3.
1.
Первичное наблюдение и учетная регистрация.
Лекция 10.
Пример 2.
Пример 1.
Отпущены материалы для производства. Ошибочно отражено Д 91 К 20 2000.
|
|
3. дополнительных проводок - если проводка отражена на сумму, меньшую, чем она должна быть, на разницу составляется дополнительная проводка.
Пример 3. Отражена себестоимость произведенной за месяц продукции 1800. Фактически по итогам месяца себестоимость определена в сумме 2000. Было Д 26 К 23 1800, чтобы увеличить себестоимость Д 26 К 23 200.
1. Понятие первичного документа (ПД), его структура.
2. Классификация документов
3. Определение, назначение и классификация регистров
4. Техника учетной регистрации
5. Определение оценки, виды оценок
6. Калькуляция: определение, этапы, виды
Первичный документ – это письменно зафиксированное свидетельство осуществления ХО, придающее юридическую силу учетным данным. Следовательно, документация – способ сплошного отражения ХО с помощью ПД. ПД составляются непосредственно в момент осуществления ХО, или (если это невозможно) сразу после ее завершения.
Учетные данные о ХО, содержащиеся в документе, представляют сложную структуру. Минимальной неделимой структурной единицей является реквизит. Реквизит – это показатель ПД, характеризующий определенную сторону ХО (ее название, место осуществления, срок и т.д.).
Каждый документ должен содержать обязательные реквизиты, без которых (или хотя бы одного из них) он считается недействительным, т.е. не имеет юридической силы. Согласно ЗУ «О БУ и ФО в Укр» к обязательным реквизитам относятся:
1. наименование документа (напр., Накладная, ПКО)
2. дата составления (дата осуществления операции)
3. место составления (наименование предприятия, а в отдельных случаях – его адрес)
4. стороны, участвующие в ХО (в РКО: кому выдали д/с)
5. содержание ХО (в РКО – выдача наличности)
6. количественная характеристика ХО (номенклатура, количество, цена, сумма)
7. подписи лиц, составивших документ
Кроме общеобязательных реквизитов для отдельных видов ПД предусмотрены специальные реквизиты, которые также являются обязательными. Например, в РКО обязательно наличие четырех подписей: директора, главного бухгалтера, кассира и лица, получившего наличность по документу.
Реквизит подразделяют на две части:
1. реквизит-признак - характеризует качественную сторону ХО. Напр., в приходном ордере – это наименование поступивших материалов.
2. реквизит – основание – определяет количественную сторону ХО (в ПО – кол-во поступивших материалов, их стоимость).
В зависимости от расположения реквизитов в ПД различают следующие формы:
1. анкетная – в одной стороне (левой) – реквизиты признаки, в другой – реквизиты основания
2. зональная – носитель информации подразделяется на горизонтальные и вертикальные зоны
3. табличная – реквизиты расположены в виде таблицы
4. комбинированная – сочетает все формы.
ПД могут оформляться на различных носителях информации: бумажных, электронных.
Требования к ПД на бумажных носителях:
1. записи д.б. четкими
2. не допускаются помарки и подчистки
3. не допускаются исправления в кассовых и банковских документах
4. исправления заверяются теми лицами, которые составляют ПД.
Документооборот – движение документов с момента их составления до сдачи в архив.
Этапы д/о:
1. составление и оформление ПД
2. принятие ПД бухгалтерией: проверка по форме (все рекизиты), по существу (соответствует ли ХО документу), таксировка (правильны ли подсчеты сумм и итогов),
3. обработка ПД (группировка по признакам, определение корреспондирующих счетов, занесение сведений из ПД в регистры)
4. передача в архив для хранения.
Д/о по предприятию утверждается руководителем в виде графика с указанием сроков и ответсвенныхлиц за выполнение каждого этапа д/о.
2.
Классификацию ПД см. на рис.4:
1) По назначению:
1. распорядительные – ПД, в которых содержится распоряжение на выполнение ХО. (п/п о перечислении д/с)
2. исполнительные – ими удостоверяется факт осуществления ХО. (РКО подтверждает фак выдачи наличности)
3. док-ты бухгалтерского оформления – сост-ся на основании исполнительных и распорядительных ПД. (справки)
4. комбинированные – сочетают фунции нескольких видов
2) По характеру документируемых операций:
1. денежные – оформляют ХО, связанные с д/с (ПКО, РКО)
2. материальные – оформляют движение МЦ (ПО, ЛЗК)
3. расчетные – оформляют расчеты м/д предприятиями, физ.лицами (п/п, счет…)
3) По объему:
1. единичные – составляются для отражения одной ХО (РКО)
2. сводные – составляются на основании нескольких единичных ПД. (а/о 6на основе ж/д билетов, счетов гостиниц, чеков…)
4) По способу использования:
1. разовые – сост-ся на каждую ХО (РКО)
2. накопительные – сост-ся на ряд однородных ХО (ЛЗК)
5) По месту составления:
1. внутренние – сост-ся на том, предприятии, где осуществлена ХО (РКО)
2. внешние – поступают от других предприятий (накладная, счет)
6) По количеству отражаемых объектов:
1. однопозиционные – отражают один объект учета (РКО – д/с)
2. многопозиционные – отражают несколько объектов (в ЛЗК – выдача разных материалов: основных, строй)
Процесс ведения БУ можно разделить на 3 этапа: первичный учет (составление ПД), текущий учет (заполнение регистров) и итоговый учет (составление отчетности).
Учетный регистр – способ текущего учета первичных данных на основе ПД для группировки, обработки и накопления информации о ХО.
Рры ведутся на бумажных носителях в виде ведомостей и журналов, в электроном виде – в форме машинограммы.
Классификация Рров (рис. 15):
1) По содержанию:
1. Рры СУ – учет ведется в обобщенном виде по СС
2. Рры АУ – учет ведется по АС
3. комбинированные – сочетают данные СУ и АУ
2) По характеру записей:
1. хронологические – записи осуществляются в хронологической последовательности
2. систематические – отражаются однородные по экономическому содержанию ХО
3. комбинированные – записи систематизируются и ведутся в хронологическом порядке
3) по виду используемых измерителей:
1. конокоррентные – учет ХО ведется в денежном выражении
2. Рры количественно-суммового учета - ведутся в количественном и денежном выражении (Мат.отчет)
3. количественного учета – ведутся только в количественном выражении (КСУ)
1. односторонние – графы для дебетовых и кредитовых записей расположены с одной стороны (обычно – с правой)
2. двухсторонние - состоят из двух одинаковых частей для записей по Дту и Кту счета
3. многографные – по Дту или Кту счета при помощи целого ряда граф производится детализация записей
4. шахматной формы – в виде шахматной ведомости, пересечение граф и строк обозначает запись по Дту одного счета и Кта другого.
5) по целевой направленности:
1. моноцелевые – использ-ся для решения определенной учетной задачи (Кассовая книга – учет наличных д/с)
2. многоцелевые - использ-ся для решения ряда учетных задач, контроля, анализа…
6) по форме представления:
1. регламентированные – утверждены Минфином или др. уполномоченным органом
2. нерегламентированные – могут вестись в произвольной форме
7) по способу создания:
1. ручные – создаются вручную на бумажных носителях информации
2. электронные – создаются в учетных программах