Внимание! Все, что делает человек, может быть разделено по степени осознанности на непроизвольные и произвольные действия (непроизвольно - т.е

Воля.

Все, что делает человек, может быть разделено по степени осознанности на непроизвольные и произвольные действия (непроизвольно - т.е. ситуативно, без волевых усилий, импульсивно; произвольно - это значит осознанно, с применением волевых усилий).

Воля - это процесс мобилизации усилий личности для преодоления трудностей, стоящих на пути к сознательно выбранной цели.

Признаки волевого поведения:

- сознательный выбор цели

- наличие трудностей

- мобилизация усилий

- направленность?

Структура волевого акта

На подготовительном этапе исходя из потребностей личности происходит осознание цели, определяется способ дей-ствий по преодолению трудностей, реализуется борьба мотивов и принимается конкретное решение.

На этапе выполнения прилагаются усилия для исполнения принятого решения, для превращения осознанной цели в конк-ретный результат деятельности.

На заключительном этапе осуществляется анализ получен-ных результатов деятельности, степень их соответствия плани-руемой цели.

Нельзя стать волевым человеком, сформировать у себя волевые качества без многократного повторения волевых поступков. Только опыт сознательного преодоления трудностей во имя значимых целей позволяет достичь желаемого результата. Быстро подняться на зарядку по звонку будильника. Умываться холодной водой. Своевременно закончить игру и сесть за приготовление уроков. Из такой цепочки формируются волевые качества школьника.

Волевые качества личности

- самообладание

- решительность

- мужество

- самостоятельность

- настойчивость

- смелость

Сильная воля позволяет молодому человеку достичь больших успехов в учебе и спорте, стать уважаемым человеком в кругу сверстников, педагогов и родителей, избежать многих соблазнов, избавиться от вредных привычек. Недаром писатель А.Бек считает, что на войне “ есть воля - есть человек. Нет воли - нет человека.” Это утверждение с успехом может быть применено и к обыденной жизни.

Вопросы для контрольной работы.

1. Каково предназначение внимания? Что могло грозить человеку в случае его исчезновения?

2. Чем отличаются такие свойства внимания как переключение и распределение?

3. Охарактеризуйте сущность и основные функции речи.

4. Как проявляется опыт речевого общения в личностных качествах человека?

5. Поясните выражение: “чувства бывают ложными, но никогда не бывают лживыми.”

6. Перечислите основные отличия настроения от аффекта.

7. Является ли повышенная внушаемость признаком безволия?

8. Назовите признаки, позволяющие отнести поступок к разряду волевых.

9. Можно ли назвать матерого бандита волевым человеком?

Психология личности.

В обыденной жизни часто используется термин ”личность” применительно к человеку, который выделяется из массы других людей особыми, чаще всего положительными качествами. Вспомните уважительное: “О! Харламов - это личность!”

Предполагается, что это понятие произошло от древнерусского слова “ личина” которым называлась маска, надеваемая актером - скоморохом.

В зависимости от жизненных ролей человека складывается конкретный тип личности. Так, еще в 318 г. до новой эры древ-негреческий ученый Теофаст написал трактат “Этические характеры” в котором было выделено более 30 личностных типов: болтун, льстец, хвастун, притворщик, скучный рассказчик и т.д. Позже предпринимались попытки установить связь личностного типа с физическим строением человеческого тела (рост, вес, физические недостатки и т.д.), с особенностями мимики, походки, жестов и даже с шишками на поверхности головы.

В современной психологии используются такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - это высшая ступень развития животного мира.

Индивид - это единичный представитель человеческого общества.

Индивидуальность - человек с неповторимым сочетанием психических особенностей.

Личность - конкретный человек (представитель конкретного класса, профессии, пола, возраста и т.д.)

- занимающийся конкретной деятельностью

- имеющий индивидуальные особенности.

Психологические проявления личности определяются в известной мере биологическимипредпосылками, т.е. полученными при рождении особенностями нервной системы, кровоснабжения, скелета и т.д.

Значительную роль играют социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности. Так, например, известен случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (один на Кубу, а второй - в Швецию) специфичные условия которых сформировали из одного экспан-сивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава.

Как уже было отмечено психический мир личности включает в себя психические свойства, процессы, образования и состояния. Психические процессы уже рассмотрены нами на предыдущих занятиях.

Не менее важное значение для понимания личности имеют психические свойства, включающие: направленность личности, её характер, темперамент и способности.

Всегда следует помнить, что свойства, образования, процессы и состояния психики существуют не изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи. Мы рассматриваем их раздельно друг от друга только в учебных целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: