Билет 11
Реформа государственной службы
Реформа государственной службы началась в 2003 г., раньше других реформ в
сфере государственного управления. Реформирование государственной службы, наряду
с проводимыми в стране административной, судебно-правовой, правоохранительной,
военной, образовательной реформами, рассматривается как приоритетное направление
в области современного государственного строительства.
С начала нынешнего столетия в Российской Федерации началась масштабная
работа по реформированию сложившегося с середины 1990-х гг. института
государственной службы.
Реформирование государственной службы Российской Федерации
осуществляется для повышения эффективности государственного управления,
формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов,
качественной подготовки и рационального использования кадрового состава
государственных органов Российской Федерации.
Государственная служба Российской Федерации – важнейший инструмент
|
|
проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием
экономики, социальной сферы, укреплением исполнительной вертикали, национальной
безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры
российских граждан.
Следует отметить, что Концепцией реформирования системы государственной
службы Российской Федерации было впервые констатировано отсутствие в Российской
Федерации целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной
службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, что обусловлено
следующими основными обстоятельствами: 1) действующее законодательство РФ о
государственной службе внутренне противоречиво, поскольку правовые основы видов
федеральной государственной службы урегулированы различными законодательными
актами РФ, которые не соответствуют друг другу; 2) в субъектах РФ по вопросам
государственной службы приняты различные законодательные акты, которые в ряде
случаев противоречат законодательству РФ; 3) в целом, законодательство РФ о
государственной службе характеризуется неполным законодательным регулированием
государственно-служебных отношений.
Такие весьма критические выводы, имеющие тем не менее объективный
характер, потребовали принятия мер комплексного характера по изменению
сложившейся ситуации, что нашло весьма оперативное выражение в законодательстве
РФ.
Для решения задачи реформирования государственной службы Указом
Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена федеральная программа
|
|
«Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)».
Целью Программы является повышение эффективности государственной службы в
целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и
развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Безусловно, что для
достижения данной цели необходимо, прежде всего, решить задачу оптимального
организационно-правового обеспечения государственной службы. В этой связи
названным Указом Президента РФ установлено, что одним из главных направлений
реформирования государственной службы Российской Федерации является создание
комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы
Российской Федерации, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение
возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с
Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Федеральной программойконстатировананеобходимостьразра-ботки и принятия
ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о
системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной
службы, о муниципальной службе и др.). Как предполагается, эти законодательные и
нормативные правовые акты в комплексном действии должны обеспечить единый
подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной
службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных
служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского
общества и укрепления государства, внедрению современных методов
прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-
технического обеспечения государственной службы, управлению государственной
службой.
На современном этапе формирования системы управления государственной
службой Российской Федерации необходимо предложить и реализовать оптимальную
модель управления. Должны быть сформулированы альтернативные модели, показаны
их преимущества и недостатки, возможности реализации в российских условиях. Из
альтернативных моделей следует выбрать наиболее оптимальную. Оптимальная
модель, во-первых, должна основываться на положениях нового законодательства о
государственной службе Российской Федерации. Во-вторых, данная модель должна
сообразовываться с иными направлениями административной реформы и новой
системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, принятой в
соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти». Серьезным препятствием к внедрению
новых механизмов государственной службы стали ограничения, связанные с
неразвитостью других элементов результативного государственного управления
(бюджетного планирования, технологий эффективного исполнения функций, порядком
планирования и оценки деятельности органов исполнительной власти и их
подразделений).
Служебные контракты, установленные в рамках реформы государственной
службы, например, требуют четких показателей результативности работы
государственных служащих. Эти показатели, в свою очередь, могут быть получены
лишь с учетом целей, задач, индикаторов деятельности государственного органа в
целом, его подразделений. Если таких индикаторов нет, то индивидуальные показатели
результативности будут субъективны, их не удастся сбалансировать ни с фондом
оплаты труда, ни с показателями деятельности смежных подразделений, органа в
целом.
Административные ________регламенты и стандарты
В качестве инструментов повышения результативности государственного
|
|
управления предполагается использовать административные регламенты и стандарты.
Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания
государственных услуг содержат подробные описания последовательности действий и
сроки их осуществления, необходимые для достижения установленных результатов.
Административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти наряду
с должностными регламентами.
С административными регламентами неразрывно связаны стандарты
государственных функций и услуг. Стандарты задают конечные качественные и
количественные характеристики административно-управленческих процессов,
устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия
исполнительных органов государственной власти, их структурных подразделений и
должностных лиц с гражданами и организациями. В настоящее время отсутствие
стандартов не позволяет конкретизировать обязательства органов власти перед
обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности.
Стандарт государственной услуги представляет собой систематизированный
набор требований к качеству оказания услуг органом власти или уполномоченной
организацией, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий
клиентов, с другой – учитывающий технологические, материально-технические,
финансовые и иные ресурсные ограничения государственного органа. Государственная
услуга – нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также
законных интересов граждан и организаций государственными органами власти,
осуществляемый во взаимодействии физического или юридического лица
(пользователя, клиента) с органом исполнительной власти или государственным
служащим.
Наряду со стандартами услуг предполагается внедрять стандарты обслуживания
органов государственной власти, которые содержат требования к общей процедуре
взаимодействия государственной власти с гражданами и организациями, инвариантные
|
|
к конкретным типам услуг. Стандарт обслуживания включает такие требования, как:
своевременность и полнота ответа на звонки, письма; периодичность обновления
сайтов; формы ответов на письменные запросы, жалобы; порядок предоставления
информации гражданам (режим платности, формы и сроки предоставления); перечень
контактных лиц, с которыми можно связаться по поводу ненадлежащей работы.
Основная цель стандартизации состоит в минимизации издержек взаимодействия
между гражданами (юридическими лицами) и органами власти в процессе оказания
государственных услуг. Стандартизации подлежит взаимодействие, а не
содержательное наполнение услуги (размер пособия, качество питьевой воды,
количество учебных часов по определенной дисциплине). Внедрение стандартов и
регламентов позволит ориентировать деятельность органов исполнительной власти на
интересы пользователей.
В настоящее время подготовлены проекты федеральных законов «Об
административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг»,
разработаны пилотные стандарты и регламенты ряда административно-управленческих
процессов в Министерстве информационных технологий и связи РФ, в Федеральном
агентстве по управлению федеральным имуществом.