Тема 17. Барокко в итальянском искусстве

Раздел IV. Искусство XVII - XIX вв. Италии

Сейченто. Караччи и Караваджо и их последоваетли. Г. Вельфлин об искусстве Ренессанса и Барокко. Барокко – интернациональный стиль во всех видах искусства, также зародившийся в Италии. Этот яркий и выразительный стиль все еще остается одним из самых спорных и неоднозначных. Для Италии этот стиль характеризует целую эпоху в мировоззрении. Для этого стиля характерны: виртуозный «синтез искусств», т.н. «диалогическое восприятие» (В.Локтев), полифония деталей, жестов, поз, архитектурных элементов, «игра на противопоставлениях», исторически верная и профессиональная обработка идей предшественников и включение «старого в современное» в новых сочетаниях, многослойность смыслов и способов их прочтения. Стилевые приметы времени, по мнению многих ученых были обеспечены «драматизмом» мироощущения эпохи котрреформации и краха гуманистической культуры. Яркими примерами таких черт стиля в живописи могут являться уже поздние работы Микеланджело – фреска «Страшный Суд» в сисксинской капелле и фреска «Рапятие Св. Петра» в соборе Св. Петра.

Искусство барокко формируется в Италии на рубеже XVI-XVII вв. и переживает расцвет во второй трети XVII в.

Архитектуре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамичной организации внутреннего пространства. Сложные планы зданий и венчающих их куполов, зрительно увеличенных иллюзионистическими живописно-декоративными эффектами, изогнутые криволинейные очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм. Постройки Л. Бернини (1598-1680) на Пьяцца Навона, площади Св. Петра в Риме,. Творчество Ф. Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине. Барочные принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли XVII-XVIII вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в середине XVIII в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.).

Изобразительное искусство Италии эпохи барокко представляет собой сложное переплетение разнообразных тенденций. С конца XVI в. в искусстве болонской школы были сформулированы принципы академизма. Им противостояло творчество Караваджо, придававшего сценам реальной жизни пластическая осязаемость и героическая монументальность, способствовавшего становлению реализма в европейских художественных школах XVII в. Крупнейшими мастерами монументальной живописи были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано, произведениям которых свойственны смелые перспективные построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой живописи XVII-XVIII вв. присущи поэтическая приподнятость и драматическая острота (Д. Фетти, Б. Строцци, Дж. Креспи). В пейзажах часто проявляется дух романтического бунтарства (С. Роза, А. Маньяско).

Расцвет скульптуры барокко в Италии связан с Бернини (скульптура «Экстаз Св. Терезы» в капелле Корнаро в Санта Мария делла Виттория в Рим, произв. которого отличаются стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой.

Характеристики барокко римского, неаполитанского, калабрийского, сицилийского, генуэзского, пьемонтского, ломбардского и венецианского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: