Парадигма глобального менеджмента
Предпосылки формирования международных компаний
ТНК I поколения - «колониально-сырьевые» (70-80-хгг. XIX в. - начало XX в.) - одноотраслевые картели (синдикаты, пулы), тресты, добывающие сырье в колониях
ТНК II поколения (начало XX в. - рубеж 50-60-х гг. XX в.) - одноотраслевые тресты, производящие военно-техническую продукцию:
Ø централизация производственной (сбытовой, финансовой) деятельности нескольких компаний в одной отрасли
Ø концентрация финансового (промышленного, товарного) капитала
Ø конкурентное преимущество - наличие зарубежного производства
ТНК III поколения (рубеж 50-60-х гг. - конец 70-х гг. XX в.) - многотраслевые МНК (концерны):
Ø общее финансовое и технологическое руководство
Ø перевод производства на общемировые стандарты
Ø обслуживание только до- и послепроизводственной стадии (добыча и закупка сырья, сбыт продукции)
Ø осуществление портфельных иностранных инвестиций
Ø распространение достижений НТП на Периферию
|
|
Ø конкурентное преимущество – низкая цена
ТНК IV поколения – глобальные (с кон. 70-х гг. XX в. по н.в.):
► триполярные корпорации – 3-4 региональных управленческих центра (Америка-Европа-Азия)
► оптимизация всего воспроизводственного процесса в мировом пространстве (до-, после- и производственная стадии)
► включение во внутрикорпоративную среду отношений, ранее происходивших в рыночной сфере
► единая система бухгалтерского учета и аудита
► автоматизированные системы производства
► общая инфраструктура и система НИОКР
► вывоз капитала преимущественно в форме прямых инвестиций
► ТНК-монополисты, ТНК-олигополисты, ТНК-объединения
► значительное влияние на экономическую политику стран
► диверсификация деятельности
► управление на основе парадигмы глобального менеджмента
► горизонтальная корпорация (сеть, созвездие, холдинг; гибкость, адаптивность, самоуправление, децентрализация, управление «онлайн»)
► увеличение зависимости головной компании от подразделений
► управление по принципу «открытой книги» (рост значения информации в системе управления)
► рынки, функционирующие внутри компаний
► интеграция поставщиков, клиентов, конкурентов, посредников, производителей
► реинтеграция процесса производства и предоставления услуг
► ориентация на клиента
Жесткие организационные формы | Мягкие организационные формы |
концерн, холдинг | картель, синдикат, пул, трест, консорциум, конгломерат, стратегический альянс, сеть |
ТНК | МНК |
головная компания принадлежит одной стране (капитал национального происхождения) | головная компания принадлежит разным странам (капитал много-национального происхождения) |
процесс производства, разбитый на части, размещаемые в разных странах | процесс производства полностью переносится в одну из зарубежных стран |
Ø Дженерал электрик (электрооборудование, США) Ø Дженерал Моторс (автомобилестроение, США) Ø Бритиш петролиум компани (нефтепереработка, Великобритания) | Ø Royal-Dutch-Shell (энергетика, Великобритания-Голландия) Ø Daimler-Chrysler (машиностроение, США-Германия) Ø Unilever (химическая промышленность, Великобритания-Голландия) |
|
|