Характеристика. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая

Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая

Билет 19

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и

другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и

не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных

саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований,

которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее

исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают

следующими особенностями:

1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12

Конституции);

2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они

могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в

данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132

Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в

этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру

органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1)

представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального

образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального

образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления

является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает

представительный орган местного самоуправления как выборный орган,

обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени

решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования

представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от

исторических, национальных и иных традиций представительный орган может

называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание

представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения – это

вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения,

публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган

местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном

самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа

местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава

муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2)

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение

и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и

сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и

распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6)

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации

муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на

услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия

муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8)

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения

деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами

местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления

полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но

не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных

органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных

образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть

расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк,

роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления

значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее

строение органа, которое по законодательству определяется населением

муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам

представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1)

руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения

(постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские

группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального

образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и

обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает

решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа;

организует выполнение решений представительного органа; координирует

деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут

быть поручены представительного органа или возложены действующим

законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное

подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое

место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа

местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений

для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по

вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного

самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений

представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного

органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных

подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по

выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие

организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции,

направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных

нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования

собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления

является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) –

исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой

муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие

организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов,

законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета

муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной

собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития

муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1)

руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат

администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные

(районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов

муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы

местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной

администрации несет персональную ответственность за надлежащее

функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В

соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации

выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета

муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные

органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в

муниципальной собственности;

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д)

организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на

рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает

договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной

ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной

администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо,

назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение

указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования

решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая

положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б)

устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов

комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и

городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом

государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица

субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа

кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д)

утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт,

заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной

администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать

инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления

является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном

самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на

муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования

из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в

состав представительного органа муниципального образования с правом решающего

голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в

случае избрания представительным органом муниципального образования, является

председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может

быть одновременно председателем представительного органа муниципального

образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования

представительного органа муниципального района из числа представителей выборных

органов поселений является председателем представительного органа муниципального

района.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях

(как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя

представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава

муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного

самоуправления других муниципальных образований, органами государственной

власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени

муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с

перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать

соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за

исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального

образования случаях);

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального

образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом

муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа

муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования

независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы

муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы

муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет –

представительный или исполнительный. Глава муниципального образования

подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и

представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют

единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован

принцип разделения властей.__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: