Никто, нигде и никогда не заставит изучать мир через скуку”. Л.Н.Толстой

Чувства бывают ложными, но никогда не бывают лживыми!

Чувства и эмоции.

Речь.

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения;

- это система словесного выражения мыслей.

Функции речи.

- сообщение

- выражение

- воздействие

- мышление

- общение

- познание

Еще в 18 веке было выяснено, что за фукционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов (центр К.Вернике).

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем.

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи:

Содержание речи - это её смысловая характеристика.

Форма речи - это ее связность, логичность, последова-тельность.

Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.

Виды общения

непосредственноеопосредованное

- речевое - печатным или рукописным словом

- знаковое - образом, рисунком

- жестовое - техническими средствами (телефо-

ном, телеграфом и т.д.)

В зависимости от опыта речевого общения и личностных особенностей люди становятся общительными (экстравертами) или замкнутыми (интровертами).

Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.

Эмоции - это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассивность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) человека какорганизма нанепосредственное действие раздражителей (например, эмоции боли, испуга, голода).

Чувства - это более сложный, высший вид психического отражения, существующий в форме переживания человеком как личностью своего отношения к тому, что он воспринимает, познает, делает: любовь к Родине, к труду, профессии, к другим людям, к природе, к прекрасному и т.д.

Чувства (и эмоции) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).

Чувства проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).

Чувства динамичны, т.е. изменяются во времени.

Чувства полярны (любовь - ненависть).

Чувства бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).

Чувства субьективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.

Функции чувств и эмоций:

Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей и т.д.

Регулятивная. Хорошее настроение улучшает произво-дительность труда, а плохое - ухудшает. Страх может акти-визировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.

Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.

Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необьяснённого запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: “Рвать и есть яблоки строго запрещено” чаще всего способствует возникновению попытки попробовать их на вкус.

Формы проявления чувств:

Чувственная реакция - это эмоциональная оценка кратковре-менно действующего раздражителя (неприятного запаха, скучного анекдота, вкусной пищи).

Настроение - это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.

Страсть - это сильное, длительное и устойчивое чувство. Например, любовь к профессии летчика.

Аффект - это быстро возникающее переживание очень большой силы с коротким периодом протекания и возможной потерей контроля за собственными действиями и поступками. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма. Например, при виде того, как бандит издевается над стариком, у молодого человека мгновенно возникло чувство ярости, под действием которого он не только сбил мерзавца с ног, но и продолжал его бить после того, как тот потерял сознание.

Стресс - это очень сильное и длительное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной напряженной (опасной) обстановкой и дезорганизующее целенаправленную деятельность. Примером может служить заключительная немая сцена в спектакле Н.Гоголя “Ревизор”.

Для оценки эмоциональных проявлений разработаны специ-альные тесты. Так, например, ниже приведена методика оценки реактивной (т.е. в данный момент) и личностной (т.е. характерной для личности) тревожности Ч.Спилбергера - Ю.Ханина.

Методика оценки реактивной тревожности.

Построчно оценивая каждое утверждение, Вам нужно обвести кружком справа от него цифру, соответствующую Вашему са-мочувствию в данный момент. Отвечайте быстро, не задумы-ваясь.

 
 


N Утверждение нет мало да очень

1 Я спокоен 1 2 3 4

2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4

3 Я в напряжении 1 2 3 4

4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4

5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4

6 Я расстроен 1 2 3 4

7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

8 Я хорошо отдохнул 1 2 3 4

9 Я встревожен 1 2 3 4

10 Я испытываю чувство удовлетворения 1 2 3 4

11 Я уверен в себе 1 2 3 4

12 Я нервничаю 1 2 3 4

13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4

14 Я взвинчен 1 2 3 4

15 Я не чувствую напряженности 1 2 3 4

16 Я доволен 1 2 3 4

17 Я озабочен 1 2 3 4

18 Я слишком возбужден 1 2 3 4

19 Мне радостно 1 2 3 4

20 Мне приятно 1 2 3 4

 
 


Примечание:

При обработке из суммы ответов на вопросы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма ответов на вопросы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20. Затем к полученной разности прибавляется цифра 35.

Методика оценки личностной тревожности.

Построчно оценивая каждое утверждение, Вам нужно обвести кружком справа от него цифру, соответствующую Вашему типичному самочувствию. Отвечайте быстро, не задумываясь.

 
 


N Утверждения Нет редко часто всегда

21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4

22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4

23 Я могу легко заплакать 1 2 3 4

24 Я хотел бы быть более счастливым 1 2 3 4

25 Я замедленно принимаю решения 1 2 3 4

26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4

27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4

28 Ожидаемые трудности тревожат меня 1 2 3 4

29 Я очень переживаю из-за пустяков 1 2 3 4

30 Я вполне счастлив 1 2 3 4

31 Я принимаю все близко к сердцу 1 2 3 4

32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

33 Я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4

34 Я стараюсь избегать трудностей 1 2 3 4

35 У меня бывает хандра 1 2 3 4

36 Я доволен 1 2 3 4

37 Пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4

38 Я долго не могу забыть обиду 1 2 3 4

39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4

40 Я очень беспокоюсь о своих делах 1 2 3 4

 
 


Примечание:

При обработке результатов из суммы ответов на вопросы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40 вычитается сумма ответов на вопросы 21,26,27,30,33,36,39. Затем к полученной разнице прибавляется цифра 35.

Интерпретируются результаты данных методик следующим образом: до 30 баллов - низкий уровень тревожности, от 30 до 45 - средний уровень тревожности, свыше 45 -высокий уровень тревожности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: