double arrow

Периодизация истории таможенного дела

Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III-II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты 2.

Опираясь на научные исследования, напрашивается вывод о том, что история таможенного дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.

Таможенно-пошлинные отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела.

Этому способствовал целый ряд обстоятельств: строительство городов, развитие культуры, становление денежной системы, организация и расширение производства и др. Но главным явился товарообмен, его объективная потребность для народов, имеющих различные климатические и природные условия и разные возможности производить те или иные товары. Мировая экономика продвигалась к цивилизованному товарообмену на основе внедрения тарифно-пошлинных отношений, формирования таможенной политики. Ускорителем этого процесса стало развитие промышленности и сельского хозяйства.

Обосновывая периодизацию таможенного дела, автор опирался на цикличность этого процесса в ходе развития Руси – России.

В настоящем учебнике выделены следующие периоды развития таможенного дела.

Первый период (VI-VII вв.) – зарождение торгово-пошлинных отношений у славянских народов, проживающих на днепровском торговом пути в доисторической Руси. Особенность этого периода состояла в том, что усилилась консолидация проживающих на пути "из варяг в греки" народов, увеличился товарообмен в южном (Византия), восточном (Хазарский каганат), северном (Скандинавия) и западном (западнославянские и германские государственные объединения) направлениях.

Создание Древнерусского государства, экономическое и социальное развитие общества, международный торговый обмен товарами – все это объективно потребовало введения цивилизованных правил торговли на основе осуществления пошлинных обрядностей.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Ключевский В.О. Соч. Т. 1. С. 28.

2 См. подробно: Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 80.

Второй период (VIII – начало IX в.) – эволюция торговых обрядностей в период становления Древнерусского государства. Рассматриваемый период сопровождается развитием внешней торговли на основе сбора полюдья и развития товарного производства в натуральном хозяйстве. В процессе изготовления орудий труда для земледелия, развития скотоводства, осуществления ирригационных и строительных работ происходит изменение структуры экономики, значительно расширяется торговля с сопредельными государствами.

Претерпевают изменения и пошлинные обрядности: осуществляется дифференциация видов пошлин и закрепление за каждым мытником (таможенником) его обязанностей. На Руси появляются данщики, осменики, мытники, пошлинники. Осуществляется обмен и обогащение опытом сбора пошлин в ходе торговых отношений.

Третий период (вторая половина IX – первая половина XII в.) – торгово-пошлинные обрядности в Киевской Руси. Древняя Русь с центром в Киеве превращается в государство, занимающее в мировой цивилизации одно из ведущих мест в экономике, внешней торговле и культурно-социальном развитии. Внешнеторговые отношения на Руси получили широкое развитие. На киевские ярмарки собирались купцы из дальних стран, преодолевая тысячи километров.

Этому способствовала реформа, проведенная княгиней Ольгой, женой князя Игоря. Суть реформы состояла в том, что вместо сбора полюдья княжеской дружиной она установила пункты для сбора дани. Пункты назывались погостами и были установлены по всей Руси. Дружина на погостах "гостила", и туда окрестные жители свозили дань.

Получает развитие и система торгово-пошлинных отношений, которые становятся обязательным атрибутом государства как при торговых сделках внутри страны, так и за ее пределами. Пошлинные обрядности проявляют себя как объективный, обязательный элемент внешней торговли и оказывают влияние на взаимоотношения с другими государствами. Это находит отражение в договорах Руси с Византией 907, 911, 944 гг., в редакциях Русской Правды, в Судебнике князя Владимира, в летописи "Повесть временных лет" и в других древних источниках.

Четвертый период (конец XII – середина XIII в.) – угасание сложившейся системы пошлинных обрядностей. Из-за роста производительных сил и их несоответствия производственным отношениям наметился экономический и политический кризис Киевского государства. Обострилась борьба за киевский престол, участились междоусобицы великого князя с удельными.

После смерти Ярослава ослабла зависимость удельных князей от киевского князя. Древнерусское государство начало распадаться, усилилась вражда между князьями, падал авторитет центрального княжества, иногда уделы дробились до мизерного размера. К началу XII в. удельные княжества обособились, резко обострилась борьба между ними. Участились нападения на русские земли извне. "Под гнетом этих тревог и опасностей, – писал В.О. Ключевский, – при возрастающих усобицах князей почва общественного порядка в Киевской Руси становится зыбкой, ежеминутно грозившей погромом, возникло сомнение в возможности жить при таких условиях"1.

Киев в 1169 г. был захвачен удельными князьями и беспощадно разграблен. Население уходило на запад, в Польшу, Галицию, на северо-восток, в Суздальскую землю. Завершился разгром Киевской Руси нашествием монголо-татар в 1237-1240 гг. Часть русских земель в XIII в. была захвачена литовцами.

Так произошла первая национальная катастрофа2, одним из последствий которой стал распад сложившейся системы торгово-пошлинных обрядностей в виде мытных сборов.

Пятый период (вторая половина XIII – начало XIV в.). В связи с захватом Руси монголо-татары ввели тамгу, усилился сбор дани, пошлины росли, сбор осуществлялся в пользу татарских князей.

К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.

Шестой период (XV-XVII вв.). Для него характерен процесс складывания таможенных обрядностей. Этому способствовало освобождение от монголо-татарского ига, территориальное и политическое объединение русских земель и в конечном счете образование Московского централизованного государства как сословно-представительной монархии, под властью Москвы, возникновение предпосылок экономического развития государства, зарождения всероссийского рынка.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

Объективно встал вопрос о реформировании таможенного дела. К началу XVI в. таможенное дело представляло собой, по образному выражению К.В. Базилевича, "Механический конгломерат долголетних исторических напластований". Местные князья творили суд таможенный, бесправный. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели. В указанный период предпринимались усилия для реформирования таможенных обрядностей. Это просматривается в содержании царских таможенных грамот. Среди них Уставная грамота по сбору таможенных пошлин в городе Суздале (1606), "Память Новгородским таможенным головам о взимании пошлин с немецких людей, приезжающих из Швеции" (1612), "Таможенная грамота Никольскому Песношскому монастырю на взимание пошлины в селе Рогачеве" (1621), "Таможенная грамота о сборе пошлин в селе Холму в пользу Бежецкаго Антониева монастыря" (1641), Именной указ "О высылке Английских купцов из России и по приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство Короля Карла I" (1649).

Документы показывают стремление государственной власти влиять на таможенное дело и назревшую необходимость его централизации.

Наступает период реформирования таможенного дела. Определяющую роль в решении этой задачи сыграл вышедший 25 октября 1653 г. Именной указ царя Алексея Михайловича с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по сколько взято и с каких товаров". Царским указом вместо различных таможенных сборов вводилась рублевая пошлина. Дальнейшему развитию таможенного законодательства послужил Новоторговый устав 1667 г. В последней четверти XVII в. в дополнение к нему было издано около восьмидесяти законодательных и нормативных актов, регламентирующих таможенное дело в Московском государстве. В 1668 г. был принят документ, учреждающий централизованную сдачу таможенных сборов в царскую казну.

Седьмой период (XVIII в.) – период завершения таможенной реформы, организации централизованного управления таможнями. Их укомплектование осуществлялось по принципу вольного найма и носило сословный характер. Важным шагом в развитии таможенного дела явилось принятие первого протекционистского тарифа России в 1724 г. В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г. В 1755-1757 гг. завершение таможенной реформы привело к ликвидации внутренних таможен. Результаты реформы были закреплены в Уставе таможенном 1755 г.

Во второй половине рассматриваемого периода таможенное дело осуществлялось на основе включения механизма таможенного регулирования. Это время характеризуется поисками наиболее приемлемой системы таможенного обложения и определением направлений таможенно-тарифной политики. Таможенное дело оказало влияние на экономические преобразования в стране, рост промышленности и торговли. Доходы от внешней торговли выросли более чем в 3 раза, во столько же увеличились и таможенные доходы.

Развитие России шло цивилизованным путем, но преградой на этом пути стояло крепостное право, которое сдерживало промышленный переворот.

Восьмой период (XIX в.) характеризуется поисками наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики. Он состоит из трех этапов.

Первый этап связан с переходом к протекционизму. В 1819 г. был принят фритредерский таможенный тариф, который, как отмечал министр финансов России Е.Ф. Канкрин, убил русскую промышленность.

Лишь со времени принятия протекционистского таможенного тарифа 1822 г., обеспечивавшего защиту национальной промышленности от внешней конкуренции, удалось осуществить первый этап промышленного переворота, развернуть строительство предприятий легкой и химической промышленности, приступить к индустриализации страны.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Суть золотой пошлины состояла в том, что таможенные сборы начали собирать только золотыми монетами, в связи с чем ставки всех пошлин возросли на 50 %.

Второй этап – 50-70-е годы – попытки решить задачи развития внешней торговли на основе фритредерского таможенного тарифа, осуществить ряд мероприятий по оздоровлению финансовой системы государства. В конце этапа наметились протекционистские тенденции, которые привели к пересмотру взглядов на место и роль таможенного дела в государстве.

Принятие умеренного тарифа 1868 г. и введение некоторых элементов протекционизма способствовали экономическому развитию страны. Решающую роль в этом процессе сыграла отмена крепостного права в 1861 г.

Страна выходила из общенационального кризиса. Большое значение имело принятие протекционистского таможенного тарифа, начало которому положила золотая пошлина1 1877 г. Это позволило перейти к осуществлению второго этапа промышленного переворота.

Третий этап – вторая половина XIX в. – характеризуется широким использованием таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах индустриализации страны. Значительно вырос уровень таможенного законодательства, в нем были обоснованы деятельность таможенной охраны, а также пограничной и корчемной стражи. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские принципы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и в соответствии с собственными российскими экономическими интересами. К концу XIX в. таможенное законодательство вполне отвечало потребностям государства и мировым стандартам.

Девятый период (конец XIX – начало XX в.). На рубеже XIX – XX вв. поляризация общественного мнения и связанная с этим борьба идей привели к победе приверженцев протекционизма, которые рассматривали протекционистскую таможенную политику как объективную потребность качественно нового этапа экономического развития Российского государства и средство защиты от экономической экспансии промышленно развитых стран. Был принят протекционистский тариф 1891 г., что вызвало обострение отношений России и Германии и привело к "таможенной войне". Таможенное дело оказалось на острие экономических противоречий, вызванных протекционистскими тарифами. На повестку дня вновь встал вопрос о выборе направленности таможенной политики.

Под давлением Германии Россия пошла на уступки. В 1894 г. был заключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в результате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образному выражению Н.Н. Шапошникова, свернула с мирового магистрального экономического пути развития.

В связи с отсутствием соответствующих законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в российскую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств.

В то же время в начале XX в. усиливается рост таможенных доходов. Это происходило за счет активного ввоза на российский рынок иностранных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производимыми в стране.

В начале XX в. активизировалась нормотворческая таможенная деятельность. К дискуссии о целесообразности протекционизма и путях выхода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общественность.

Десятый период (1921-1991) – переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1921-1927) – включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были введены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстановить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопросы пополнения бюджета и добиться главного – к 1927 г. в основном восстановить разоренное войнами народное хозяйство, ввести в действие промышленные предприятия, наладить добычу полезных ископаемых, разработку леса и других производств и на эти средства восстановить основные фонды на заводах и фабриках и приступить к планомерному промышленному развитию страны.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

Второй этап (конец 1927 – 1949) – таможенная служба Советского государства выполняла роль контролера: отвечала за пропуск и регистрацию товаров и пассажиров. Ее численность сократилась после НЭПа в 3 раза, а в годы Отечественной войны таможенная служба состояла всего из 500 человек. В послевоенный период таможенное ведомство насчитывало около 1000 человек.

Третий этап (1949-1986) деятельности таможенного ведомства СССР – Главного таможенного управления Министерства внешней торговли – характеризуется некоторым подъемом в связи с созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в рамках стран народной демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров, создан межгосударственный высший интеграционный таможенный орган в виде ежегодных совещаний руководителей таможенных служб и их центральный печатный орган – журнал "Социалистический таможенный контроль".

Таможенные службы социалистических стран внесли значительный вклад в осуществление экономических реформ и экономического роста своих государств и подготовили условия для перехода регулирования внешнеэкономических связей в условия рыночной экономики.

Полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля стран-участниц СЭВ обогатил теорию и практику таможенного дела. Он способствовал унификации таможенного оформления грузов, развитию теории таможенного дела и приближению к международным правилам проведения таможенных процедур.

Однако, учитывая тот факт, что государство держало в руках регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм регулирования внешней торговли не работал, таможенная система не выполняла своих главных функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность и непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные высшие учебные заведения по подготовке таможенных кадров и не велась научно-исследовательская работа в этой области.

Четвертый этап (1986-1991) – функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реорганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.

На базе Главного таможенного управления (ГТУ) МВЭС было создано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК), выведено из подчинения Министерства внешнеэкономических связей и переподчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя – Совету Министров СССР. Этот шаг способствовал расширению прав таможенных органов и позволил им участвовать в формировании таможенной политики. В связи с изменениями функций и новыми обязанностями руководящего таможенного органа был подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс, включен механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности; восстановлен таможенный контроль, увеличен штат таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенных работников, выделены средства для обустройства пунктов перехода, таможен и решения социальных вопросов.

Одиннадцатый период (октябрь 1991 – 2003) – создание, становление и развитие таможенной службы Российской Федерации. Здесь можно условно выделить три этапа.

Начало первому этапу (25 октября 1991 г. – середина 1993 г.) было положено изданием Указа Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 октября 1991 г. о создании Государственного таможенного комитета РСФСР в составе Государственного таможенного комитета СССР.

В ходе этого этапа был упразднен Таможенный комитет СССР, введена новая структура таможенных органов. Создавались таможенные границы между суверенными государствами (странами СНГ). Потребовались огромные усилия по созданию новой структуры таможенных органов, изменению принципов размещения таможенной инфраструктуры. Ставка была сделана на внутренние таможни. Возросла роль региональных таможенных учреждений.

Таможенные органы России преобразованы в федеральные органы исполнительной власти, органы регулирования внешнеэкономической деятельности, на них возлагаются решения многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Эти положения получили законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, в Законе РФ "О таможенном тарифе".

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Всемирная таможенная организация (World Customs Organization – WCO) – далее WCO.

Всемирная торговая организация (World Trade Organization WTO) – далее WTO.

Второй этап (середина 1993-2000) связан с коренными изменениями в таможенной службе. В ходе второго этапа начала осуществляться реорганизация таможенной службы, расширялись связи с ВТО/СТС, странами СНГ. Решаются вопросы интеграции таможенных служб в рамках Совета руководителей таможенных служб Таможенного союза, Таможенного комитета Беларуси и России, ЕврАзЭс. Осуществляется дальнейшее совершенствование управления таможенной деятельностью страны и расширения межгосударственных таможенных связей.

Третий этап (2001) связан с разработкой и осуществлением новой стратегии, изложенной в Целевой программе таможенной службы на 2000-2003 г. Особое значение придается укреплению и развитию таможенной службы на основе таможенного администрирования, оснащению таможенных органов современной техникой, повышению профессионализма сотрудников таможенной службы.

На первый план вышли также вопросы усиления контроля за достоверностью объявленной стоимости товаров, борьбы с контрабандой и совершенствования таможенной статистики.

Приоритетной задачей является пополнение бюджета РФ на основе внедрения ноу-хау в осуществление таможенного и валютного контроля, опыта конвенциальной институализации таможенных служб.

Важную роль на современном этапе сыграло принятие нового Таможенного кодекса, отвечающего требованиям Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации1, дальнейшей унификации таможенного законодательства.

Таможенная служба развивалась в соответствии с Программой на 2004-2008 гг.

Важные события произошли в июле-августе 2004 г. ГТК России был переименован в Федеральную таможенную службу, которая стала работать на основе Положения о ФТС. Согласно документу, ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов.

Таким образом, анализ этапов исторического развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта, благодаря чему российская таможня заняла ведущее место среди стран-участников ВТО. Признанием этого является избрание Российской Федерации вице-президентом Всемирной таможенной организации – координатором Европейского региона.

Каждый период был связан с собственными характерными особенностями формирования таможенного дела, которые способствовали развитию его экономики, торговли и упрочения финансового положения. При этом свою важную роль играли экономический, финансовый и социальный факторы как конечная цель проведения в жизнь таможенной политики.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: