Организационная структура местной администрации: направления
Билет 20
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных
образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-
отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения
между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой
достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед
муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов
подвергается новациям.
Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность
взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев
(управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными
правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций
управления.[40]
Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго
ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления –
совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом
уровне.
На формирование конкретной организационной структуры местной
администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых
являются:
1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов
местного значения, из которого складываются полномочия администрации.
2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального
образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться»
те звенья управления, на которые возложены функции по достижению
соответствующих целей и решению задач.
3. Размер территории, численность и состав населения муниципального
образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры
администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных
структурных подразделений.
4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более
развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше
возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не
носящих властного характера, более эффективному исполнителю.
5. Различные местные особенности – географические, природные,
демографические, исторические. Они определяют необходимость создания структурных
подразделений, которые не являются типичными по функциональному назначению и
могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.
Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации
оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества
руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие
технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-
техническое оснащение администрации и др.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу
формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в
соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения
и распределением полномочий между органами местного самоуправления,
закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной
администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2)
вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы;
5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных
государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях
независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным
районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные
государственные полномочия.
Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и
функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается
типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно
включает:
1) руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе
которых может быть первый заместитель;
2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы
администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:
– отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями
муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование,
культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);
– функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или
несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган
по управлению муниципальным имуществом и др.);
3) территориальные органы (например, для города с районным делением);
4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность:
юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с
обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.
Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-
за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между
отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями.
Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют
функции экспертизы, согласования проектов решений.
В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема
решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и,
соответственно, имеют разные наименования.
1. Департаменты – функционально-отраслевые структурные подразделения,
осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в
определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и
определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли); возглавляются
заместителями главы администрации.
2. Управления – относительно самостоятельные структурные подразделения
местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности
местной администрации; вправе издавать акты управления.
3. Комитеты – структурные подразделения, созданные и функционирующие на
постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.
4. Отделы – структурные подразделения местной администрации,
осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции.
5. Сектора – организационно не обособленные структурные подразделения
отдела (реже – управления), осуществляющие исполнительную деятельность и
формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении
определенного периода времени.
6. Комиссии – создаются на определенный срок для решения какой-либо
проблемы.
Вместе с тем указанный перечень не является унифицированным, и на практике
зачастую проявляется значительное несоответствие наименований структурных
подразделений, их места в организационной структуре и исполняемых функций.
В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного
самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию,
ориентации на цели и задачи социально-экономического развития муниципального
образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры
оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям
внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.
Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления
обусловливают необходимость формирования новых – проектных (программно-
целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с
привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных
исполнителей конкретной задачи на определенный период времени.
При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития
муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие
собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Для реализации
программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование
временного коллектива работников, которые на период действия программы находятся
в некоторой степени в двойном подчинении: своему непосредственному руководителю
и ответственному исполнителю программы. Как правило, проектные структуры
образуются в администрациях в виде комиссий рабочих групп.
Использование программно-целевых методов в построении организационной
структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации
деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения
функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных
подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему
взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения
управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций,
осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии,
приводящие к решению поставленных задач).
При реорганизации существующих организационных структур местных
администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на
организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой
организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на
стабильность и выживание. Поэтому попытки радикального совершенствования
организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения
эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия.
Залогом успеха в организационных изменениях является комплексный научный подход,
основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным
изучением системы «изнутри».
При определении структуры местной администрации и распределении
полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих
принципов:
– целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;
– избежание дублирования и параллелизма;
– полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения
местной администрацией в целом;
– результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения)
достигаемого результата работы;
– достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному
подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей
в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов
обеспечения;
– системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при
описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими
структурами;
– структурирование (детализация), т. е. разделение функции структурного
подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде
должностных обязанностей;
– эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач
подразделения с наименьшими затратами;
– недопущение принципа создания структур «под людей»;
– унифицированный подход к формированию структур и определению штатной
численности органов местного самоуправления.[41]
Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру
местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также
правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов,
регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового
(переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового
резерва) сопровождения.__
все!!!