Выявление и упразднение избыточных государственных функций

Билет 9

Реформа функций и структуры исполнительной власти

Один из первых шагов по реформированию исполнительной власти был связан с

аудитом государственных функций, которым в 2003 г. занималась Комиссия по

административной реформе при Правительстве РФ. Впервые в российской истории были

проанализированы установленные в нормативных правовых актах функции государства

и подготовлены рекомендации по сокращению «избыточных и дублирующих» функций.

Однако на практике значимого сокращения государственных функций не произошло,

хотя избыточных и дублирующих насчитывалось около 30% от общего числа.

Уменьшение избыточных функций и полномочий государственных органов

является известным, аксиоматичным условием повышения эффективности государства.

Эта работа не должна стать одноразовой кампанией, поскольку в этом случае не будут

созданы гарантии оптимизации бюрократии в будущем. Необходим постоянно

работающий механизм, позволяющий поддерживать оптимальный состав полномочий

органов исполнительной власти и препятствующий неэффективному государственному

вмешательству в экономику и другие сферы жизни общества.

Ключевое значение в административной реформе принадлежит идентификации и

упразднению избыточных функций.

Чтобы идентифицировать избыточные, каждая функция должна быть проверена:

на соответствие целям и задачам государственной политики в определенной сфере

общественных отношений; на адекватность формы и методов реализации функции

целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных

отношений; на соответствие минимально необходимому уровню власти.

Для определения избыточности функции необходимо сопоставить цели и задачи

указанной функции с целями и задачами, предусмотренными нормативными правовыми

актами и политическими документами. К таким нормативным правовым актам следует

отнести Конституцию (в особенности главу первую, в которой сформулированы цели

государства), программы социально-экономического развития Российской Федерации,

планы действий Правительства РФ, программы и концепции развития определенной

отрасли (сферы общественных отношений), утвержденные Президентом РФ и

Правительством РФ, а также основополагающие международные конвенции и договоры.

К политическим документам относятся послание Президента РФ Федеральному

Собранию РФ на текущий год и бюджетное послание Президента РФ Федеральному

Собранию РФ на текущий год.

Анализ на адекватность форм и методов реализации функции целям и задачам

государственной политики выявляет, насколько способы реализации функции

позволяют достигнуть заявленной цели и решить поставленные задачи

государственного регулирования. Значение легитимности функции состоит в том, что

на основе данного критерия функция может быть признана избыточной

безотносительно к двум вышеуказанным критериям, поскольку отсутствие надлежащей

правовой формы делает ее выполнение лишенным правовых оснований.

Функция может быть признана избыточной для данного уровня власти:

федеральной или региональной, если ее выполнение наиболее эффективно может

осуществляться на нижестоящем уровне власти в соответствии с принципом

субсидиарности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: