Виды международных компаний (по форме организации и управления)

Парадигма глобального менеджмента

Предпосылки формирования международных компаний

ТНК I поколения - «колониально-сырьевые» (70-80-хгг. XIX в. - начало XX в.) - одноотраслевые картели (синдикаты, пулы), тресты, добывающие сырье в колониях

ТНК II поколения (начало XX в. - рубеж 50-60-х гг. XX в.) - одноотраслевые тресты, производящие военно-техническую продукцию:

Ø централизация производственной (сбытовой, финансовой) деятельности нескольких компаний в одной отрасли

Ø концентрация финансового (промышленного, товарного) капитала

Ø конкурентное преимущество - наличие зарубежного производства

ТНК III поколения (рубеж 50-60-х гг. - конец 70-х гг. XX в.) - многотраслевые МНК (концерны):

Ø общее финансовое и технологическое руководство

Ø перевод производства на общемировые стандарты

Ø обслуживание только до- и послепроизводственной стадии (добыча и закупка сырья, сбыт продукции)

Ø осуществление портфельных иностранных инвестиций

Ø распространение достижений НТП на Периферию

Ø конкурентное преимущество – низкая цена

ТНК IV поколения – глобальные (с кон. 70-х гг. XX в. по н.в.):

► триполярные корпорации – 3-4 региональных управленческих центра (Америка-Европа-Азия)

► оптимизация всего воспроизводственного процесса в мировом пространстве (до-, после- и производственная стадии)

► включение во внутрикорпоративную среду отношений, ранее происходивших в рыночной сфере

► единая система бухгалтерского учета и аудита

► автоматизированные системы производства

► общая инфраструктура и система НИОКР

► вывоз капитала преимущественно в форме прямых инвестиций

► ТНК-монополисты, ТНК-олигополисты, ТНК-объединения

► значительное влияние на экономическую политику стран

► диверсификация деятельности

► управление на основе парадигмы глобального менеджмента

► горизонтальная корпорация (сеть, созвездие, холдинг; гибкость, адаптивность, самоуправление, децентрализация, управление «онлайн»)

► увеличение зависимости головной компании от подразделений

► управление по принципу «открытой книги» (рост значения информации в системе управления)

► рынки, функционирующие внутри компаний

► интеграция поставщиков, клиентов, конкурентов, посредников, производителей

► реинтеграция процесса производства и предоставления услуг

► ориентация на клиента

Жесткие организационные формы Мягкие организационные формы
концерн, холдинг картель, синдикат, пул, трест, консорциум, конгломерат, стратегический альянс, сеть
ТНК МНК
головная компания принадлежит одной стране (капитал национального происхождения) головная компания принадлежит разным странам (капитал много-национального происхождения)
процесс производства, разбитый на части, размещаемые в разных странах процесс производства полностью переносится в одну из зарубежных стран
Ø Дженерал электрик (электрооборудование, США) Ø Дженерал Моторс (автомобилестроение, США) Ø Бритиш петролиум компани (нефтепереработка, Великобритания) Ø Royal-Dutch-Shell (энергетика, Великобритания-Голландия) Ø Daimler-Chrysler (машиностроение, США-Германия) Ø Unilever (химическая промышленность, Великобритания-Голландия)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: