Комбинированная модель интернационализации фирмы
По фазам развития заграничной деловой активности в одной из принимающих стран.
Формы интернационализации предпринимательства
1. На уровне национального хозяйства в целом:
- производство и продажа товаров и услуг;
- получение и использование дохода;
- инвестирование и создание имущества;
- кредитование и заимствование.
2. В зависимости от последовательности распространения и степени сложности, степени интернационализации деятельности фирмы и степени доверия фирмы-инвестора к принимающей стране:
Формы | Виды |
- экспорт товаров; - экспорт услуг; - экспорт капитала. | - прямой экспорт, - косвенный экспорт, - прямой импорт, - купля-продажа лицензий, - франчайзинг, - производство по контрактам, - заграничный лизинг. |
Организационно-правовые формы осуществления данных форм и видов | |
- совместное предприятие, - заграничный филиал, - ассоциированная компания, - дочернее предприятие, - юридически самостоятельное предприятие с полным производственным циклом и т.д. |
Первая фаза, подготовительная, связана с принятием решения об интернационализации, выбором ее формы, планированием необходимых мероприятий и проведением маркетинговых исследований.
Вторая фаза, созидательная, предполагает создание заграничной производственной и сбытовой инфраструктуры, поиск заграничных деловых партнеров и подбор персонала в зарубежные подразделения.
Третья фаза, технологическая, предполагает запуск производственного предприятия и начало осуществления бизнес - проекта.
Четвертая фаза, трансформационная, касается внесения корректировок по ходу реализации проекта и совершенствования системы производства.
№ п/п | Стадия | Форма | Признак |
Торговля | Прямой и косвенный экспорт | Коммерческий | |
Соглашение | Лицензирование, франчайзинг, лизинг, производство по контракту | Контрактный | |
Участие | Создание совместного предприятия, концерна, консорциума или других объединений | Партнерский | |
Интеграция | Производительные прямые иностранные инвестиции | Соединительный | |
Автономия | Создание полностью самостоятельных зарубежных подразделений | Автономный |
- несмотря на такое разнообразие форм интернационализации предпринимательства они между собой очень тесно взаимосвязаны;
- крупные международные компании, как правило, не придерживаются какой-либо одно формы интернационализации предпринимательства, а сочетают их;
- разграничить формы интернационализации предпринимательства довольно сложно, поскольку происходит их постоянное переплетение и взаимодополнение:
Пример: при создании совместного предприятия или дочерней компании международная корпорация осуществляет экспорт оборудования, комплектующих, запасных частей, предоставляет услуги, передает лицензии, право пользования торговой маркой, осуществляет капиталовложения и т.д.
Тема 12. Транснационализация мировой экономики и ее особенности на современном этапе..
Транснационализация (с конца XIX в.) – это создание и развитие межнациональных воспроизводственных комплексов (международных корпораций) за счет перенесения части воспроизводственного процесса из одной страны в другую на основе МРТ и интернационализации производства и капитала в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
Участники процесса транснационализации:
1. Международная корпорация - крупное объединение компаний, деятельность которых выходит за пределы страны базирования
2. Страна базирования – страна, в которой находятся:
органы управления ТНК материнская (головная) компания ТНК центры НИОКР ТНК финансовые институты ТНК
3. Принимающая страна – страна, в которой располагаются подразделения ТНК, сформированные на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ):
Формы предприятий, образующихся в результате ПИИ:
- филиал – 100% иностранный капитал,
- дочерняя компания - более 50% иностранного капитала,
- ассоциированная компания – от 10 до 50% иностранного капитала.
Формы организации зарубежной производственной деятельности:
- сборочные предприятия (используют детали и части только импортного происхождения),
- предприятия прогрессивной сборки (используют детали и части импортного и местного происхождения, доля последних со временем растет),
- предприятия с полным производственным циклом,
- создание зарубежной сбытовой сети и т.д.
Международная корпорация - это крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт и т.д.) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента
Критерии (по ЮНКТАД/ООН)
► филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира
► годовой объем продаж - не менее 100 млн. долл.
► заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота
► доля зарубежных активов - не менее 25%
► включает хозяйственные единицы 2 или более стран
► проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр
► обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании
► осуществление контроля подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале, собственности (не менее 10% обыкновенных акций)
Индекс транснациональности компании – характеризует, насколько значимыми являются зарубежные операции для данной ТНК (чем он выше, тем больше значимость)
Индекс транснациональности компании = [(доля зарубежных активов в совокупных активах ТНК) + (доля занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых ТНК) + (доля зарубежных продаж в общем объеме продаж ТНК)] / 3