Тема №4. Форма государства

4.1. Понятие формы государства.

4.2. Характеристика форм государственного правления.

4.3. Характеристика форм государственного устройства. Виды федераций.

4.4. Форма(виды) государственного (политического) режима.

4.1. Форма государства – внешние признаки государства, организация государственной власти, выраженная в 3х элементах:

a) Форма правления

b) Форма государственного устройства

c) Форма государственного режима

Значение формы государства в том, что она показывает:

a) Как государство устроено

b) Как государство функционирует

При этом форма правления не раскрывает его внутренней сущности.

4.2. Форма государственного правления – элемент общей формы государства, который показывает как устроена высшая власть в стране.

Выделяют 2 вида формы правления:

1. Монархию («моно» - один, «архос» - власть);

2. Республика («рес» - дело, «публикум» - народ).

При монархии высшая власть в стране:

a) Не избирается, а передаётся по наследству;

b) Не сменяема;

c) Бессрочна;

d) Политически и юридически безответственна перед народом.

Классификация видов монархии зависит от уровня и способа организации монархической власти. Выделяют монархии:

1. Абсолютная;

2. Ограниченная, разновидностью которой являются:

a) Конституционная

b) Парламентская

c) Дуалистическая (высшая законодательная власть принадлежит и монарху и парламенту)

При республики высшая власть:

a) Избираема;

b) Сменяема;

c) Действует определённый срок;

d) Политически и юридически ответственна перед избираемым её народом.

Классификация республик идёт в зависимости от критерии кто формирует правительство. Выделают:

1. Президентскую (США)

2. Парламентскую (ФРГ)

3. Полупрезидентскую (РФ)

4.3. Форма государственного устройства – элемент общей формы государства, который показывает как власть устроена территориально.

Выделяют:

Ÿ Унитарное («уно» - один)

Ÿ Федерация

Ÿ Конфедерация

Ÿ Отдельные учёные-империи

Унитарное государство – государство простое, в котором весь суверенитет сосредоточен в центральных органах и на места не передаётся (Литва, Латвия, Эстония).

Федерация – государство сложное, в котором основной суверенитет принадлежит центральным органам, но отдельные его элементы передаются на места – в субъекты федерации. При этом федерации классифицируются по различным основаниям:

1. Одинаков ли статус субъектов федерации:

a) Симметричные (США)

b) Асимметричные (РФ)

2. Основания возникновения:

a) Конституционные (РФ)

b) Договорные (США)

3. По правообразовательному признаку:

a) Территориальные

b) национальные

Конфедерация – государственное образование, в котором основной суверенитет принадлежит его участникам, а отдельные элементы суверенитета передаются центральным органам (Союз России и Белоруссии, Европейский Союз, СНГ).

Отдельные учёные-империи – государство, в которое включены, как правило, насильственным путём территории с населением других государств, утративших свой суверенитет.

4.4.Изучением политического (государственного) режима занимаются не только ТГиП, но и политология.

Форма государственного режима – элемент общей формы государства, который показывает какие методы осуществления власти используется.

При этом классификация государственного режима осуществляется в зависимости от вида принуждения, так как метод убеждения во всех его формах (сообщение народу правды, не всей правды, неправды) используется при всех государственных режимах. Метод принуждения может иметь следующие виды:

a) правомерное (когда тяжесть ответственности соответствует тяжести вины);

b) неправомерное:

ü репрессия (когда наказываются виновные – чрезмерно)

ü террор (когда наказываются и невиновные)

В связи с изложенной классификацией, государственные режимы подразумевают деление их на:

P демократические (убеждение + правомерное принуждение)

P недемократическое (убеждение + неправомерное принуждение).

Политология подразделяет политические режимы в зависимости от объёма «поглощения» государством сфер общественной жизни. При этом выделяют следующие политические режимы:

Ø демократический (государство влияет на политическую сферу)

Ø авторитарный (авторитет, господствующая воля)

Ø тоталитарный («тоталь» - всеобщий) – здесь государство «поглощает» все сферы общественной жизни (политическую, экономическую и даже идеологическую), отождествляясь таким образом с обществом.

Ø

Ø

Ø Тема №5. Функции государства.

5.1. Механизм государства.
5.2. Механизм функционирования государства.
5.3. Понятие функций государства и их виды.
5.4. Внутренние и внешние функции государства и современных условиях.

5.1. Под механизмом государства понимается «государство в статике», те совокупность:

ü государственного аппарата (система органов государства)

ü организации, созданные государственным аппаратом (учреждения, унитарные предприятия)

5.2. Под механизмом функционирования понимается «государство в динамике», те действие и деятельность органов государства и его организации. Представить себе функционирование государства и механизм этого функционирования нельзя иначе как в нормативно-правовой опосредовании.

5.3. Поскольку функционирования государства определяется исключительно в нормативно-правовой опосредовании, то и функции государства нельзя определить иначе как через направления, по которым государство принимает свои акты.

Функции государства – возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению потребностей и интересов общества, которые конкретизируются в заданиях, целях, социальных предназначениях.

Классификация функций государства возможна по различным основаниям:

Œ по разделению властей:

законодательные

исполнительно-распорядительные

правоохранительная + судебные, контрольно-надзорные

 по территории действия:

внутренние

внешние

Ž по сфере общественной жизни:

политические

экономические

социальные

 по роли в обществе:

основные

второстепенные

5.4. Внутренние функции государства осуществляется в пределах государственных границ, внешние за пределами границ. Среди внутренних можно выделить:

политические

экономические

социальные

идеологические

экологические

Среди внешних можно выделить:

обеспечение представителей в других государствах через консульства и посольства

оборона страны и обеспечение безопасности

организация экономических и других международных сотрудничеств + путём создания международных организаций

участие в решение глобальных (мировых) проблем:

P поиск новых источников энергии

P освоение и использование космоса

P освоение мирового океана

P борьба за безопасность человечества и предотвращение термоядерной войны

P экологическая проблема

P проблема международного правопорядка (терроризм, пиратство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: