Упразднение избыточных функций
Идентификация избыточных функций завершается их упразднением. Можно
выделить основные варианты упразднения функции:
1) ликвидация функции;
2) сокращение масштаба выполнения функции;
3) передача функции участникам рынка;
4) передача функции саморегулируемым организациям профессиональных
участников рынка;
5) передача функции на минимально необходимый уровень власти;
6) передача функции на аутсорсинг;
7) придание функции процессуального характера.
Ликвидация функции означает либо исключение указанной функции из
нормативного правового акта без замены иными государственными функциями или без
передачи ее иным субъектам правоотношений с прекращением ее выполнения, либо
прекращение выполнения функции, не закрепленной нормативными правовыми
актами.
Ликвидация функции происходит в четырех типичных случаях:
1) функция формально закреплена нормативным правовым актом, но реально не
выполняется в течение длительного времени без ущерба для регулирования в
|
|
определенной сфере общественных отношений;
2) функция не закреплена нормативным правовым актом;
3) функция закреплена нормативным правовым актом, противоречащим акту
большей юридической силы;
4) функция закреплена актом недостаточной юридической силы.
Создание механизмов предотвращения появления новых избыточных функций
включает в себя законодательные и административные меры.
Порядок принятия решений о введении новых функций государственного
регулирования, действующий в настоящий момент, является внутренним делом
ведомства и Правительства РФ. Участники рынка, граждане не имеют возможности
оперативно, до введения новой функции влиять на принятие решения о
целесообразности ее осуществления, высказывать экспертное мнение как
равноправные участники процесса. Это приводит к тому, что новые функции вводятся
без проведения всесторонней независимой оценки на предмет их целесообразности и
эффективности, что способствует появлению избыточных неэффективных функций, а
также установлению неоправданных административных барьеров. Важной
законодательной мерой, позволяющей не допускать появления нецелесообразных и
неэффективных функций органов власти, является закрепление федеральным законом
многоступенчатой процедуры доказательства ведомством целесообразности и
эффективности вводимых функций и оценка таких доказательств независимыми
экспертами по критериям допустимости государственного регулирования, включенным
в закон. Этим законом вводится презумпция нецелесообразности государственного
регулирования в социально-экономической сфере, если в соответствии с процедурой
ведомством не доказано иное. Аналогичные законы показали свою эффективность в
Австралии, Мексике и США.__
Билет 10