Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая
Билет 19
Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и
другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и
не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных
саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований,
которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее
исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают
следующими особенностями:
1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12
Конституции);
2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они
могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в
данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132
Конституции).
Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в
|
|
этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру
органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1)
представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального
образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального
образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.
Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления
является обязательным.
В системе муниципальных органов власти особое место занимает
представительный орган местного самоуправления как выборный орган,
обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени
решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования
представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от
исторических, национальных и иных традиций представительный орган может
называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание
представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.
Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения – это
вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения,
публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган
местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном
самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа
местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава
|
|
муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2)
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение
и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и
сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6)
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации
муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на
услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия
муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8)
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения
деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
полномочий по решению вопросов местного значения.
Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но
не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных
органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных
образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть
расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк,
роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления
значительно возрастает.
Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее
строение органа, которое по законодательству определяется населением
муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам
представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1)
руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения
(постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские
группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.
Председатель организует работу представительного органа муниципального
образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и
обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает
решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа;
организует выполнение решений представительного органа; координирует
деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут
быть поручены представительного органа или возложены действующим
законодательством.
Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное
подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое
место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа
местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений
для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по
вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного
самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений
представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного
органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных
подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по
выполнению решений представительного органа.
Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие
организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции,
направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных
|
|
нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования
собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления
является местная администрация (мэрия).
Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) –
исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой
муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие
организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов,
законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета
муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной
собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития
муниципального образования и их исполнение и т. п.
К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1)
руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат
администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные
(районные) структурные единицы местной администрации.
Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов
муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы
местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной
администрации несет персональную ответственность за надлежащее
функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В
соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации
выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета
муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные
органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в
муниципальной собственности;
в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д)
организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на
|
|
рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает
договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной
ответственности назначаемых им муниципальных служащих.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной
администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо,
назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение
указанной должности.
При проведении конкурса представительный орган муниципального образования
решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая
положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б)
устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов
комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и
городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом
государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица
субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа
кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д)
утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт,
заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной
администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать
инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.
Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления
является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном
самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на
муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования
из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в
состав представительного органа муниципального образования с правом решающего
голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в
случае избрания представительным органом муниципального образования, является
председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может
быть одновременно председателем представительного органа муниципального
образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования
представительного органа муниципального района из числа представителей выборных
органов поселений является председателем представительного органа муниципального
района.
Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне.
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях
(как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя
представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.
В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава
муниципального образования обладает следующими полномочиями:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного
самоуправления других муниципальных образований, органами государственной
власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени
муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с
перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать
соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за
исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального
образования случаях);
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального
образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом
муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа
муниципального образования.
Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования
независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы
муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы
муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет –
представительный или исполнительный. Глава муниципального образования
подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и
представительному органу местного самоуправления.
Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют
единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован
принцип разделения властей.__