Возникновение и эволюция социологии

Социология в своём становлении выглядит как горный массив. Он слоится такими пластами как протосоциология; классическая и современная социологии.

К современной социологии относят послевоенные годы ХХ столетия и наши дни. Этот период характерен не только синтезом и новыми интерпретациями классических идей и теорий, но и новым творчеством, множеством школ, концепций и доктрин. В частности, символический интеракционизм, функционализм и др. Данный процесс далёк от завершения. Наоборот, по мере созревания человеческой цивилизации социология разнообразит знания своего объекта и предмета изучения.

Самой высокой вершиной этого творчества стала логическая социология А.А. Зиновьева. По сути дела создана новая социология, которая не априори, а реально отражает и выражает существующий и возникающий социальный мир.

Классический этап вбирает в себя рождение и становление собственно социологии, и её многочисленных школ. Кроме и далее этого, сформировались многочисленные концепции, как самой социальной реальности, так и науки, которая её изучает. На такую работу ушло примерно сто лет: от 30-40-х гг. Х1Х в. до 30-40-х гг. ХХ в.

Венчает этот период немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он считается основоположникомтеории социального действия и понимающей социологии. Широкую известность приобрели его исследования религии, в особенности роли протестантизма в становлении западноевропейского капитализма, а также его анализ экономической рациональности.

С точки зрения Вебера, социология, как и другие социогуманитарные науки, не должна абстрагироваться от самого главного и существенного в социальной жизни - от человека как сознательного существа. Поэтому исходный пункт социологического исследования - индивид и его поведение. Это элементарная «клеточка» социологии, её неразложимый «атом».

М. Вебер в качестве основы социологических исследований избирает социальное действие индивидов, т.е. действие, в которое человек вкладывает смысл и которое ориентировано на других людей. Поскольку с социальным действием индивиды связывают субъективный смысл, то и задача социологии - понять этот смысл. Наиболее понятным может быть целерациональное действие, т.е. действие, которое, по мнению индивида, строго ориентировано на ясно сознаваемые цели, средства достижения которых, по мнению индивида, адекватны целям.

Считая социальное действие исходным пунктом социологического исследования, М. Вебер предлагал рассматривать социальные институты, коллективности по модели такого действия. Они должны изучаться социологией в той форме, в какой становятся значимыми для отдельных индивидов.

В качестве важного методологического инструмента М. Вебер активно использовал понятие «идеальный тип». Оно представляет собой логическую конструкцию социальных действий, происходящих в идеальных условиях, независимо от локального времени и места. Этот инструмент, с точки зрения М. Вебера, позволяет устанавливать общие правила протекания социальных событий. Запомним это и пойдём вглубь далее.

Ф ранцузский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) предложил своё видение социальных явлений. В его теоретических концепциях прослеживаются две главные тенденции.

Первая из них натурализм – исходит из понимания общества по аналогии с природой, с естественными её законами. Вторая – социологизм. Согласно ему социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности. Отсюда социальное надо объяснять социальным, исходя из социального.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов – морфологических (демографические, технологические и экологические факты), и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. В них-то и раскрывается специфика общества. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества.

Эти представления об обществе проявились и в его теории социальной солидарности. В основе её лежит разделение труда. Для Дюркгейма, социальная солидарность - определённая целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества. Выделяются два типа солидарности: механическая и органическая.

Механическая солидарность характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Особенность механической солидарности – растворение индивида в коллективном сознании, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств ипутей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливают интенсификацию социальной жизни. Все это вместе взятое ведёт к усилению разделения труда. Последнее подтачивает целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, и само становится, в конечном счёте, основой новой солидарности – органической. А жизненным свойством последней выступает самоорганизация.

Таким образом, важнейшим фактором общественного развития является профессиональная дифференциация, из-за которой все социальные группы становятся все более и более необходимы друг другу. Эту все усиливающуюся связь Дюркгейм назвал " органической солидарностью " в отличие от первобытной "механической солидарности", основанной на подчинении однотипных индивидов универсальным, как воинский устав, коллективным мнениям и чувствам.

Различные формы социальной солидарности оказывают воздействие даже на такое очевидно индивидуальное решение как решение совершить самоубийство. Главную причину роста самоубийств Дюркгейм усмотрел в упадке сплочённости, в освобождении личности из-под власти норм, направляющих её действия и обуздывающих её притязания. Свобода без солидарности оказалась лакомым, но очень опасным блюдом. Утрачивая интерес к обществу, сколько-нибудь одухотворённый человек часто теряет и смысл жизни, ибо все наши дарования так или иначе общество развивает в нас для того, чтобы мы ему служили. И когда они остаются без цели...

Основываясь на изучение статистики самоубийств в различных общества и различных группах в рамках этих обществ, Дюркгейм выявил четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое. "Самоубийство" открыло нам: наш эгоизм желает, чтобы всё служило ему, но смыслом нашу жизнь наполняет лишь то, чему служим мы. До сих пор трактат остаётся непревзойдённым по богатству фактического материала и глубине выводов. И, увы, сохраняет острейшую актуальность... Для Украины это до 15 тыс. самоубийств. Ежегодно.

Для более ранних исследований английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903) круг изучаемых вопросов и подходы к ним были несколько иные, а именно:

1. Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов. Именно сравнительный метод является у Спенсера исходной базой его социологической концепции.

2. Трактовка общества как организма, под которые он пытался подвести определённые логические основания, провести аналогии (сходства) между биологическими и социальными организмами.

3. Идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно ей процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Для того чтобы эволюция приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

Основной отличительной чертой социологии Спенсера была попытка совместить утилитарный индивидуализм с органической моделью эволюции социальных систем. Находясь под влиянием биологических теорий естественного отбора, Спенсер использовал две различные версии социальной эволюции. Во - первых, он утверждал, что социальные системы подобно организмам приспосабливаются к окружающей среде в процессе внутренней дифференциации и интеграции. Во-вторых, он считал, что эволюционный прогресс общества заключается в движении от простой однородности в «военном» обществе к сложной однородности в обществе индустриальном.

Производной социологии Спенсера выступает его политическая доктрина. Она заключается в том, что социальное планирование, социальное обеспечение и государственное вмешательство препятствуют естественному процессу социальной эволюции и прогрессу, гарантирующими личную свободу в индустриальном обществе. Спенсеровская социология часто связывается с принципом «выживания наиболее приспособленных» и социальным дарвинизмом. Однако сам Спенсер полагал, что конкурентная борьба доминировала лишь в ранних военных обществах.

Развитое индустриальное общество основывается скорее на сотрудничестве, силе убеждения и альтруизме, а не на агрессии и конфликте. Г. Спенсер оказал большое влияние на последующее развитие социологических теорий. В частности, на теорию Дюркгейма (на его идею «механической» и «органической» солидарности) и на возникновение функционализма.

Наконец, рождение и оформление позитивной социологии к середине Х1Х в. связывается с именем Огюста Конта (1798-1857). Он определил социологию как науку о «порядке и прогрессе общества». Тем самым было установлено обычное теперь деление социологии на социальную динамику и социальную статику. Первая призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как вторая должна сосредоточиваться на структуре общества и взаимодействии его составляющих. Например, роль разделения труда, социальных институтов, таких как семья, собственность, государство в организации социальной системы.

Конт полагал, что социология является особенной (позитивной) наукой и должна строиться по образцу и подобию естественных наук. Её цель – создать доказательную и общезначимую социальную теорию, свободную от умозрительных метафизических объяснений. В её основании лежат три ведущих принципа: 1) принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в первую очередь данные непосредственного опыта; 2) принцип позитивизма, требующий, чтобы факты, интересующие социолога, не искажались домыслами; 3) принцип физикализма, ориентирующий социологию на физику как методологический образец, достойный подражания.

Конт сформулировал «закон трёх стадий», согласно которому вся история мировой цивилизации предстаёт как динамика трёхступенчатого прогрессивного восхождения.

Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с представлениями о божественном происхождении правителей, с различными формами веры в сверхъестественное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом.

Вторая, метафизическая эпоха, начавшаяся вместе с Возрождением, породила философские теории, объясняющие сущее при помощи различных абстрактных принципов, расшатывающие веру в божественную природу верховной власти, плодящие разрушительные воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка.

Третья, позитивная ступень берёт своё начало в середине Х1Хв. В этот период ведущими методами познания становятся наблюдение и эксперимент. Теории утрачивают былую абстрактность и приближаются к нуждам практики. Интенсивно развивается промышленность. Она оказывает всё большее влияние на социальную жизнь.

С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, свободных от влияний религии и метафизики, Конт связывал надежды на установление надёжных, устойчивых форм правопорядка.

Таким образом, поле классической социологии очерчено, вспахано и засеяно целым рядом концептуальных воззрений. Это с одной стороны.

С другой стороны,классическая социология была бы невозможна без довольно длительного подготовительного этапа. Он охватывает период от первых представлений человека о своём социальном мире до 30-40 г. Х1Х в. Его особенность - становление социального мышления и социальных знаний. В этот период были созданы определённые теоретические и эмпирические основы. Они дали возможность формироваться социологическому мышлению и социологическим знаниям. В эту фазу включаются Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Блаженный, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Боден, Г. Гроций, Н. Макиавелли, Т. Гоббс. Дж. Вико, М.Ф. А. Вольтер. Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, К. Сен-Симон, Ф.М. Ш. Фурье и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: