Совершенствования

Организационная структура местной администрации: направления

Билет 20

В целом, структура местной администрации во всех муниципальных

образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-

отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения

между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой

достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед

муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов

подвергается новациям.

Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность

взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев

(управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными

правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций

управления.[40]

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго

ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления –

совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом

уровне.

На формирование конкретной организационной структуры местной

администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых

являются:

1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов

местного значения, из которого складываются полномочия администрации.

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального

образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться»

те звенья управления, на которые возложены функции по достижению

соответствующих целей и решению задач.

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального

образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры

администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных

структурных подразделений.

4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более

развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше

возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не

носящих властного характера, более эффективному исполнителю.

5. Различные местные особенности – географические, природные,

демографические, исторические. Они определяют необходимость создания структурных

подразделений, которые не являются типичными по функциональному назначению и

могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.

Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации

оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества

руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие

технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-

техническое оснащение администрации и др.

В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу

формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в

соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения

и распределением полномочий между органами местного самоуправления,

закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной

администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2)

вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы;

5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных

государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях

независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным

районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные

государственные полномочия.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и

функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается

типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно

включает:

1) руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе

которых может быть первый заместитель;

2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы

администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:

– отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями

муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование,

культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);

– функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или

несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган

по управлению муниципальным имуществом и др.);

3) территориальные органы (например, для города с районным делением);

4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность:

юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с

обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.

Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-

за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между

отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями.

Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют

функции экспертизы, согласования проектов решений.

В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема

решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и,

соответственно, имеют разные наименования.

1. Департаменты – функционально-отраслевые структурные подразделения,

осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в

определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и

определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли); возглавляются

заместителями главы администрации.

2. Управления – относительно самостоятельные структурные подразделения

местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности

местной администрации; вправе издавать акты управления.

3. Комитеты – структурные подразделения, созданные и функционирующие на

постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

4. Отделы – структурные подразделения местной администрации,

осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции.

5. Сектора – организационно не обособленные структурные подразделения

отдела (реже – управления), осуществляющие исполнительную деятельность и

формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении

определенного периода времени.

6. Комиссии – создаются на определенный срок для решения какой-либо

проблемы.

Вместе с тем указанный перечень не является унифицированным, и на практике

зачастую проявляется значительное несоответствие наименований структурных

подразделений, их места в организационной структуре и исполняемых функций.

В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного

самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию,

ориентации на цели и задачи социально-экономического развития муниципального

образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры

оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям

внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления

обусловливают необходимость формирования новых – проектных (программно-

целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с

привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных

исполнителей конкретной задачи на определенный период времени.

При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития

муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие

собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Для реализации

программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование

временного коллектива работников, которые на период действия программы находятся

в некоторой степени в двойном подчинении: своему непосредственному руководителю

и ответственному исполнителю программы. Как правило, проектные структуры

образуются в администрациях в виде комиссий рабочих групп.

Использование программно-целевых методов в построении организационной

структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации

деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения

функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных

подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему

взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения

управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций,

осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии,

приводящие к решению поставленных задач).

При реорганизации существующих организационных структур местных

администраций следует иметь в виду, что любые действия, направленные на

организационные изменения, неизменно наталкиваются на сопротивление самой

организации как социальной системы, ориентированной не на развитие, а на

стабильность и выживание. Поэтому попытки радикального совершенствования

организационной структуры не только не достигнут желаемых результатов повышения

эффективности деятельности, но и способны повлечь разрушительные последствия.

Залогом успеха в организационных изменениях является комплексный научный подход,

основанный на соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным

изучением системы «изнутри».

При определении структуры местной администрации и распределении

полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих

принципов:

– целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;

– избежание дублирования и параллелизма;

– полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения

местной администрацией в целом;

– результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения)

достигаемого результата работы;

– достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному

подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей

в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов

обеспечения;

– системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при

описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими

структурами;

– структурирование (детализация), т. е. разделение функции структурного

подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде

должностных обязанностей;

– эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач

подразделения с наименьшими затратами;

– недопущение принципа создания структур «под людей»;

– унифицированный подход к формированию структур и определению штатной

численности органов местного самоуправления.[41]

Очевидно, деятельность по внесению изменений в организационную структуру

местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также

правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов,

регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового

(переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового

резерва) сопровождения.__

все!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: