Особенности интернационализации предпринимательства

Комбинированная модель интернационализации фирмы

По фазам развития заграничной деловой активности в одной из принимающих стран.

Формы интернационализации предпринимательства

1. На уровне национального хозяйства в целом:

- производство и продажа товаров и услуг;

- получение и использование дохода;

- инвестирование и создание имущества;

- кредитование и заимствование.

2. В зависимости от последовательности распространения и степени сложности, степени интернационализации деятельности фирмы и степени доверия фирмы-инвестора к принимающей стране:

Формы Виды
- экспорт товаров; - экспорт услуг; - экспорт капитала. - прямой экспорт, - косвенный экспорт, - прямой импорт, - купля-продажа лицензий, - франчайзинг, - производство по контрактам, - заграничный лизинг.
Организационно-правовые формы осуществления данных форм и видов
- совместное предприятие, - заграничный филиал, - ассоциированная компания, - дочернее предприятие, - юридически самостоятельное предприятие с полным производственным циклом и т.д.

Первая фаза, подготовительная, связана с принятием решения об интернационализации, выбором ее формы, планированием необходимых мероприятий и проведением маркетинговых исследований.

Вторая фаза, созидательная, предполагает создание заграничной производственной и сбытовой инфраструктуры, поиск заграничных деловых партнеров и подбор персонала в зарубежные подразделения.

Третья фаза, технологическая, предполагает запуск производственного предприятия и начало осуществления бизнес - проекта.

Четвертая фаза, трансформационная, касается внесения корректировок по ходу реализации проекта и совершенствования системы производства.

№ п/п Стадия Форма Признак
  Торговля Прямой и косвенный экспорт Коммерческий
  Соглашение Лицензирование, франчайзинг, лизинг, производство по контракту Контрактный
  Участие Создание совместного предприятия, концерна, консорциума или других объединений Партнерский
  Интеграция Производительные прямые иностранные инвестиции Соединительный
  Автономия Создание полностью самостоятельных зарубежных подразделений Автономный

- несмотря на такое разнообразие форм интернационализации предпринимательства они между собой очень тесно взаимосвязаны;

- крупные международные компании, как правило, не придерживаются какой-либо одно формы интернационализации предпринимательства, а сочетают их;

- разграничить формы интернационализации предпринимательства довольно сложно, поскольку происходит их постоянное переплетение и взаимодополнение:

Пример: при создании совместного предприятия или дочерней компании международная корпорация осуществляет экспорт оборудования, комплектующих, запасных частей, предоставляет услуги, передает лицензии, право пользования торговой маркой, осуществляет капиталовложения и т.д.

Тема 12. Транснационализация мировой экономики и ее особенности на современном этапе..

Транснационализация (с конца XIX в.) – это создание и развитие межнациональных воспроизводственных комплексов (международных корпораций) за счет перенесения части воспроизводственного процесса из одной страны в другую на основе МРТ и интернационализации производства и капитала в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Участники процесса транснационализации:

1. Международная корпорация - крупное объединение компаний, деятельность которых выходит за пределы страны базирования

2. Страна базирования – страна, в которой находятся:

органы управления ТНК материнская (головная) компания ТНК центры НИОКР ТНК финансовые институты ТНК

3. Принимающая страна – страна, в которой располагаются подразделения ТНК, сформированные на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ):

Формы предприятий, образующихся в результате ПИИ:

- филиал – 100% иностранный капитал,

- дочерняя компания - более 50% иностранного капитала,

- ассоциированная компания – от 10 до 50% иностранного капитала.

Формы организации зарубежной производственной деятельности:

- сборочные предприятия (используют детали и части только импортного происхождения),

- предприятия прогрессивной сборки (используют детали и части импортного и местного происхождения, доля последних со временем растет),

- предприятия с полным производственным циклом,

- создание зарубежной сбытовой сети и т.д.

Международная корпорация - это крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт и т.д.) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента

Критерии (по ЮНКТАД/ООН)

► филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира

► годовой объем продаж - не менее 100 млн. долл.

► заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота

► доля зарубежных активов - не менее 25%

► включает хозяйственные единицы 2 или более стран

► проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр

► обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании

► осуществление контроля подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале, собственности (не менее 10% обыкновенных акций)

Индекс транснациональности компании – характеризует, насколько значимыми являются зарубежные операции для данной ТНК (чем он выше, тем больше значимость)

Индекс транснациональности компании = [(доля зарубежных активов в совокупных активах ТНК) + (доля занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых ТНК) + (доля зарубежных продаж в общем объеме продаж ТНК)] / 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: