По форме построения

3.

1.

Первичное наблюдение и учетная регистрация.

Лекция 10.

Пример 2.

Пример 1.

Отпущены материалы для производства. Ошибочно отражено Д 91 К 20 2000.

Д 91 К 20 2000
1) сторнируем ошибочную запись, 2) пишем правильную проводку Д 23 К 20 2000

Д 26 К 23 200
Отражена себестоимость произведенной за месяц продукции 2200. Фактически по итогам месяца себестоимость определена в сумме 2000. Было Д 26 К 23 2200, чтобы уменьшить себестоимость

3. дополнительных проводок - если проводка отражена на сумму, меньшую, чем она должна быть, на разницу составляется дополнительная проводка.

Пример 3. Отражена себестоимость произведенной за месяц продукции 1800. Фактически по итогам месяца себестоимость определена в сумме 2000. Было Д 26 К 23 1800, чтобы увеличить себестоимость Д 26 К 23 200.

1. Понятие первичного документа (ПД), его структура.

2. Классификация документов

3. Определение, назначение и классификация регистров

4. Техника учетной регистрации

5. Определение оценки, виды оценок

6. Калькуляция: определение, этапы, виды

Первичный документ – это письменно зафиксированное свидетельство осуществления ХО, придающее юридическую силу учетным данным. Следовательно, документация – способ сплошного отражения ХО с помощью ПД. ПД составляются непосредственно в момент осуществления ХО, или (если это невозможно) сразу после ее завершения.

Учетные данные о ХО, содержащиеся в документе, представляют сложную структуру. Минимальной неделимой структурной единицей является реквизит. Реквизит – это показатель ПД, характеризующий определенную сторону ХО (ее название, место осуществления, срок и т.д.).

Каждый документ должен содержать обязательные реквизиты, без которых (или хотя бы одного из них) он считается недействительным, т.е. не имеет юридической силы. Согласно ЗУ «О БУ и ФО в Укр» к обязательным реквизитам относятся:

1. наименование документа (напр., Накладная, ПКО)

2. дата составления (дата осуществления операции)

3. место составления (наименование предприятия, а в отдельных случаях – его адрес)

4. стороны, участвующие в ХО (в РКО: кому выдали д/с)

5. содержание ХО (в РКО – выдача наличности)

6. количественная характеристика ХО (номенклатура, количество, цена, сумма)

7. подписи лиц, составивших документ

Кроме общеобязательных реквизитов для отдельных видов ПД предусмотрены специальные реквизиты, которые также являются обязательными. Например, в РКО обязательно наличие четырех подписей: директора, главного бухгалтера, кассира и лица, получившего наличность по документу.

Реквизит подразделяют на две части:

1. реквизит-признак - характеризует качественную сторону ХО. Напр., в приходном ордере – это наименование поступивших материалов.

2. реквизит – основание – определяет количественную сторону ХО (в ПО – кол-во поступивших материалов, их стоимость).

В зависимости от расположения реквизитов в ПД различают следующие формы:

1. анкетная – в одной стороне (левой) – реквизиты признаки, в другой – реквизиты основания

2. зональная – носитель информации подразделяется на горизонтальные и вертикальные зоны

3. табличная – реквизиты расположены в виде таблицы

4. комбинированная – сочетает все формы.

ПД могут оформляться на различных носителях информации: бумажных, электронных.

Требования к ПД на бумажных носителях:

1. записи д.б. четкими

2. не допускаются помарки и подчистки

3. не допускаются исправления в кассовых и банковских документах

4. исправления заверяются теми лицами, которые составляют ПД.

Документооборот – движение документов с момента их составления до сдачи в архив.

Этапы д/о:

1. составление и оформление ПД

2. принятие ПД бухгалтерией: проверка по форме (все рекизиты), по существу (соответствует ли ХО документу), таксировка (правильны ли подсчеты сумм и итогов),

3. обработка ПД (группировка по признакам, определение корреспондирующих счетов, занесение сведений из ПД в регистры)

4. передача в архив для хранения.

Д/о по предприятию утверждается руководителем в виде графика с указанием сроков и ответсвенныхлиц за выполнение каждого этапа д/о.

2.

Классификацию ПД см. на рис.4:

1) По назначению:

1. распорядительные – ПД, в которых содержится распоряжение на выполнение ХО. (п/п о перечислении д/с)

2. исполнительные – ими удостоверяется факт осуществления ХО. (РКО подтверждает фак выдачи наличности)

3. док-ты бухгалтерского оформления – сост-ся на основании исполнительных и распорядительных ПД. (справки)

4. комбинированные – сочетают фунции нескольких видов

2) По характеру документируемых операций:

1. денежные – оформляют ХО, связанные с д/с (ПКО, РКО)

2. материальные – оформляют движение МЦ (ПО, ЛЗК)

3. расчетные – оформляют расчеты м/д предприятиями, физ.лицами (п/п, счет…)

3) По объему:

1. единичные – составляются для отражения одной ХО (РКО)

2. сводные – составляются на основании нескольких единичных ПД. (а/о 6на основе ж/д билетов, счетов гостиниц, чеков…)

4) По способу использования:

1. разовые – сост-ся на каждую ХО (РКО)

2. накопительные – сост-ся на ряд однородных ХО (ЛЗК)

5) По месту составления:

1. внутренние – сост-ся на том, предприятии, где осуществлена ХО (РКО)

2. внешние – поступают от других предприятий (накладная, счет)

6) По количеству отражаемых объектов:

1. однопозиционные – отражают один объект учета (РКО – д/с)

2. многопозиционные – отражают несколько объектов (в ЛЗК – выдача разных материалов: основных, строй)

Процесс ведения БУ можно разделить на 3 этапа: первичный учет (составление ПД), текущий учет (заполнение регистров) и итоговый учет (составление отчетности).

Учетный регистр – способ текущего учета первичных данных на основе ПД для группировки, обработки и накопления информации о ХО.

Рры ведутся на бумажных носителях в виде ведомостей и журналов, в электроном виде – в форме машинограммы.

Классификация Рров (рис. 15):

1) По содержанию:

1. Рры СУ – учет ведется в обобщенном виде по СС

2. Рры АУ – учет ведется по АС

3. комбинированные – сочетают данные СУ и АУ

2) По характеру записей:

1. хронологические – записи осуществляются в хронологической последовательности

2. систематические – отражаются однородные по экономическому содержанию ХО

3. комбинированные – записи систематизируются и ведутся в хронологическом порядке

3) по виду используемых измерителей:

1. конокоррентные – учет ХО ведется в денежном выражении

2. Рры количественно-суммового учета - ведутся в количественном и денежном выражении (Мат.отчет)

3. количественного учета – ведутся только в количественном выражении (КСУ)

1. односторонние – графы для дебетовых и кредитовых записей расположены с одной стороны (обычно – с правой)

2. двухсторонние - состоят из двух одинаковых частей для записей по Дту и Кту счета

3. многографные – по Дту или Кту счета при помощи целого ряда граф производится детализация записей

4. шахматной формы – в виде шахматной ведомости, пересечение граф и строк обозначает запись по Дту одного счета и Кта другого.

5) по целевой направленности:

1. моноцелевые – использ-ся для решения определенной учетной задачи (Кассовая книга – учет наличных д/с)

2. многоцелевые - использ-ся для решения ряда учетных задач, контроля, анализа…

6) по форме представления:

1. регламентированные – утверждены Минфином или др. уполномоченным органом

2. нерегламентированные – могут вестись в произвольной форме

7) по способу создания:

1. ручные – создаются вручную на бумажных носителях информации

2. электронные – создаются в учетных программах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: