Формирование таможенного права

Таможенная политика в современных условиях – это разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета.

Содержание и сущность таможенной политики

Таможенная политика, в отличие от таможенного дела, является производным и во многом субъективным явлением. Она относится к государственным функциям и формирует стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями, на основе таможенно-тарифных правил.

Проблемы таможенной политики нашли освещение в трудах ученых, историков, экономистов, юристов, финансистов в XIX-XXI вв.2. Изучение и анализ содержания этих работ показывают отсутствие единства взглядов на определение сущности таможенной политики, хотя все сходятся в одном, что таможенная политика формировалась под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении задач регулирования внешней торговли, т.е. с учетом объективных и субъективных факторов.

Из всего сказанного напрашивается вывод, что таможенная политика охватывает широкий спектр направлений. Это не только деятельность государства в осуществлении внешнеэкономических связей, но и составная часть проявления его суверенитета и предмет особой заботы законодательной и исполнительной власти.

В этой связи существует целый ряд признаков, характеризующих таможенную политику, ее направленность, возможность оказывать влияние на решения внешнеэкономических проблем и осуществление намеченных страной планов.

Но это лишь часть задач таможенной политики, ее внешняя сторона. Главное – это влияние таможенной политики на формирование таможенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Положительный эффект достигается тогда, когда таможенная политика строится на объективных таможенных законах, а выработанный государством таможенный тариф является концентрированным выражением такой объективной таможенной политики. Таможенная политика, ее стратегия и тактика обеспечивают реализацию государственной экономической и торговой политики.

Исторический экскурс в глубь веков показывает, что таможенная политика появилась с возникновением государств. Знание ее истории помогает сотрудникам таможенных органов

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Памятники истории Киевского государства IX-XII вв.: Сб. документов. Л., 1936.

2 Как была крещена Русь. М., 1986. С. 253.

3 См.: Кириллин С. Расовая история и "украинский вопрос" // Расовый смысл русской идеи.: Сб. статей. Вып. 1. М., 1999.

4 Динарий – монета европейских государств в Средние века. Вес – 1-1,5 г золота. В разных странах носил разные названия: в Англии – пени, в Германии – пфенниг. Тремисс – 1/3 солида в позднеримское время. Вес – 1,5 г золота.

5 Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.) // История СССР. 1967. № 3. С. 85.

6 См.: Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 48.

профессионально мыслить, находить аналоги и прецеденты и принимать правильные решения с учетом накопленного исторического опыта. Таможенная политика формируется на основе научной методологии, знания законов таможенного дела и их использования в решении проблем экономики, финансов и международной торговли.

Понятие таможенной политики как системы государственных экономических и правовых мер таможенного регулирования торговли Древнерусского государства с сопредельными странами в контексте таможенного дела сложилось в давние времена. Это подтверждается письменными источниками, содержанием книг арабских и персидских авторов, в которых даны сведения о русско-византийском договоре 60-х годов IX в., а также русско-византийских договоров IX-XII вв. Так, в "Книге путей и государств" Ибн-Хордадбеха сообщается: "Что же касается пути купцов русов, а они принадлежат к славянам, то они вывозят меха бобров, меха черных лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румскому морю (здесь – Черное море, но обычно у автора это Средиземное море), и царь Рума берет с них десятину"1. Сообщение Ибн-Хордадбеха подтверждает арабский географ Ибн-Хаукаль: "Склад для торговли Руси – всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, взимаемой хазарами"2.

С. Кириллин пишет, что в раннесредневековом Киеве имелась улица под названием "Пасынча беседа"3 (сборщик налогов), по-другому – "Резиденция сборщика налогов", т.е. специальный орган сбора пошлин. Ставка пошлины не превышала 10 % от стоимости товара.

Включение Руси в систему торгово-таможенных связей происходило на основе традиций, сложившихся ранее и получивших развитие в этот период. В совокупности они и представляли таможенную политику.

Характер таможенной политики Киевской Руси отражался на торговле с зарубежными странами. Это подтверждается мытным уставом города Раффелылтеттена (Австрия), составленным в 903-906 гг., в котором содержатся нормы, регламентирующие сбор пошлины с киевских товаров. "Что касается славян, которые приходят из Ругов (из Руси) или из Богемов (Чехия) ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида = 2 динариям4), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же с каждой кобылицы"5.

Торговля с Византией и другими странами была предметом постоянной заботы Руси и осуществлялась на основе правил, разработанных государством и положенных в основу договоров Киева с Византией.

Между Русью и Византией сложилась система таможенно-тарифного регулирования торговли, действовавшая на основе договоренности и совместно выработанных правил, которые можно назвать таможенной политикой.

Первые договоры с Византией, сведения о которых дошли до наших дней, были заключены в 860 и 874 гг. Договор 874 г. заключен с соблюдением всех формальностей того времени. Его текст зафиксирован в византийских и древнерусских источниках, в частности, в Никоновской летописи6. В нем содержатся положения о правилах взаимной торговли между Киевом и Византией, т.е. уже прослеживаются элементы таможенной политики.

В договоре 907 г. изложены нормы, регулирующие взаимоотношения государств в области торговли и таможенных обрядностей (пошлин). Очевидно, что договор лишь зафиксировал и объединил нормы, ранее уже встречавшиеся в прежних договорных документах.

Русь получила право беспошлинной торговли в Византии ("да творять куплю, якоже им над обе, не платече мыта ни в чем же"), а сверх того – "уклады" (в виде шестимесячного довольствия хлебом,

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 См.: О договорах русских с греками: (Пробная лекция, читанная в университете св. Владимира для получения звания приват-доцента кандидатом Сокольским) // Университетские известия. 1870. № 1. Янв. С. 3-4.

2 Там же. С. 3-4.

3 Договоры русских с греками и предшествовавшие заключению их походы русских на Византию. Ч. 1: Время Олега. Ч. 2: Время Игоря и Святослава. М., 1912. С. 55.

4 См.: Пселл М. Хронография. М., 1978. С. 281.

5 Колесов В.А. Русско-византийские международные нормативные договоры IX-XI вв. и вопросы таможенного дела и таможенной политики. М., 2002. С. 32.

вином, мясом, рыбой, фруктами) приезжающим в Византию русским купцам. Им была предоставлена льгота – мытье в банях, что рассматривалось как большая уступка1.

По настоянию византийцев торговать в Византии разрешалось только с ведома русского князя, который скреплял документ княжеской печатью. До заключения договора русские торговцы уплачивали торговую пошлину византийскому императору в размере 10 %.

Договор был подготовлен на основе русского и византийского права, т.е. международных правил о торговле. "При заключении договора 907 г., – писал В.В. Сокольский, – обеими сторонами имелись в виду преимущественно торговые выгоды, а о необходимости установления сложных правил для разрешения могущих возникнуть... споров никто не думал"2.

В договоре просматриваются взаимоотношения государств и в других областях деятельности. В частности, оговаривался вопрос службы "русских воев в византийском войске".

Значительно расширились договорные отношения между странами в договоре 911 г. В тексте договора есть положения об оказании взаимной помощи при кораблекрушениях и сохранности провозимых товаров.

Договоры 907 и 911 гг. обеспечивали торговлю Руси с Византией на три десятилетия, хотя на практике не все проходило гладко. Начиная с 30-х годов X в. Византия в ряде случаев отказывалась платить дань Руси и стремилась ликвидировать беспошлинную торговлю по той причине, что Русь вынуждена была поддерживать воевавшую с Византией Хазарию, от которой была зависима.

По мнению ученых (Л.Н. Гумилев и др.), войны Руси с Византией 941 и 944 гг. происходили ради военной добычи и доступа на выгодные рынки.

Несмотря на то, что в 941 г. Игорь потерпел поражение, в 943 г. он снова пошел в поход на Византию. Греческие послы встретили его на Дунае и предложили мир. При заключении договора 944 г. Игорю не удалось добиться желаемого. Согласно договору, русские купцы имели право торговать в Византии, лишь имея специальную грамоту, причем сумма, на которую они могли купить товар, составляла 50 золотых. Также устанавливались квоты для вывоза тканей. Византийское правительство тем самым регулировало торговлю нетарифными мерами, ревностно отстаивая свои интересы.

В договор 944 г. не был включен пункт о предоставлении русским купцам беспошлинной торговли в Византии (беспошлинная торговля была исключением для Руси), а после заключения договора все вошло в рамки общих международных торговых правил.

Содержание русско-византийского договора 971 г. свидетельствует о том, что он включал в основном обязательства русской стороны. Среди них – обязательство русских оставить Доростол, освободить пленных и уйти из Мизии (Болгарии). Князь Святослав пошел на это, отстаивая интересы русской торговли и сохраняя возможность дальнейших торговых отношений с Византией. После гибели Святослава в 978 г. договор был подтвержден его сыном Ярополком. "Того же лета притоша послы от греческого царя (Василия) к Ярополку и взяша мир и любовь и яшася ему подать, яко же отцу его и деду его"3.

Русско-византийские торговые и политические отношения наладились. В Константинополе русские входили в "корпус варягов", состоявший в византийском войске4. Государственная политика в области таможенных правил (таможенная политика) способствовала поддержанию дружеских отношений до середины XI в. Они, по одной версии, "...были прерваны в силу ссоры русских купцов с византийцами и убийством знатного русского"5. Князь Владимир Ярославич организовал против Византии поход. Стотысячное войско блокировало Византию. Не договорившись о контрибуции, противники перешли к военным действиям, в которых Владимир потерпел поражение, но византийский император Константин пошел на заключение мира. Стороны в 1043 г. заключили договор, который был скреплен браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Марией.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Таможенное дело России: Сб. документов и материалов. Т. 1. 907-1721 гг. М., 1997. С. 109.

2 Там же. С. 143-144.

3 См.: Шапошников Н.Н. Указ. соч. С. 5.

Можно предполагать, что в договоре содержались также статьи о торгово-таможенном регулировании и таможенной политике государства.

После разгрома Руси татарами в XIII в. таможенную политику проводили отдельные феодальные княжества. Это подтверждается договорами Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229) и другими документами.

В XVII в. Московское централизованное государство заключило ряд договоров. В частности, со Швецией – Столбовский мирный договор 1617 г., а затем после русско-шведской войны 1656-1658 гт. – Кардисский мирный договор, который предусматривал восстановление торговли между Россией и Швецией. Русским купцам разрешалось иметь торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле, Нарве. Шведам – в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславле. В этих договорах учитывались принципы таможенной политики государства Российского и Швеции.

В 1658-1662 гг. в Китай была направлена официальная миссия России для налаживания посольских и торговых дел. В грамоте царя Алексея Михайловича китайскому императору предлагалось установить дружественные отношения и торговые связи.

О таможенной политике России в первой половине XVII в. можно судить по содержанию царских грамот. В частности, в царской грамоте новгородским воеводам князю Пожарскому и Глебову от 17 февраля 1629 г. писалось: "...торговым людем, которые с нашей стороны ездят в свейские городы и ездя торгуют в их стороне по селам и по деревням, учините наказ крепкий, чтобы они впредь ездили в Свейскую сторону и торговали по городам, а по селам и по деревням не торговали; а в нашей бы стороне Свейского Короля подданным, Русским и Немецким торговым людем, по тому же приезжая велети торговать по городам, в Новегороде, в Ладоге, а не по селам и не по деревням, чтоб в том нашей пошлине истери не было"1.

Наиболее полно таможенная политика России разработана в Именном указе с боярским приговором от 25 октября 1653 г. "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по сколько взято и с каких товаров". В нем определен порядок продажи товаров с указанием ставок пошлин.

О правилах торговли, существовавших в России для иностранцев, можно судить по договору от 20 декабря 1658 г., заключенному российским и шведским послами. В нем говорится: "Такой же мерою повелено и договорено есть, чтоб вольной и безпошлинной торговле быти меж обоих Свейских и Русских Государств подданных таким обычаем, чтоб Велеможнейшаго Государя, Его Королевского Величества подданным и торговым людем, каковы природы они ни суть, которые живут в Свее, в Финской земле, Эстонской, Ливонской, в Ижерской, и в Корельской земле, вольно и без помешки, после пошлинного одного платежу в прямой таможне, ездить и торговать в царствующем граде Москве, в Великом Новегороде, во Пскове и в Ладоге с Его Царского Величества подданными, торговыми людьми також в Литве, в Белой России, на Севере и в иных Царского величества землях и городах и после показательства своих проезжих грамот начальных людей, откуда они приезжали, у первых порубежных Воевод... "2

20 января 1667 г. был заключен Андрусовский договор между Россией и Речью Посполитой. По этому договору Московское государство получило Смоленское воеводство, Стародубский повет, Черниговское воеводство, а также Киев и Левобережную Украину. Таможенные отношения между Московией и Речью Посполитой регулировались на основе правил таможенной политики, разработанных А. Л. Ординым-Нащокиным, руководителем Посольского приказа при Алексее Михайловиче.

Подробно изложены взгляды на содержание таможенной политики в Новоторговом уставе 1667 г. На этот устав обращает внимание Н.Н. Шапошников, связывающий появление таможенной политики на Руси именно с выходом в свет Новоторгового устава3. Однако это достаточно спорный вопрос. Ранее нашими исследованиями было доказано, что начало таможенной политике, во всяком случае ее элементам, было положено в Древнерусском государстве уже в VI-IX вв.

И.М. Кулишер, рассматривая основные вопросы международной торговой политики, анализирует соотношение торговой политики с таможенной. Он пишет, что органом торговой политики "является

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М.; Челябинск, 2002. С. 9.

2 Там же.

3 Там же. С. 10.

4 Петров Н.Г. Международная торговля и торговая политика. М., 1929. С. 28, 29.

5 Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И. Менделеева и современность: Материалы Менделеевских чтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 г. С. 69.

6 См. подробно: Циммерман С.В. Указ. соч.; Schuemacher. Der Lollner in der Geschiechte und Literatur. Tobingen, 1910; Марков Л. Н. Указ. соч. и др.

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 57.

не только государство, но и всякого рода общественные организации"1. Что же касается таможенной политики, то ее "государство всецело монополизирует в своих руках, не может разделять ее ни с какими иными органами. Напротив, в иных вопросах ему приходят на помощь области, провинции и города, биржевые комитеты, экспортные союзы, торговые палаты и т. д."2.

Рассматривая общий характер таможенных пошлин и таможенных тарифов, И.М. Кулишер приходит к заключению, что таможенная политика на девять десятых – это политика импортных пошлин, политика поощрения собственной промышленности. Она отличается торгово-охранительным характером и подчас обоснована не только экономическими, но и политическими соображениями государства.

Говоря о влиянии протекционизма и фритредерства на таможенную политику в связи с импортными пошлинами, Кулишер обращает внимание на такой элемент этой политики, как "таможенная охрана" и ее целесообразность для укрепления производства. "Таможенный протекционизм, – пишет он, – воздвигает высокие стены, чтобы иностранные товары не проникли в страну, охраняя сельское хозяйство и промышленность от опасных для него иноземных врагов"3.

Суммируя изложенные взгляды, напрашивается вывод, что в основе формирования таможенной политики должно лежать разумное сочетание элементов протекционизма и фритредерства.

Несколько упрощенно рассматривал таможенную политику экономист, специалист в области внешней торговли Н.Г. Петров. Он пишет: "Когда говорят о торговой политике, то в первую очередь разумеют под нею таможенную политику. Так называется система мероприятий, проводимых государством по отношению к иностранным или своим товарам, когда они пересекают границу"4. Такой подход к определению таможенной политики не дает полного представления о всех ее сторонах, ограничиваясь лишь некоторыми составляющими.

В одном из выступлений на Менделеевских чтениях 18 июля 1998 г. таможенная политика была определена как форма "осуществления суверенитета государства, объектом которой является перемещение через государственную границу материально-воплощенной собственности"5.

Анализируя взгляды на содержание таможенной политики, можно сделать вывод, что на ее определение в разные периоды оказывали и оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы.

Таможенное законодательство на территории Древней Руси складывалось под влиянием международного права, которое регламентировало ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры6.

Картина развития таможенного права в Древней Руси и в других государствах во многом сходна. Таможенное законодательство было направлено в большей степени на пополнение государственной казны и в меньшей – на регулирование внешних торговых отношений. " Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, – поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги" 7.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Памятники русского права. Т. 1. М., 1953. С. 65.

2 См.: Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850.

3 См.: Лодыженский К. Таможенные учреждения // Энциклопедия. Ф. Брокгауз и И. Ефрон. Т. 64. СПб., 1901.

4 См.: Правда русская / Под ред. Б.Д. Грекова. Т. II. М., 1947. С. 378, 385; Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. Вып. 1. М., 1952. С. 111.

5 Соловьев С.М. История России древнейших времен. Т. 3. М., 1960. С. 47.

Применение элементов таможенного права на Руси относится к V-VIII вв. В это время в государствах Западной Европы уже складывались правовые нормы сбора таможенных пошлин и были юридически закреплены таможенные обрядности.

Содержание норм таможенного права в рассматриваемый и в последующие периоды отражало интересы господствующего класса того или иного государства с учетом его экономического развития.

Сохранившиеся письменные источники не в полной мере раскрывают особенности формирования норм таможенного права. Из дошедших до наших дней документов следует обратить вновь внимание на договор князя Олега с греками, в котором содержится положение о купле-продаже: "И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же" 1. Можно предположить, что мыт на Руси был известен задолго до подписания договора. Восточные славяне еще в V-VI вв. поддерживали торговые связи с Северным Причерноморьем, которое торговало с Римом и Грецией, с Прибалтикой и Приазовьем, и не могли не знать о таможенных обрядностях. Этого мнения придерживается Е. Осокин. Он считает, что возникновение мытного сбора связано с греческими священниками, распространявшими христианство. Им же поручался надзор за торговыми весами и мерами2, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности, обязательно при этом должны были существовать правовые нормы, регулирующие взаимоотношения таможенников и торговых людей.

К.И. Лодыженский утверждает, что сбор мыта за провоз товаров, пользование местом, отведенным для торга, за соблюдение порядка во время торговли является древним обычаем славян3.

В понятие "мыт" входили те правовые нормы, которые отражали установленный на Руси порядок осуществления сбора пошлин в ходе торговли. На торгово-пошлинные отношения оказывало влияние развитие ремесел и торговли, но не настолько, чтобы сложился таможенный механизм регулирования, так как не было достаточно массового товарного производства, а сами товары носили в основном сырьевой характер.

Естественно, что нормы таможенного права были зафиксированы не в IX в., а лишь в X-XII вв. – в своде законов под названием Русская Правда. До наших дней дошло несколько редакций этого свода. Русская Правда является памятником права. Наряду с другими правовыми документами в нее вошли нормы "Закона русского". В ней содержались также нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке. Согласно статье 35, при сделке на торге должен присутствовать мытник4. А если перекупщик чужой вещи на торгах – зажиточный гражданин – купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать честное приобретение вещи, выставив свидетелей, или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 32 Пространной Правды). Сведения о торговом (таможенном) праве содержатся в "Повести временных лет" и других летописных источниках.

Зарождение на Руси института таможенного права, которым руководствовалось государство во внешней и внутренней торговле, обусловлено характером таможенного дела. "Торговля в описанное (XI-XII вв.), – отмечал С.М. Соловьев, – была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречали более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов"5.

Кроме некоторых исторических источников права, продолжали действовать правовые обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение, и лишь в последующем были закреплены в письменных источниках.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-II. М., 1993. С. 25, 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: