4.1. Понятие формы государства.
4.2. Характеристика форм государственного правления.
4.3. Характеристика форм государственного устройства. Виды федераций.
4.4. Форма(виды) государственного (политического) режима.
4.1. Форма государства – внешние признаки государства, организация государственной власти, выраженная в 3х элементах:
a) Форма правления
b) Форма государственного устройства
c) Форма государственного режима
Значение формы государства в том, что она показывает:
a) Как государство устроено
b) Как государство функционирует
При этом форма правления не раскрывает его внутренней сущности.
4.2. Форма государственного правления – элемент общей формы государства, который показывает как устроена высшая власть в стране.
Выделяют 2 вида формы правления:
1. Монархию («моно» - один, «архос» - власть);
2. Республика («рес» - дело, «публикум» - народ).
При монархии высшая власть в стране:
a) Не избирается, а передаётся по наследству;
b) Не сменяема;
c) Бессрочна;
d) Политически и юридически безответственна перед народом.
|
|
Классификация видов монархии зависит от уровня и способа организации монархической власти. Выделяют монархии:
1. Абсолютная;
2. Ограниченная, разновидностью которой являются:
a) Конституционная
b) Парламентская
c) Дуалистическая (высшая законодательная власть принадлежит и монарху и парламенту)
При республики высшая власть:
a) Избираема;
b) Сменяема;
c) Действует определённый срок;
d) Политически и юридически ответственна перед избираемым её народом.
Классификация республик идёт в зависимости от критерии кто формирует правительство. Выделают:
1. Президентскую (США)
2. Парламентскую (ФРГ)
3. Полупрезидентскую (РФ)
4.3. Форма государственного устройства – элемент общей формы государства, который показывает как власть устроена территориально.
Выделяют:
Унитарное («уно» - один)
Федерация
Конфедерация
Отдельные учёные-империи
Унитарное государство – государство простое, в котором весь суверенитет сосредоточен в центральных органах и на места не передаётся (Литва, Латвия, Эстония).
Федерация – государство сложное, в котором основной суверенитет принадлежит центральным органам, но отдельные его элементы передаются на места – в субъекты федерации. При этом федерации классифицируются по различным основаниям:
1. Одинаков ли статус субъектов федерации:
a) Симметричные (США)
b) Асимметричные (РФ)
2. Основания возникновения:
a) Конституционные (РФ)
b) Договорные (США)
3. По правообразовательному признаку:
a) Территориальные
b) национальные
Конфедерация – государственное образование, в котором основной суверенитет принадлежит его участникам, а отдельные элементы суверенитета передаются центральным органам (Союз России и Белоруссии, Европейский Союз, СНГ).
|
|
Отдельные учёные-империи – государство, в которое включены, как правило, насильственным путём территории с населением других государств, утративших свой суверенитет.
4.4.Изучением политического (государственного) режима занимаются не только ТГиП, но и политология.
Форма государственного режима – элемент общей формы государства, который показывает какие методы осуществления власти используется.
При этом классификация государственного режима осуществляется в зависимости от вида принуждения, так как метод убеждения во всех его формах (сообщение народу правды, не всей правды, неправды) используется при всех государственных режимах. Метод принуждения может иметь следующие виды:
a) правомерное (когда тяжесть ответственности соответствует тяжести вины);
b) неправомерное:
ü репрессия (когда наказываются виновные – чрезмерно)
ü террор (когда наказываются и невиновные)
В связи с изложенной классификацией, государственные режимы подразумевают деление их на:
P демократические (убеждение + правомерное принуждение)
P недемократическое (убеждение + неправомерное принуждение).
Политология подразделяет политические режимы в зависимости от объёма «поглощения» государством сфер общественной жизни. При этом выделяют следующие политические режимы:
Ø демократический (государство влияет на политическую сферу)
Ø авторитарный (авторитет, господствующая воля)
Ø тоталитарный («тоталь» - всеобщий) – здесь государство «поглощает» все сферы общественной жизни (политическую, экономическую и даже идеологическую), отождествляясь таким образом с обществом.
Ø
Ø
Ø Тема №5. Функции государства.
5.1. Механизм государства.
5.2. Механизм функционирования государства.
5.3. Понятие функций государства и их виды.
5.4. Внутренние и внешние функции государства и современных условиях.
5.1. Под механизмом государства понимается «государство в статике», те совокупность:
ü государственного аппарата (система органов государства)
ü организации, созданные государственным аппаратом (учреждения, унитарные предприятия)
5.2. Под механизмом функционирования понимается «государство в динамике», те действие и деятельность органов государства и его организации. Представить себе функционирование государства и механизм этого функционирования нельзя иначе как в нормативно-правовой опосредовании.
5.3. Поскольку функционирования государства определяется исключительно в нормативно-правовой опосредовании, то и функции государства нельзя определить иначе как через направления, по которым государство принимает свои акты.
Функции государства – возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению потребностей и интересов общества, которые конкретизируются в заданиях, целях, социальных предназначениях.
Классификация функций государства возможна по различным основаниям:
по разделению властей:
законодательные
исполнительно-распорядительные
правоохранительная + судебные, контрольно-надзорные
по территории действия:
внутренние
внешние
по сфере общественной жизни:
политические
экономические
социальные
по роли в обществе:
основные
второстепенные
5.4. Внутренние функции государства осуществляется в пределах государственных границ, внешние за пределами границ. Среди внутренних можно выделить:
политические
экономические
социальные
идеологические
экологические
Среди внешних можно выделить:
обеспечение представителей в других государствах через консульства и посольства
|
|
оборона страны и обеспечение безопасности
организация экономических и других международных сотрудничеств + путём создания международных организаций
участие в решение глобальных (мировых) проблем:
P поиск новых источников энергии
P освоение и использование космоса
P освоение мирового океана
P борьба за безопасность человечества и предотвращение термоядерной войны
P экологическая проблема
P проблема международного правопорядка (терроризм, пиратство).