Направленность личности

Для того, чтобы жить и развиваться личности необходима активность. Без активности человек напоминает акулу, жабры которой так устроены, что без движения она задыхается. Активность всегда ориентирована, направлена на достижение конкретного результата, напоминает чем-то стрелку компаса.

Направленность - это свойство личности, проявляющееся в ориентации активности и выражающееся в потребностях, целях и мотивах деятельности и поведения.

Знание направленности позволяет понять и объяснить реальные поступки человека.

 
 


п условия жизнедеятельности

о

т

р

е

б ц е л ь мотив результат

н

о

с

т

ь мировоззрение личности

Источником активности личности являются потребности.

Потребность - это субьективное отражение человеком состояния нужды в чем-либо (как организма или личности).

Цель - это субьективная модель желаемого результата дея-тельности;

- это конкретизированная в реальных условиях потребность.

Мотив - это побудительная сила человека (от французского motif - побуждение), существующая в форме сознательно принятого решения на выполнение конкретного целевого действия.

Мотивы могут быть простыми, “прямолинейными”. В этом случае они как бы лежат на поверхности. Например, легко определить мотив бегущего к финишу спортсмена.

Труднее обстоит дело со сложными мотивами. Так, если пя-тиклассник дергает девочку за косичку, то это не всегда означает, что он хотел причинить ей боль. Может быть девочка ему нравится и он хочет, чтобы она обратила на него внимание.

От мотива следует отличать неосознанное влечение, когда че-ловек не в состоянии внятно объяснить причины своего поведения.

Изучение особенностей направленности личности школьника (особенно выпускника) с помощью специальных тестов позволяет ему избежать серьезных потрясений при ошибочном выборе профессии. Для определения направленности могут применяться достаточно сложные методики типа MMPI и упрощенные, типа предложенного Е.А.Климовым дифференциально-диагностического опросника (ДДО) для оценки склонностей школьников. Обследование по MMPI будет проведено в компьютерном классе, а по ДДО - на практическом занятии.

Методика ДДО.

Вам предлагается оценить в баллах (от +3 до -3) привле-кательность занятий, названных в 20 предложениях (отдельно ва-рианты А и Б) и занести результаты в соответствующие места итоговой таблицы.

Вариант А Вариант Б

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы

2а. Лечить больных 2б. Составлять программы для ЭВМ

3а. Следить за качеством книжных иллюстра- 3б. Следить за развитием растений

ций, плакатов, грампластинок

4а. Обрабатывать дерево, ткань, металл 4б. Рекламировать и продавать товары

5а. Обсуждать научно-популярные статьи 5б. Обсуждать пьесы, концерты, книги

6а. Выращивать животных 6б. Помогать товарищам в работе, спорте

7а. Настраивать музыкальные инструменты 7б.Управлять трактором, тепловозом и т.д.

8а. Информировать людей (в справочном 8б. Оформлять выставки,концерты,

бюро, на экскурсиях) театральные постановки

9а. Ремонтировать вещи, изделия 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах

10а. Лечить животных 10б. Выполнять расчеты, вычисления

11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать машины, изделия

12а. Разбирать споры, ссоры, убеждать 12б. Разбираться в чертежах, схемах

13а. Оценивать художеств. самодеятельность 13б. Изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы 14б. Оказывать людям медицинск. помощь

15а. Составлять отчеты о наблюд. явлениях 15б. Художественно описывать события

16а. Делать лаборатор. анализы в больницах 16б. Осматривать и лечить больных

17а. Красить стены, расписывать изделия 17б. Собирать машины и приборы

18а. Организовывать культпоходы,экскурсии 18б. Выступать в концертах, спектаклях

19а. Изготовлять по чертежам детали, дома 19б. Чертить, копировать карты

20а. Бороться с болезнями растений 20б. Работать на компьютере, телетайпе

 
 


Итоговая таблица

Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ

1а 1б 2а 2б 3а

3б 4а 4б 5а 5б

6а 6б 7а

7б 8а 8б

9а 9б

10а 10б

11а 11б 12а 12б 13а

13б 14а 14б 15а 15б

16а 16б 17а

17б 18а 18б

19а 19б

20а 20б

сумма сумма сумма сумма сумма

 
 


Интерпретация:

Подставив баллы (со знаком плюс или минус) в таблицу, подсчитайте их сумму в каждом столбце. Наибольшая сумма поможет определить ориентацию на предпочтительную для Вас группу профессий. (Не забудьте, что для успешного овладения ими необходимы еще соответствующие способности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: