрешающей подписи в неустановленном месте;

3) отсутствие при распорядительном документе исполнительного (и наоборот);

4) отсутствие всех необходимых реквизитов на документе;

5) несоответствие отдельных реквизитов;

6) суммарное несоответствие основного документа и приложения к нему;

7) подписание документа лицами, не имеющими на это права;

8) отсутствие необходимых приложений;

9) расхождение содержания нескольких экземпляров одного и того же документа;

10) подделка подписей, наличие подчисток, исправлений.

Помимо акта, ревизор представляет руководителю, назначившему ревизию, свои письменные предложения и выводы по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.

По поступившим материалам руководитель должен принять решение, утвердить акт ревизии. Для иных ревизоров такого утверждения не требуется.

Предложения и выводы ревизора использует и следователь для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению выявленных правонарушений.

Фактическими основаниями для производства повторной, дополнительной документальной ревизии могут быть:

1) противоречия между выводами акта первичной документальной ревизии и другими материалами дела, подтверждающие преступную деятельность;

2) проведение первичной ревизии в отсутствии заинтересованного лица;

3) поверхностность предшествующей ревизии без проверки первичных учётных бухгалтерских документов;

4) использование не всех приёмов и методов исследования данных бухучёта, которые способствовали бы выявлению следов преступной деятельности;

5) проведение первичной ревизии без участия специалистов других областей знаний;

6) не полнота ревизии, т.е. проверены не все направления деятельности предприятия;

7) наличие обоснованных возражений по существу выводов со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых);

8) сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без проведения повторной или дополнительной ревизии;

9) проведение первоначальной ревизии выборочным, а не сплошным методом;

Повторные документальные ревизии назначаются при низком методическом уровне первичной ревизии или недобросовестности ревизора.

Дополнительная ревизия назначается, если предшествующими ревизиями были проверены лишь часть хозяйственной операции.

  1. Права и обязанности ревизора

Ревизор должен быть высококвалифицированным специалистом, имеющим высшее экономическое образование и практический стаж учётной работы.

Ревизор обязан:

1. разработать программу на основаниях указанных вопросов и определить сроки их выполнения;

2. проводить ревизию в строгом соответсвии с действующим законодательством;

3. по прибытию в ревизируемую организацию предъявить полномочия на проведение ревизии;

4. добиваться устранения выявленных нарушений.

Ревизор несёт ответственность за невыполнение задания, неполноту и необоснованность изложенных фактов в акте ревизии, сокрытие обнаружившихся нарушений и злоупотреблений.

Права ревизора:

1. проверять в ревизируемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;

2. запрашивать у органов исполнительной власти данные необходимые для осуществления своих функций;

3. получать от должностных и материально-ответственных и других лиц объяснения в письменной и устной форме по вопросам, возникающим в ходе ревизии;

4. требовать от руководителей ревизируемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества;

5. привлекать специалистов из других организаций для участия в проведении ревизий;

6. принимать меры по устранению выявленных нарушений;

7. информировать вышестоящие организации о выявленных нарушениях.

  1. Взаимодействие сотрудника правоохранительных органов с ревизором в процессе проведения ревизии

Деятельность контрольно-ревизионных органов регламентируется Положением о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок) (утв. приказом Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717).

Согласно Положению контрольно-ревизионные органы Минфина России и Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, ФСБ РФ взаимодействуют между собой на постоянной основе для повышения результатов по борьбе с преступностью в сфере экономики по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий, а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики России, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.

В контрольно ревизионные органы Минфина России входят:

1) департамент государственного финансового контроля и аудита;

2) контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств (п. 2 названного Положения).

Работники контрольно-ревизионных органов при организации и проведении ревизий руководствуются действующим законодательством, приказами, инструкциями, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Можно выделить следующие виды контрольных мероприятий при проведении контрольно-ревизионной работ: ревизия, проверка, предварительное изучение документов при различных основаниях их проведения — по инициативе контрольно-ревизионного органа, по требованию правоохранительных органов.

Постоянное взаимодействие правоохранительных и контрольно-ревизионных органов осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем создания в субъектах Федерации межведомственных рабочих групп на постоянной основе, главной задачей которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий (п. 6 Положения).

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит проверку правомерности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 7 Положения).

Контрольно-ревизионные органы по требованию правоохранительных органов участвуют в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации при подготовке решений о проведении ревизии (п. 9 Положения).

Контрольно-ревизионные органы рассматривают требования правоохранительных органов и проводят ревизии по этим обращениям в порядке очередности их поступления. При возникновении необходимости проведения внеочередной ревизии правоохранительными органами контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого уже проводится ревизия, решают вопрос о необходимости ее проведения, что оформляется совместным решением (п. 11 Положения).

В случае обнаружения нарушений в ведении бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководство контрольно-ревизионного органа вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии до полного восстановления бухгалтерского учета.

Контрольно-ревизионный орган при необходимости и по согласованию с правоохранительным органом имеет право проводить встречные проверки на предприятиях и в организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией. Правоохранительные органы должны оказывать содействие в организации таких проверок, предоставляя необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организуя взаимодействие с проверяющим в месте их проведения.

Правоохранительный орган оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц.

Правоохранительный орган вправе обратиться в контрольно-ревизионный орган с просьбой о замене ревизоров, участвующих в проверке, при наличии достаточных оснований.

Результаты ревизии оформляются актом.

Акты ревизий, проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.

Правоохранительный орган при получении материалов по результатам проведенных ревизий должен рассмотреть их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные УПК РФ, а также информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах.

  1. Особенности ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов

Перед проведением ревизии сотрудник правоохранительных органов должен определить, какие обстоятельства подлежат выяснению, к деятельности какого предприятия или отдельных должностных лиц они относятся, какой период деятельности необходимо охватить проверкой, возможно ли проведение проверки ревизионными методами.

Сначала проводятся подготовительные действия:

1. опросы, осмотры, а также оперативно-розыскные мероприятия;

2. изучение нормативного материала об особенностях производства ревизии в системе того ведомства, в котором находится организация, подлежащая проверке;

3. консультация со специалистами.

По делам о хищениях ревизии проводятся до возбуждения уголовного дела.

Положения п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 «О милиции» предоставляют органам внутренних дел право при наличии информации о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций требовать обязательного проведения ревизий и иных проверок.

Правоохранительные органы проводят по своей инициативе первичные, повторные и дополнительные документальные ревизии.

При назначении ревизии на закрытых объектах или производственных участках, где может быть секретная документация, лица из числа ревизоров в обязательном порядке должны иметь для работы с документами допуск.

После возбуждения уголовного дела для начала проведения ревизии необходимо определенное решение следователя по делу. Согласно действующему законодательству данное решение должно быть выражено в форме постановления.

Перед началом ревизии следователь совместно с ревизором решает следующие вопросы:

1) каких специалистов следует привлечь;

2) кто из материально ответственных лиц должен принять участие в ревизионных действиях;

3) какие методы документальной и фактической проверок следует использовать для большей эффективности ревизии и на каком участке.

Этапы проведения ревизии.

1-й этап ― подготовительный, он включает издание приказа о назначении ревизии, в котором определяются состав ревизионной группы и сроки проведения проверки. На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии. Целесообразно, чтобы план был согласован с инициатором проведения ревизии.

На данном этапе необходимо обеспечить:

1) сохранность бухгалтерских документов путем их изъятия или опечатывания мест хранения;

2) объективность ревизора путем устранения каких-либо давлений на него со стороны проверяемых лиц.

2-й этап ― неотложные контрольные действия ревизора. Ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения, предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.

Для достижения наилучшего результата ревизор должен систематически информировать сотрудника правоохранительного органа о ходе ревизионных действий и немедленно сообщать о выявлении фактов злоупотреблений.

3-й этаппроведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.

Стадия 1 ― общая проверка хозяйственной деятельности.

Стадия 2 ― детальное исследование хозяйственной операции, предусматривает работу ревизора с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.

Следователь должен активно вести расследование преступлений, в том числе и связанных с ними обстоятельств, которые являются предметом ревизионной проверки. Приостанавливать, задерживать расследование по делу на период производства ревизии не допускается.

В процессе проведения ревизии оперативный сотрудник, следователь должен:

1) сочетать использование ревизионных методов с применением других средств доказывания в целях быстрого расследования преступления;

2) своевременно направлять деятельность ревизора на наиболее криминогенные участки хозяйственной деятельности ревизуемой организации;

3) не дожидаясь окончания ревизии, осуществлять необходимую проверку выявляемых в процессе ревизии обстоятельств.

4-й этап ― составление документов о результатах ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, в котором фиксируются результаты ревизии, состояние производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаются как выявленные недостатки, нарушения действующих законов, положений, инструкций и случаи злоупотреблений, хищений и недостач, так и положительные стороны производственной деятельности проверяемого объекта.

В акте излагаются установленные факты.

Возможно составление промежуточных актов, отображающих факты проверки конкретных участков хозяйственной деятельности и выявление злоупотреблений.

Акт документальной ревизии составляется в 2–3 экземплярах. Один экземпляр направляется в вышестоящую организацию, второй ― в ревизуемую организацию, третий передается непосредственно в правоохранительные органы.

Передаваемые в правоохранительные органы материалы должны содержать:

1) письменное сообщение, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;

2) подлинник акта ревизии, оформленный и подписанный надлежащим образом;

3) объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии;

4) письменные заключения проверяющих.

Если ревизия проводилась по инициативе правоохранительных органов, то акты, составленные по результатам ее проведения, подписываются ревизором, проводившим проверку, и направляются для ознакомления и подписания руководителю ревизуемой организации, главному бухгалтеру, которые должны в течение 5 дней ознакомиться с содержанием актов и подписать их.

Запрещается внесение каких-либо изменений в акт после его подписания проверяющим и должностными лицами проверяемой организации.

  1. Понятие и виды финансового контроля в Российской Федерации

Финансовый контроль — один из наиболее распространенных методов руководства экономикой, который способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий.

Финансовый контроль состоит из двух звеньев:

1) внешнего контроля - осуществляют государственные органы: Счетная палата РФ, Правительство РФ, КРУ Минфина РФ, Главное управление федерального казначейства, Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), министерство по налогам и сборам, независимые аудиторские фирмы ― преследует фискальные цели, обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Способствует выявлению злоупотреблений, приносящих ущерб различным, прежде всего имущественным, интересам граждан и юридических лиц;

2) внутреннего контроля - осуществляют собственные экономические службы организации ― направлен на повышение эффективности хозяйственной деятельности, защиту экономических интересов собственника предприятия и на выявление внутренних резервов производства, а также уже имеющихся потерь, соблюдение учетной политики, сохранности имущества, соблюдение требований законодательства.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

1) соблюдение учетной политики установленной законодательством;

2) сохранность имущества в полном объеме;

3) получение своевременной и достоверной информации о деятельности хозяйственного объекта;

4) безукоснительное соблюдение требований законодательства.

Существуют различные основания для классификации финансового контроля. По уровню управления различают следующие виды контроля:

1) общегосударственный (налоговый контроль за исполнением расходной части бюджета, осуществляемый Департаментом государственного финансового контроля и аудита);

2) ведомственный;

3) негосударственный (аудит и самоконтроль).

Аудит ― это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Это независимый вневедомственный контроль.

Самоконтроль ― финансовый контроль, осуществляемый силами самого предприятия. Он проводится финансовыми службами организации (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами).

Самоконтроль подразделяется на:

1) предварительный контроль;

2) текущий контроль;

3) последующий контроль.

Предварительный контроль проводится до начала хозяйственной операции. Чаще всего бывает документальным. Внутри предприятия его осуществляют главные и старшие бухгалтера, работники бухгалтерии.

Вне предприятия этот контроль осуществляют банковские органы, органы местной администрации, финансовые органы.

Текущий контроль проводится в ходе хозяйственной деятельности. Он помогает определить соответствие содержания документа действительно выполняемой операции. Этот контроль осуществляется руководителями и главными бухгалтерами. После проведения текущего контроля могут устанавливаться различные несоответствия между документами и хозяйственными операциями, которые не были обнаружены методами документального контроля.

Предварительный и текущий контроль представляет собой важное средство предупреждения и выявления хищений и злоупотреблений.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции и позволяет охватить проверкой всю хозяйственную деятельность предприятия или всю совокупность определенных операций. Данный контроль проводится, как правило, путем изучения и анализа первичных документов, проведения документальных ревизий. Целью данного контроля является проверка законности и целесообразности совершения хозяйственной операции.

В зависимости от метода проведения финансовый контроль делится на:

1) фактический контроль ― проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов в натуре. Основной метод данного вида контроля — инвентаризация;

2) документальный контроль применяется при проверке финансово-хозяйственной деятельности с помощью изучения, анализа и сопоставления данных первичных документов, учетных записей бухгалтерской отчетности;

3) комбинированный (документально -фактический) контроль состоит в сочетании фактического контроля и документального контроля.

Все виды контроля неразрывно связаны между собой, это проявляется дополнением в дополнении друг друга.

  1. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно данному закону аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Задачами при проведении обязательного аудита являются:

1. контроль за соблюдением законодательства;

2. формирование принципов подготовки плана и программы аудита;

3. организация подготовки и составления плана и программы аудита;

4. формулирование принципов документирования аудита;

5. формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита;

6. определение порядка составления и хранения рабочей документации;

7. определение видов источников и методов получения аудиторских доказательств;

8. выражение мнения о достоверности отчетности субъекта в форме безоговорочно положительного, модифицированного аудиторского заключения, либо отражение отказа от выражения своего мнения.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В ее штате должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности аудиторские фирмы включаются в государственный реестр. Организация государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Все услуги аудиторской организации платные и оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения и имеет юридическую силу для государственных и судебных органов, всех юридических и физических лиц.

Выделяют два типа аудита:

1. внешний – выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, банками, иностранными партнёрами, страховыми обществами. Задачи данного аудита: установление достоверности финансовой отчётности проверяемых объектов, разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков, улучшение хозяйственно-финансовой деятельности организаций;

2. внутрифирменный – осуществляется внутри фирмы аудиторской службой. Функционирует на уровне центрального руководства фирмой или на уровне филиала. Этот аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, в целях максимизации прибыли. Задачи данного аудита: проверка соблюдения принципов и правил бухучёта при подготовке ежегодной отчётности.

Аудиторские фирмы осуществляют финансовые экспертизы, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению, постановку и организацию бухучёта, подготовку документов, необходимых для создания акционерного общества.

Обязательный аудит – это ежегодная, обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: