Особенности формирования затрат в коммерческих и некоммерческих организациях

Коммерческие раходы

Обшехозяйственные расходы

10.Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

Производственная с/с = с 1 + по 11 пункты.

Полная с/с = с 1 + по 12 пункты.

Коммерческие расходы предприятия:

· расходы на тару и упаковку;

· расходы на транспортировку продукции;

· комиссионные сборы, отчисления;

· затраты на рекламу;

· прочие расходы по сбыту, хранению, подработке, подсортировке продукции.

Накладные расходы = общепроизводственные расходы + общехозяйственные расходы.

Состав общепроизводственных расходов:

1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

· амортизация оборудования и внутризаводского транспорта;

· расходные материалы;

· з/п рабочих, обслуживающих оборудование;

· отчисления на социальные нужды;

· расходы всех видов энергии, воды, пара;

· услуги вспомогательного производства;

· ремонт оборудования;

· техничесие осмотры;

· внутризаводское перемещение п/ф, материалов и т.д.

2. Цеховые расходы на управление:

· з/п аппарата управления цехов;

· отчисления на соцнужды;

· затраты на амортизацию зданий, сооружений;

· затраты на создание нормальных условий труда и ТБ;

· расходы на спецодежду;

· другие расходы, связанные с внутризаводским управлением.

Общехозяйственные расходы или расходы непроизводственного назначения, связанные с функциями руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия в целом. Это:

· административно-управленческие расходы;

· общехозяйственные расходы;

· налоги;

· обязательные платежи.

Калькуляция – определение суммы расходов на производство и реализацию единицы продукции или услуги.

Каждым медицинским учреждением встает ряд вопросов, связанных с эффективностью различных направлений деятельности:

· какой вид услуг приносит больше прибыли, а какие виды услуг убыточны?

· производство каких видов услуг необходимо расширять, а каких сокращать?

· каковы оптимальные цены на услуги?

· какие затраты наиболее значительны и т.д.

Классификация затрат МО:

Признак Виды затрат
По подразделениям, участвующим в оказании услуг - затраты основного лечебного (клинического) отделения; - затраты параклинических (лечебно-диагностических) служб; - затраты анестезиологической службы; - затраты операционного блока; - затраты вспомогательных подразделений; - затраты хозяйственной службы; - административно-управленческие затраты.
По затратам основных и вспомогательных подразделений К основным подразделениям относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг. К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно-диагностических подразделений (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.).
По участию в оказании услуг - основные затраты: заработная плата, медикаменты и др. - накладные затраты – канцелярские и хозяйственные расходы.
По порядку отнесения на услуги К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания: оплата труда основного персонала; начисления на оплату труда основного персонала; материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.); износ мягкого инвентаря по основным подразделениям; износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе. К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги: оплата труда общеучрежденческого персонала; начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала; хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.); затраты на командировки и служебные разъезды; износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях; амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг; прочие затраты.
По степени зависимости от объема оказываемых услуг - постоянные - переменные
Группировка затрат по калькуляционным статьям  
Классификация по экономическим элементам  
По факту оплаты - фактические расходы; - кассовые расходы.

Для того, чтобы дать ответы на поставленные вопросы необходимо четко определить затраты на каждое направление деятельности, на каждый вид услуг. Идеальным является вариант, когда бухгалтерский учет и управленческий учет тождественны. Однако, на практике существуют расхождения между этими видами учета, которые связаны:

· с неприспособленностью бухгалтерского учета (бюджетного) учета для решения управленческих задач;

· с расхождениями между нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и налоговое законодательство и др.;

· с тем, что современное медицинское учреждение имеет сложную структуру, оказывает большое количество различных видов услуг, затрачивает многочисленные ресурсы, получает финансирование из различных источников.

Для целей экономического анализа, бухгалтерского учета, налогообложения, ценообразования и др. возникает необходимость распределения (разнесения) затрат по различным объектам. Основные задачи в этой области:

1/ разнесение затрат по видам оказываемых услуг;

2/ разнесение затрат по источникам финансирования.

Для этого необходимо решить целый ряд задач промежуточного характера:

1/ распределить затраты по каждой статье на основные и накладные, на прямые и косвенные и т.д.;

2/ распределить затраты по каждому подразделению;

3/ выработать критерии разнесения (перераспределения) затрат;

4/ определить этапы выполнения работы.

Принципиально возможны два основных варианта распределения затрат:

· постатейное - каждая из статей распределяется по подразделениям, по видам услуг, по источникам финансирования;

· по подразделениям – сначала определяются полные затраты по подразделениям, а затем затраты подразделений, не оказывающих непосредственно конечные медицинские услуги, распределяются между основными подразделениями, оказывающими услуги (так называемыми доходными центрами). Этот метод называют также агрегированным. В данном случае находится общая сумма всех накладных расходов, которая распределяется между доходными центрами (клиническими и лечебно-диагностическими подразделениями, непосредственно предоставляющими услуги внешним потребителям). Затем затраты этих подразделений распределяются по отдельным услугам.

Какой метод выбрать?

1. Как правило, наиболее рациональным является способ, при котором сначала затраты по каждой из статей распределяются по подразделениям, а затем суммарные затраты каждого вспомогательного подразделения распределяются между основными клиническими подразделениями.

2. На практике приходится иногда использовать более сложные схемы, которые сочетают не только различные принципы распределения различных статей затрат, но зачастую одних и тех же статей затрат. Например, коммунальные услуги между основными подразделениями (поликлиникой, стационаром, лечебно-диагностическим службами) при отсутствии счетчиков могут распределяться пропорционально:

· площадям;

· по числу коек (внутри стационара по отделениям);

· по числу врачебных должностей, объему работы (внутри поликлиники) и т.д.

3. Возможен вариант, когда часть статей распределяется между каждым из подразделений (прямые затраты), а затем происходит перераспределение затрат (отнесение затрат вспомогательных подразделений на основные клинические отделения), а остальные (косвенные расходы) распределяются только между основными клиническими подразделениями (отделениями).

Сущность процесса распределения затрат заключается в том, что все расходы должны быть приписаны определенному структурному подразделению, деятельность которого сопряжена с затратами (так называемый центр затрат). Часто эти подразделения (центры) именуются центрами ответственности или затратными центрами. Поскольку в ЛПУ средства расходуются во всех отделениях, каждое из них считается центром затрат.

Центры затрат принято разделять на две основные группы:

1/ доходные центры (подразделения ), которые реализуют услуги сторонним организациям и лицам («зарабатывающие подразделения»); данные отделения входят в перечень служб, финансируемых по определенному критерию объема выполняемых работ (число пролеченных, среднедушевой норматив и т.д.) и должны получать средства (доход) как на себя, так и на остальные отделения учреждения.

Примечание: речь идет о бюджетном финансировании, то не имеет значения оплачены: услуги или нет.

К числу доходных центров обычно относятся:

· клинические отделения стационара, имеющие койки;

· услуги врачей амбулаторного приема.

2/ вспомогательные центры (подразделения), к которым относятся такие подразделения (центры затрат), которые поддерживают проведение лечебной работы в учреждении: администрация, приемное отделение, пищеблок, планово-экономический отдел, хозяйственная служба и др.

Некоторые подразделения медицинского учреждения, в частности лечебно-диагностические (параклинические) подразделения: рентгенологическое отделение, лаборатория и др., в зависимости от порядка выставления счетов в системе ОМС или при оказании платных услуг, могут быть как доходными центрами (если отдельно оплачиваются их услуги), так и вспомогательными (если стоимость их услуг усреднено вошло в стоимость койко-дня, законченного случая стационарного или амбулаторного лечения).

Одно из основных требований, которым должно отвечать доходное отделение, - это:

· возможность довольно точно определять объем услуг, предоставленным пациентам;

· если вспомогательное подразделение (например, прачечная) оказывает услуги по стирке другим медучреждениям; затраты в данном случае разносятся не все, а за вычетом затрат, связанных с оказанием услуг сторонним организациям.

Методы распределения затрат должны быть:

· отражены в учетной политике;

· соответствовать требованиям нормативных актов.

Задача 8. Исходная информация по деятельности терапевтического отделения стационара:

· норматив занятости койки – 320 дней;

· норматив длительности госпитализации – 15,5 дня;

· фактическая занятость коечного фонда (количество дней в году) – 317 дней;

· фактическая средняя длительность эксплуатации – 17 дней;

· целевая занятость коечного фонда при госпитализации стационарных больных (количество дней в году; определяется экспертным путем) – 242 дня.

Определить: коэффициент рационального использования коечного фонда терапевтического отделения стационара; показатель целевого использования коечного фонда; коэффициент эффективности использования коечного фонда, величину упущенной выгоды при условии, что затраты на содержание отделения составляют 6 млн. руб. в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: