Налоговый контроль

Необходимость налогового контроля как сегмента государственного финансового контроля обусловлена выполнением государством своих контрольных функций.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков. Также, под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

- обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;

- содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;

- обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;

- выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

- диалектический подход;

- принципы логического и системного анализа;

- методы экономического анализа и статистических группировок;

- визуальный осмотр;

- выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Налоговый контроль начинается с учета налогоплательщиков. Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков Место постановки на учет
Организации По местонахождению организации По местонахождению обособленных подразделений организации По местонахождению имущества
Физическое лицо или индивидуальный предприниматель По месту жительства По местонахождению имущества По местонахождению транспортных средств

Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

- название организации (индивидуального предпринимателя);

- ИНН;

- КПП;

- юридический адрес;

- данные о государственной регистрации;

- другие необходимые данные.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Кодекс ограничивает период налоговой проверки тремя календарными годами, предшествующими году проведения налоговой проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а так же других документов, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В отличие от камеральных проверок выездные проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Налоговый кодекс регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки. Проверка не должна длиться более двух месяцев. По решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Если у налоговых инспекторов, проводящих выездную проверку, есть основания предполагать, что документы организации могут быть уничтожены, скрыты или подменены, они имеют право произвести выемку документов, составив акт, в котором обосновывается причина выемки и приводится перечень изъятых документов.

По итогам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: