Понятие | Содержание |
Кадровая политика | Принципы, цели и стратегии в области работы с персоналом, на которые ориентированы все мероприятия по управлению человеческими ресурсами |
Персонал | Сотрудники организации: руководители, специалисты, рабочие, младший обслуживающий персонал |
Приобретение персонала | Поиск необходимых сотрудников, выбор их из числа кандидатов, а также подготовка и вступление в должность новых сотрудников |
Планирование персонала | Предварительное осмысление и определение тех мероприятий, которые необходимо осуществить в основных областях работы с персоналом |
Назначение персонала | С одной стороны, создание рабочих мест, подготовка условий работы, организация труда и рабочего времени, с другой — занятие сотрудниками рабочих мест и необходимой позиции в соответствии с проводимой кадровой политикой |
Индивидуальное развитие персонала | Всестороннее установление потребностей в образовании, получении новых знаний, совершенствовании стиля управления, методов работы персонала и систематическое содействие сотрудникам в повышении их деловой активности |
Групповое развитие | Формирование условий реализации в группе индивидуальных способностей и знаний, развитие групповой компетентности |
Современные предприятия вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений, конкуренции, росту объектов информации и новым технологиям, поэтому факторы, которые определяют успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из этих факторов связан с деятельностью сотрудников предприятия.
|
|
Критическими факторами успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются: развитие персонала, инновации; сильные и надежные партнеры (поставщики, субпредприятия, альянсы и т.д.); ориентация на клиента; себестоимость продукции; скорость поставок; логистика и ее состояние; управление знаниями.
Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней среды, но и к их скорости. В этом случае она должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм с единственным постоянным фактором — обновления и непрерывного развития.
Традиционная организация имеет ярко выраженную иерархию, ориентирована на контроль и организационную структуру управления с жестко фиксированными задачами подразделений. Это — бюрократическая организация.
Организация нового типа ориентирована на управление процессами и управление персоналом. Последнее имеет решающее значение.
|
|
Актуальность управления персоналом обусловлена тем, что процессы трансформации, в которые включена организация, невозможны без изменения требований к сотрудникам и в первую очередь к самому персоналу управления. Эти изменения должны коснуться инновационных способностей; способностей к разрешению конфликтов; умений создавать сплоченную команду и организовывать групповую работу. Когда потеря времени обходится дороже тех ошибок, которые возникают в процессе преобразований бизнеса, роль интеллектуального потенциала каждого сотрудника резко возрастает, а управление временем, знаниями и самими сотрудниками становится все более актуальным.
Основополагающая роль человеческих ресурсов не оспаривается и в обеспечении конкурентоспособности предприятия.
Актуальные направления развития управления персоналом связаны с рыночно ориентированными изменениями в экономике, технологии, социальной сфере и правовых отношениях.
Развитие экономики и трудности экономического роста породили новые для предприятий проблемы и функции управления персоналом.
Основными функциями управления персоналом являются: планирование; развитие и оценка персонала; управление знаниями; менеджмент рабочего времени; развитие предпринимательства; разработка концепции деловой активности персонала.
Переходные процессы в социальной и политико-правовой сферах привели к возникновению новых направлений управления человеческими ресурсами:
♦ стратегический менеджмент персонала;
♦ планирование карьеры менеджера;
♦ техника кадрового регулирования;
♦ управление персоналом в экономически сложное время;
♦ лизинг персонала.
Решение перечисленных проблем и достижение успехов на новых направлениях имеют общую основу. Это ориентация на сотрудника, его новое восприятие своей роли и самосознание.
Дискуссии на ведущих предприятиях о путях достижения успехов в новых условиях содержат принципиальные аспекты развития управления персоналом. Так, например, современный менеджмент предприятия решает следующие вопросы: кто выполняет функции управления персоналом и какой должна быть структуризация этой деятельности; как обеспечить адекватные требованиям рыночной конкуренции организационные формы работы кадровых служб и каковы лучшие из этих форм; что и почему следует оценивать в деятельности персонала при его аттестации, а также при подведении итогов работы; как обеспечить деловую активность персонала; в каком направлении ориентировать профессиональную деятельность по управлению персоналом линейных руководителей.
Ответы на эти принципиальные вопросы являются элементами концепции управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего звена управления организацией.