Черты глобальной конкуренции
Причины международной конкуренции
Формы МК
Признаки международной конкуренции
Тема 10. Международная конкуренция в современных условиях
Международная конкуренция - борьба между фирмами различных стран за:
- более выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг) на мировом рынке,
- получение наивысшей прибыли,
- выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и дешевой рабочей силы.
Масштабность
Динамизм
Острота
Участие правительств в поддержке национальных экспортеров
Появление новых эпицентров конкурентной борьбы
Преобладание неценовых параметров (качество, надежность, удобство, скорость, техобслуживание)
Многонациональная конкуренция – между национальными рынками различных стран.
Глобальная конкуренция – форма международной конкуренции, при которой конкурентная позиция фирмы в одной стране определяется ее конкурентными преимуществами на мировом рынке.
1. Образование глобальных монополий (олигополий);
|
|
2. Глобализация финансовой сферы, финансовых рынков;
3. Появление новых рынков (капиталов, еврорынков, страхования); новых субъектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета, сотовой и спутниковой связи);
4. Разработка и введение новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества, интеллектуальной среды;
5. Рост степени открытости экономики и уменьшение степени свободы государств в формировании экономической политики;
6. Регионализация экономики; криминализация мирохозяйственных связей.
а) взаимосвязь конкуренции и монополии;
б) многообразие ее форм и методов;
в) вовлечение в нее новых субъектов, включая посредников;
г) доминирование критерия эффективности.
1. Появление новых конкурентов (новые промышленно развитые страны, восточноевропейские государства, крупные торговые фирмы);
2. Появление новых форм конкуренции (множественно-национальная – multidomestic).
3. Появление новых видов монополистических объединений (глубоко законспирированные картельные сговоры в области технологии, трудно поддающиеся антитрестовскому контролю).
4. Изменение содержания производственной монополии, под которой нельзя понимать любую крупную корпорацию.
Главное – присвоение ею монопольной сверхприбыли.
5. Преобладание олигополистической конкуренции, когда в рамках каждой отрасли господствуют несколько соперничающих друг с другом крупных объединений, формирующихся на основе производственных и технологических связей.
6. Противоречивое единство конкуренции как соперничества и конкуренции как сотрудничества.
|
|
Промышленный шпионаж часто вытесняется сотрудничеством фирм в области НИОКР с целью удовлетворения будущего спроса. Это происходит на национальном и международном уровнях.
7. Изменение конечной цели конкуренции: стремление к обеспечению стабильности существования фирмы не путем грубого силового давления на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя.
8. Ренессанс мелкого бизнеса, его мирное сосуществование с крупным бизнесом.
Конкурентоспособность - это экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности фирмы, отрасли, страны.
- это характеристика объекта, отражающая его отличия от других,
- обладание определенными преимуществами по сравнению с зарубежными аналогами,
- позиция субъекта хозяйствования на сегменте мирового рынка.