Сущность инфраструктуры национального рынка

Институты контрактного права и предпринимательства в переходной экономике

Становление институтов частной собственности и конкуренции в переходной экономике

Базисные институты национальной экономики

До сих пор не существует единой точки зрения на категорию «институт». Под институтами иногда понимаются шаблоны поведения и мышления больших слоев населения.

Социально-экономический институт в современной трактовке – это способы мышления и действий, которые закрепляются в обычаях, нормах поведения, законах; это набор правил, накладывающих ограничения на поведение людей; это информационные сущности, как гены для биологического организма, которые сохраняют в экономическом мышлении общественный опыт.

Более кратко, социально-экономический институт включает:

- нормы и правила (информация в чистом виде);

- ментальные модели и стереотипы мышления (усвоенные знания);

- коллективные действия и материальные системы.

Институциональная школа экономической теории рассматривает национальную экономику как систему институтов, в которой выделяют институты государства, рынка, частной собственности и семьи. Институциональную структуру национальной экономики можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 6.1.

Институциональная среда Институциональные соглашения Индивид

Рисунок 6.1 – Схема институциональной структуры национальной экономики

Первый уровень анализа начинается с индивидов. Второй уровень составляют институциональные соглашения – это договоренности по поводу кооперации предприятий и конкуренции между ними. Третий уровень – институциональная среда включает совокупность социальных, политических, юридических, экономических правил. Индивиды являются инициаторами институциональных соглашений, влияющих на институциональную среду путем участия в выборах законодательных органов или через заключение соглашений, которые влияют на него. Институциональные соглашения влияют друг на друга, влияют на индивидов. Институциональная среда влияет на институциональные соглашения и на индивидов как непосредственно (закон является обязательным к исполнению), так и опосредованно (через институциональные соглашения).

Базисными институтами национальной экономики являются собственность, конкуренция, контрактное право и предпринимательство.

Отношения собственности составляют основу саморегуляции рынка, экономической свободы и исполнения обязанностей субъектами рынка. Права собственности проявляются как совокупность закрепленных отношений между людьми по владению, использованию и распоряжению ограниченными благами. Оптимальное распределение ресурсов достигается, когда права собственности четко определены и защищены.

Институт конкуренции определяется как соперничество между хозяйствующими субъектами за лучшие условия производства и реализации продукции для максимизации прибыли. Конкуренция выполняет функции ценообразования (индивидуальные затраты сводятся к общественно необходимым), регулирования (перелив капитала в доходные отрасли), контроля (сопоставление ассортимента с общественными потребностями), дифференциации производителей (успеха достигают более эффективные хозяйствующие субъекты).

Принципами контрактного права является свобода контракта в определении его формы, содержания, выбора контрагентов, ответственность и санкции за нарушение условий договоренностей.

Еще одним важнейшим институтом рынка является институт предпринимательства, чертами которого выступают инициатива, наличие элементов риска с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

В 1992 году принят Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». В 2001 году − «О защите экономической конкуренции», который содержит базовые положения конкурентного права – согласованные действия, концентрация субъектов хозяйствования, нормы конкурентного процесса, санкции за нарушение законодательства.

Конкуренция – соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке. Честна конкуренция ведет к эффективности производства, к развитию всей национальной экономики, поэтому государство должно ограничивать образование монополий. Монополией считается предприятие, когда его доля на рынке превышает 35% или когда совокупная доля трех субъектов превышает 50%.

Негативные последствия монополизма проявляются в виде снижения качества продукции, ограничения технологического развития, ограничения конкурентоспособности других субъектов экономики путем создания им препятствий для доступа на рынки.

В Гражданском кодексе Украины установлены принципы договорных отношений, правила и порядок заключения договора, содержание договора, права и обязанности сторон, способы защиты нарушенных прав сторон договора.

Договор – это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договоры делятся на односторонние, двух-и многосторонние. Если одна сторона берет на себя обязанность выполнить определенные действия относительно другой, которая имеет лишь право требования без выполнения встречной обязанности, договор называется односторонним. Двусторонний договор имеет место, когда обе стороны наделены как правами, так и обязанностями.

Критерием классификации договоров служит платность или безоплатность. Установлена презумпция платности, если иное не установлено законом, самим договором, или не вытекает из его сущности. Часть договоров являются всегда возмездными (платными), например, купля-продажа, подряд, поставка, а другая часть – всегда безвозмездными (дарение, наследование). Некоторые договоры в зависимости от условий могут быть как возмездными так и безвозмездными (услуги по обслуживанию, уборке, которые могут выполняться как наемными работниками, так и членами семьи).

Принципами договорных обязательств служат свобода договора, экономичность сотрудничества, надлежащее исполнение обязательств, обязательность исполнения договора, судебное применение договорных и законных санкций к нарушителю обязательств. К общегражданским принципам договорных обязательств относятся справедливость, добросовестность, разумность, не злоупотребление правом, нравственность.

Становление института контрактного права особенно необходимо для малого и среднего предпринимательства.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности базисных институтов национальной экономики Вашей страны: собственность, конкуренция, контрактное право, предпринимательство?

2. Какими инструментами государство защищает права собственности?

3. Составьте текст договора на поставку нефти из Вашей страны в соседнюю страну.

4. Существуют ли положительные стороны образования монопольных предприятий для национальной экономики?

Тема 7. ИНФРАСТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

7.1. Сущность инфраструктуры национального рынка

7.2. Характеристика элементов рыночной инфраструктуры

7.3. Организация финансовой инфраструктуры

Термин «infra» означает «ниже», «под».

Инфраструктура рынка – это комплекс институтов, служб, предприятий, организаций, обеспечивающих нормальный режим бесперебойного функционирования рынка. Цивилизованные отношения между рыночными субъектами инфраструктура осуществляет через свои функции:

- правовое и экономическое консультирование предприятий, защита их интересов в государственных и других структурах;

- финансовая поддержка и кредитование предприятий;

- повышение оперативности, эффективности работы рынка;

- регулирование движения рабочей силы;

- создание условий для деловых контрактов;

- содействие материально-техническому обеспечению и реализации товаров, услуг;

- страховая защита предпринимательской деятельности;

- маркетинговое, информационное, рекламное обслуживание.

Элементы рыночной инфраструктуры в виде схемы изображены на рисунке 7.1.

Организационно-технические Финансово-кредитные Государственно-регуляторные Научно-исследовательское и информационное обеспечение
Товарные биржи Оптовые рынки Аукционы Торгово-промышленные палаты Сервисные центры Ярмарки Транспортные коммуникации Риэлторские фирмы Земельные аукционы Банки Фондовые биржи Валютные биржи Финансовые небанковские институты Страховые компании Инвестиционные, пенсионные и другие фонды Сберегательные кассы Ломбарды Законодательное регулирование рыночных отношений Биржи труда Служба занятости Лицензирование Налогообложение Таможенная система Государственные фонды для содействия деловой активности Научно-исследовательские учреждения по изучению рыночных проблем; Консалтинговые компании Информационные центры, агентства Рекламные агентства Специальные учебные заведения Юридические конторы Аудиторские фирмы

Рисунок 7.1 – Элементы рыночной инфраструктуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: