Взаимосвязь реформ государственного управления

Билет 11

Реформа государственной службы

Реформа государственной службы началась в 2003 г., раньше других реформ в

сфере государственного управления. Реформирование государственной службы, наряду

с проводимыми в стране административной, судебно-правовой, правоохранительной,

военной, образовательной реформами, рассматривается как приоритетное направление

в области современного государственного строительства.

С начала нынешнего столетия в Российской Федерации началась масштабная

работа по реформированию сложившегося с середины 1990-х гг. института

государственной службы.

Реформирование государственной службы Российской Федерации

осуществляется для повышения эффективности государственного управления,

формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов,

качественной подготовки и рационального использования кадрового состава

государственных органов Российской Федерации.

Государственная служба Российской Федерации – важнейший инструмент

проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием

экономики, социальной сферы, укреплением исполнительной вертикали, национальной

безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры

российских граждан.

Следует отметить, что Концепцией реформирования системы государственной

службы Российской Федерации было впервые констатировано отсутствие в Российской

Федерации целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной

службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, что обусловлено

следующими основными обстоятельствами: 1) действующее законодательство РФ о

государственной службе внутренне противоречиво, поскольку правовые основы видов

федеральной государственной службы урегулированы различными законодательными

актами РФ, которые не соответствуют друг другу; 2) в субъектах РФ по вопросам

государственной службы приняты различные законодательные акты, которые в ряде

случаев противоречат законодательству РФ; 3) в целом, законодательство РФ о

государственной службе характеризуется неполным законодательным регулированием

государственно-служебных отношений.

Такие весьма критические выводы, имеющие тем не менее объективный

характер, потребовали принятия мер комплексного характера по изменению

сложившейся ситуации, что нашло весьма оперативное выражение в законодательстве

РФ.

Для решения задачи реформирования государственной службы Указом

Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена федеральная программа

«Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)».

Целью Программы является повышение эффективности государственной службы в

целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и

развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Безусловно, что для

достижения данной цели необходимо, прежде всего, решить задачу оптимального

организационно-правового обеспечения государственной службы. В этой связи

названным Указом Президента РФ установлено, что одним из главных направлений

реформирования государственной службы Российской Федерации является создание

комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы

Российской Федерации, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение

возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с

Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Федеральной программойконстатировананеобходимостьразра-ботки и принятия

ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о

системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной

службы, о муниципальной службе и др.). Как предполагается, эти законодательные и

нормативные правовые акты в комплексном действии должны обеспечить единый

подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной

службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных

служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского

общества и укрепления государства, внедрению современных методов

прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-

технического обеспечения государственной службы, управлению государственной

службой.

На современном этапе формирования системы управления государственной

службой Российской Федерации необходимо предложить и реализовать оптимальную

модель управления. Должны быть сформулированы альтернативные модели, показаны

их преимущества и недостатки, возможности реализации в российских условиях. Из

альтернативных моделей следует выбрать наиболее оптимальную. Оптимальная

модель, во-первых, должна основываться на положениях нового законодательства о

государственной службе Российской Федерации. Во-вторых, данная модель должна

сообразовываться с иными направлениями административной реформы и новой

системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, принятой в

соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре

федеральных органов исполнительной власти». Серьезным препятствием к внедрению

новых механизмов государственной службы стали ограничения, связанные с

неразвитостью других элементов результативного государственного управления

(бюджетного планирования, технологий эффективного исполнения функций, порядком

планирования и оценки деятельности органов исполнительной власти и их

подразделений).

Служебные контракты, установленные в рамках реформы государственной

службы, например, требуют четких показателей результативности работы

государственных служащих. Эти показатели, в свою очередь, могут быть получены

лишь с учетом целей, задач, индикаторов деятельности государственного органа в

целом, его подразделений. Если таких индикаторов нет, то индивидуальные показатели

результативности будут субъективны, их не удастся сбалансировать ни с фондом

оплаты труда, ни с показателями деятельности смежных подразделений, органа в

целом.

Административные ________регламенты и стандарты

В качестве инструментов повышения результативности государственного

управления предполагается использовать административные регламенты и стандарты.

Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания

государственных услуг содержат подробные описания последовательности действий и

сроки их осуществления, необходимые для достижения установленных результатов.

Административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти наряду

с должностными регламентами.

С административными регламентами неразрывно связаны стандарты

государственных функций и услуг. Стандарты задают конечные качественные и

количественные характеристики административно-управленческих процессов,

устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия

исполнительных органов государственной власти, их структурных подразделений и

должностных лиц с гражданами и организациями. В настоящее время отсутствие

стандартов не позволяет конкретизировать обязательства органов власти перед

обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности.

Стандарт государственной услуги представляет собой систематизированный

набор требований к качеству оказания услуг органом власти или уполномоченной

организацией, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий

клиентов, с другой – учитывающий технологические, материально-технические,

финансовые и иные ресурсные ограничения государственного органа. Государственная

услуга – нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также

законных интересов граждан и организаций государственными органами власти,

осуществляемый во взаимодействии физического или юридического лица

(пользователя, клиента) с органом исполнительной власти или государственным

служащим.

Наряду со стандартами услуг предполагается внедрять стандарты обслуживания

органов государственной власти, которые содержат требования к общей процедуре

взаимодействия государственной власти с гражданами и организациями, инвариантные

к конкретным типам услуг. Стандарт обслуживания включает такие требования, как:

своевременность и полнота ответа на звонки, письма; периодичность обновления

сайтов; формы ответов на письменные запросы, жалобы; порядок предоставления

информации гражданам (режим платности, формы и сроки предоставления); перечень

контактных лиц, с которыми можно связаться по поводу ненадлежащей работы.

Основная цель стандартизации состоит в минимизации издержек взаимодействия

между гражданами (юридическими лицами) и органами власти в процессе оказания

государственных услуг. Стандартизации подлежит взаимодействие, а не

содержательное наполнение услуги (размер пособия, качество питьевой воды,

количество учебных часов по определенной дисциплине). Внедрение стандартов и

регламентов позволит ориентировать деятельность органов исполнительной власти на

интересы пользователей.

В настоящее время подготовлены проекты федеральных законов «Об

административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг»,

разработаны пилотные стандарты и регламенты ряда административно-управленческих

процессов в Министерстве информационных технологий и связи РФ, в Федеральном

агентстве по управлению федеральным имуществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: