Научные подходы и методы изучения

Таможенное дело возникло и развивается под влиянием внешних условий в соответствии как со своими собственными закономерностями, так и общими законами развития человеческого общества. История таможенного дела тесно связана с историей государства Российского, его экономикой, внешней торговлей, поэтому предмет необходимо рассматривать в тесной связи с указанными категориями.

Этот диалектический принцип требует учета исторической взаимосвязи развития таможенного дела и таможенной политики, своевременного выявления закономерностей и тенденций происходящих процессов, их влияния на внешнеэкономическую деятельность, экономику и финансы. Следовательно, в соответствии с требованиями диалектического осмысления истории предмет истории таможенного дела рассматривает проблемы исторического развития таможенного дела в комплексе с сопутствующими ему процессами в экономике, финансах и внешней торговле.

Это требует теоретического обобщения современного состояния таможенной деятельности страны и зарубежных государств, с которыми Россия поддерживает связи в рамках Всемирной таможенной организации, и развития теории таможенного дела как научного фундамента таможенно-тарифной политики.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1905. С. 99, 100.

Рассматривая методы изучения предмета, следует обратить внимание на их роль в достижении поставленных целей как способа решения дидактических задач, организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, как системы регулятивных принципов и правил организации целесообразного взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения, развития и воспитания.

Упорядочение методов обучения требует их систематизации и классификации: с одной стороны, передачи обучаемым готовых знаний, с другой – стимулирования их поисков (применения исследовательских подходов).

При обучении слушателей истории таможенного дела и таможенной политики наиболее действенным методом является сочетание словесного и наглядного методов.

Классификация по характеру познавательной деятельности предполагает использование репродуктивных, объяснительно-иллюстративных, проблемных, поисковых и исследовательских методов и др.

Выбор методов обучения зависит от поставленной цели, определения задач обучения и воспитания, соответствия содержанию рассматриваемой на занятиях темы, уровня подготовки обучающихся, их реальным возможностям, количеству отпускаемого на изучение этой темы времени и соответствия возможностям педагога.

В данном случае применение научных методов обучения ставит перед предметом истории таможенного дела задачу глубокого проникновения в сущность таможенных проблем и объективно требует осмысления тенденций изменения этой сущности под воздействием процессов, происходящих в России и во всем мире.

Постоянное уточнение направления, характера и содержания предмета, проявление установившихся принципов в новых формах требуют применения методов, отвечающих современным требованиям. При изучении истории предмета необходимо уделять больше внимания формализации знаний с опорой на уже известные законы, с помощью которых можно выразить знания о предмете и внести вклад в развитие теории на основе логических умозаключений.

Изменения в деятельности таможенной службы приводят к обогащению истории таможенного дела новыми понятиями, свойственными только ему, терминами, формулировками и наполнением многих из них новым содержанием. С этих позиций в учебнике пересмотрены некоторые взгляды на историю таможенного дела и таможенной политики, бытовавшие ранее.

Одной из важнейших методологических проблем истории таможенного дела является его связь с социальными проблемами. На это в свое время обращал внимание Д.И. Менделеев. Отстаивая необходимость введения политики протекционизма в России в конце XIX в., он указал, что такая политика должна способствовать не только развитию промышленности, "но и ко всякой экономической деятельности жителей, например, к путям сообщения, торговли;...покровительство просвещению, особенно реальному, т. е. жизненному"1.

Соотношение между таможенными и социальными проблемами постоянно меняется и зависит от экономической ситуации в стране и других факторов.

Сложившаяся система единства целей и задач, решаемых таможенной службой и государством в интересах социальной сферы, формируется и развивается в тесном взаимодействии с другими государственными структурами. При этом особую роль играют условия, в которых действует механизм таможенного регулирования внешней торговли. Развитие и деятельность таможенной службы в различные исторические периоды требуют всестороннего анализа и осмысления.

Функционирование таможенного дела и его тесная связь с решением социальных вопросов – процесс сложных качественных изменений, процесс поступательного движения, полный противоречий, единства устойчивости и изменчивости.

Задача предмета состоит в том, чтобы понять сущность происходивших исторических явлений, выявить их характер и связи, добиться глубокого осмысления слушателями механизмов воздействия таможенного дела и таможенной политики на процессы, происходившие в государстве.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: