Определения понятий в управлении персоналом

Понятие Содержание
Кадровая политика Принципы, цели и стратегии в области работы с персоналом, на которые ориентированы все мероприятия по управ­лению человеческими ресурсами
Персонал Сотрудники организации: руководители, специалисты, ра­бочие, младший обслуживающий персонал
Приобретение персонала Поиск необходимых сотрудников, выбор их из числа кан­дидатов, а также подготовка и вступление в должность но­вых сотрудников
Планирование персонала Предварительное осмысление и определение тех мероприя­тий, которые необходимо осуществить в основных областях работы с персоналом
Назначение персонала С одной стороны, создание рабочих мест, подготовка усло­вий работы, организация труда и рабочего времени, с дру­гой — занятие сотрудниками рабочих мест и необходимой позиции в соответствии с проводимой кадровой политикой
Индивидуаль­ное развитие персонала Всестороннее установление потребностей в образовании, получении новых знаний, совершенствовании стиля управ­ления, методов работы персонала и систематическое содей­ствие сотрудникам в повышении их деловой активности
Групповое развитие Формирование условий реализации в группе индивидуаль­ных способностей и знаний, развитие групповой компе­тентности

Современные предприятия вынуждены адаптироваться к усло­виям рыночных отношений, конкуренции, росту объектов инфор­мации и новым технологиям, поэтому факторы, которые опреде­ляют успех на рынке, одновременно являются и факторами выжи­вания организации. Каждый из этих факторов связан с деятель­ностью сотрудников предприятия.

Критическими факторами успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются: развитие персонала, иннова­ции; сильные и надежные партнеры (поставщики, субпредприя­тия, альянсы и т.д.); ориентация на клиента; себестоимость про­дукции; скорость поставок; логистика и ее состояние; управление знаниями.

Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изме­нениям внешней среды, но и к их скорости. В этом случае она должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм с единственным постоянным фактором — обновления и непрерывного развития.

Традиционная организация имеет ярко выраженную иерар­хию, ориентирована на контроль и организационную структуру управления с жестко фиксированными задачами подразделений. Это — бюрократическая организация.

Организация нового типа ориентирована на управление про­цессами и управление персоналом. Последнее имеет решающее значение.

Актуальность управления персоналом обусловлена тем, что процессы трансформации, в которые включена организация, не­возможны без изменения требований к сотрудникам и в первую очередь к самому персоналу управления. Эти изменения должны коснуться инновационных способностей; способностей к разре­шению конфликтов; умений создавать сплоченную команду и организовывать групповую работу. Когда потеря времени обхо­дится дороже тех ошибок, которые возникают в процессе преобра­зований бизнеса, роль интеллектуального потенциала каждого сотрудника резко возрастает, а управление временем, знаниями и самими сотрудниками становится все более актуальным.

Основополагающая роль человеческих ресурсов не оспарива­ется и в обеспечении конкурентоспособности предприятия.

Актуальные направления развития управления персоналом связаны с рыночно ориентированными изменениями в экономи­ке, технологии, социальной сфере и правовых отношениях.

Развитие экономики и трудности экономического роста поро­дили новые для предприятий проблемы и функции управления персоналом.

Основными функциями управления персоналом являются: пла­нирование; развитие и оценка персонала; управление знаниями; менеджмент рабочего времени; развитие предпринимательства; разработка концепции деловой активности персонала.

Переходные процессы в социальной и политико-правовой сферах привели к возникновению новых направлений управления человеческими ресурсами:

♦ стратегический менеджмент персонала;

♦ планирование карьеры менеджера;

♦ техника кадрового регулирования;

♦ управление персоналом в экономически сложное время;

♦ лизинг персонала.

Решение перечисленных проблем и достижение успехов на но­вых направлениях имеют общую основу. Это ориентация на со­трудника, его новое восприятие своей роли и самосознание.

Дискуссии на ведущих предприятиях о путях дости­жения успехов в новых условиях содержат принципиальные ас­пекты развития управления персоналом. Так, например, совре­менный менеджмент предприятия решает следующие вопросы: кто выполняет функции управления персоналом и какой должна быть структуризация этой деятельности; как обеспечить адекват­ные требованиям рыночной конкуренции организационные фор­мы работы кадровых служб и каковы лучшие из этих форм; что и почему следует оценивать в деятельности персонала при его аттес­тации, а также при подведении итогов работы; как обеспечить де­ловую активность персонала; в каком направлении ориентировать профессиональную деятельность по управлению персоналом ли­нейных руководителей.

Ответы на эти принципиальные вопросы являются элемента­ми концепции управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управ­ленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего звена управления орга­низацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: