Способы определения и предупреждения

Наиболее характерные неисправности масляной системы следующие:

— падение давления масла;

— выброс масла через дренажную трубку масляного бака;

— перегрев масла в полете;

— повышенный расход масла.

1. Падение давления масла ниже установленной величины возможно в следующих случаях.

1) Низкая температура масла в масляном баке. При этом резко возрастает его вязкость и

сопротивление движению по трубопроводу из маслобака к насосу. В результате производительность насоса уменьшается и он не обеспечивает поступления масла в двигатель в достаточном количестве.

Обычно это бывает сразу после запуска двигателя, если масло в системе холодное и неразжиженное.

2) Неисправность масляного манометра. Она определяется по изменению числа оборотов двигателя при перемещении рычага управления винтом. Если при перемещении рычага в любую сторону изменяется число оборотов, то это указывает на отказ в работе масляного манометра.

3) Заедание золотника редукционного клапана маслонасоса в открытом положении. При этом давление масла резко падает до нуля. Масло полностью перетекает через редукционный клапан на вход в насос и в двигатель не поступает. Температура масла за счет нагрева его в насосе медленно повышается и не реагирует на открытие заслонок маслорадиатора, так как циркуляция масла во внешней масляной системе практически прекращается.

Причиной заедания золотника является попадание посторонних частиц в зазор между ним и его направляющей.

Для устранения неисправности необходимо вывернуть клапан из насоса, вынуть золотник, промыть клапан и установить его на место.

4) Засорение фильтра в результате заправки в бак грязного масла. Фильтр засоряется постепенно. Так же постепенно падает и давление масла. Когда перепад давлений масла перед фильтром и за ним достигает 2,5—3 кгс/см2, открывается перепускной клапан фильтра, и в двигатель начинает поступать неочищенное масло с установившимся давлением на 2,5—3,0 кгс/см2 ниже нормального.

5) Подсос воздуха через неплотности соединений трубопровода между масляным баком и насосом.

При наличии подсоса воздуха на входе в насос не создается необходимого разрежения и насос или совершенно не забирает масло из бака, или подсасывает его в недостаточном количестве. Место подсоса воздуха легко определить по подтекам масла в соединениях на линии маслобак — маслонасос, возникающим при неработающем двигателе.

После устранения неисправности необходимо удалить воздух, скопившийся на входе в нагнетающую ступень насоса. Для этого надо снять с насоса приемник масляного термометра и после того, как масло потечет из гнезда приемника, установить его вновь.

Для предупреждения подсоса воздуха следует регулярно осматривать резьбовые соединения штуцеров с насосом и масляным баком, дюритовые соединения сливного крана со штуцером насоса и подводящего трубопровода со штуцером масляного бака.

6) Перегрев масла. При перегреве масла вязкость его резко уменьшается, вследствие чего уменьшается сопротивление протеканию масла через каналы и зазоры двигателя. Соответственно прокачка масла через двигатель увеличивается, а давление масла снижается. Падение давления масла в результате его перегрева происходит постепенно.

Для устранения неисправности необходимо понизить режим работы двигателя и охладить масло до 60—75° С. Возможные причины перегрева масла в полете изложены ниже.

7) Попадание бензина в масло через кран разжижения в полете. При этом давление масла постепенно падает вследствие уменьшения его вязкости. Температура масла при этом несколько повышается. Рост температуры происходит из-за того, что в системе начинает циркулировать маловязкое масло, которое заполняет циркуляционный колодец маслобака. Следовательно, снижается поступление в систему холодного масла из других объемов маслобака.

Неисправность может сопровождаться выбросом масла в атмосферу через систему суфлирования картера и дренажную трубку маслобака вследствие переполнения картера маслом. Последнее происходит потому, что откачивающая ступень насоса не в состоянии откачать из картера все масло, так как его объем из-за насыщения парами бензина резко увеличивается, а вязкость уменьшается.

Неисправность устраняется заменой крана разжижения.

Для предупреждения неисправности необходимо систематически проверять кран разжижения на герметичность.

8) Неисправность редукционного клапана. Падение давления масла может произойти вследствие потери упругости пружины редукционного клапана, ее поломки или нарушения регулировки клапана (самоотвинчивание втулки регулировочного винта). В этом случае необходимо устранить неисправность клапана и отрегулировать величину давления (см. ниже).

9) Неправильная регулировка редукционного клапана. Если редукционный клапан отрегулирован на требуемое давление при низкой температуре масла (ниже +50° С), то при нагреве масла до рабочей температуры его давление снижается на всех режимах вследствие уменьшения вязкости.

Чтобы избежать этой неисправности, необходимо проверять регулировку редукционного клапана на прогретом двигателе при температуре масла 60—75° С.

10) Износ подшипников скольжения и маслоуплотнительных колец двигателя приводит к уменьшению противодавления на выходе из нагнетающей ступени, вследствие чего прокачка масла через двигатель увеличивается, а давление снижается. При этом оно падает постепенно, по мере износа подшипников или маслоуплотнительных колец. Нормальное давление масла при износе подшипников может быть восстановлено только повторным регулированием редукционного клапана. При чрезмерном износе подшипников

скольжения через увеличенные зазоры между их деталями в картер двигателя поступает большое количество масла. Это может сопровождается выбросом масла из картера в атмосферу (см. ниже). В таком случае двигатель подлежит замене.

11) Нарушение герметичности внешних соединений нагнетающей масломагистрали двигателя.

Давление масла снижается или падает до нуля, если нарушено какое-либо соединение нагнетающей магистрали двигателя. Особенно опасными в этом отношении являются внешние соединения. Нарушение герметичности или разрушение этих соединений в полете приводит к выбросу всего масла из системы в атмосферу.

Неплотности внешних соединений являются следствием неправильного их монтажа, определяются по местам выбивания масла и устраняются восстановлением их герметичности.

2. Выброс масла через дренажную трубу масляного бака.

Причины выброса масла через дренажную трубу масляного бака могут быть следующие:

— наличие воды в масле;

— переполнение картера маслом;

— переполнение маслом масляного бака.

1) Наличие воды в масле, что приводит к выбросу из картера масла, как только его температура достигает точки кипения воды. При этом вода, вытекающая в картер вместе с маслом из зазоров двигателя, мгновенно испаряется, резко повышая давление в картере. Пары воды, выходя через систему суфлирования в масляный бак, по пути насыщаются маслом и увлекают его за собой. Температура кипения воды снижается с увеличением высоты. Если на уровне моря она равна 100° С, то на высоте 3000 м снижается до 89,9° С, а на высоте 5000 м—до 83,2° С. Такие температуры имеет и масло в картере в то время, когда на входе в двигатель они равны 55—70° С. Следовательно, масло, в котором имеется вода, может быть выброшено из картера при нормальных рабочих температурах масла, и выброс

его трудно прекратить снижением режима работы двигателя.

Наличие воды в масле, как правило, приводит к выбросу масла на режиме набора высоты после взлета и влечет за собой вынужденную посадку самолета. Устраняется неисправность путем замены недоброкачественного масла во всей масляной системе.

Необходимо учитывать, что попадание воды в масло и выброс его могут происходить в результате конденсации паров воды, проникающих из цилиндров в картер и через систему суфлирования — в масляный бак. Для удаления воды попавшей в масло этим путем необходимо периодически сливать 1—1,5 л масла с нижней точки масляной системы (через сливное отверстие в маслорадиаторе).

2) Переполнение картера маслом. При переполнении маслом картера увеличивается барботаж, масло интенсивно смешивается с воздухом и газами, прорывающимися в картер через поршневые кольца, образуя

масляно-воздушную эмульсию. Эмульсия заполняет внутренние полости картера и систему суфлирования, затрудняя выход газов в атмосферу. В результате давление газа в картере повышается. Под действием повышенного давления в картере масляно-воздушная эмульсия выбрасывается через систему суфлирования, что сопровождается повышением температуры и падением давления масла. Перегрев масла происходит вследствие длительного пребывания его в картере. Давление снижается в результате того, что масло поступает к насосу из бака вспененным и имеет пониженную вязкость, что

приводит к снижению производительности нагнетающей ступени насоса.

Причинами переполнения картера маслом могут быть:

а) недостаточная откачка масла из маслоотстойника вследствие засорения его фильтра или подсоса воздуха на входе в откачивающую ступень насоса. Выброс масла в этом случае обычно сопровождается постепенным незначительным повышением его температуры.

Снижение режима работы двигателя в полете не устраняет выброса масла, так как с уменьшением оборотов резко уменьшается и производительность откачивающей ступени насоса, в то время как подача масла в двигатель нагнетающей ступенью практически остается постоянной во всем диапазоне рабочих чисел оборотов.

Для предупреждения неисправности необходимо систематически снимать и промывать фильтр маслоотстойника и проверять все соединения откачивающей магистрали между отстойником и насосом. Снимая фильтр отстойника, надо обращать внимание на количество масла, сливающегося из картера. Его должно быть не более 3,5 л.

Чтобы полностью слить масло из картера, необходимо медленно провернуть коленчатый вал за винт на два оборота. При этом все масло, скопившееся под поршнями в нижних цилиндрах, стечет в отстойник.

Подсос воздуха в откачивающую магистраль между маслоотстойником и насосом может быть даже при появлении самых незначительных неплотностей прокладок под фильтром отстойника, под задним фланцем отстойника, между половинами корпуса нагнетателя в местах прохода канала откачивающей магистрали, под опорным фланцем насоса.

Неисправность определяется по подтекам масла в местах неплотностей. При подтекании масла из-под фланца маслоотстойника или насоса необходимо заменить прокладки или подтянуть гайки. Подтекание масла из-под фильтра отстойника устраняется заменой прокладки. Заменяя прокладки под фланцами маслоотстойника и маслонасоса, необходимо тщательно осмотреть поверхности фланцев: нет ли на них рисок, забоин, заусениц или наклепа. Поврежденные места надо очистить бархатным надфилем, а прокладки смазать герметиком (шеллаком или свинцовыми белилами);

б) увеличенная прокачка масла через двигатель вследствие увеличения зазоров в подшипниках скольжения и главным образом между втулкой главного шатуна и шатунной шейкой коленчатого вала из-за значительного износа или начавшегося разрушения втулки. Неисправность вызывает падение давления масла и требует замены двигателя;

в) вспенивание масла в картере вследствие его перегрева за счет интенсивного прорыва газов через поршневые кольца или чрезмерного разжижения масла бензином. В результате этого ухудшаются условия работы откачивающей ступени масляного насоса, и они не в состоянии откачивать все масло из картера.

Иногда бывают случаи переполнения маслом картера у неработающего двигателя. Причиной этого является заедание в открытом положении перепускного клапана, установленного в канале задней крышки между насосом и фильтром.

Заедание клапана легко определить по течи масла из полости задней крышки картера для фильтра, после того как фильтр снят.

Для устранения неисправности достаточно промыть клапан керосином или бензином и убедиться, что после промывки он сел на седло. В случае необходимости для промывки клапана нужно снять насос.

3)Переполнение маслом масляного бака происходит по следующим причинам:

а) чрезмерное наполнение его маслом при заправке. Во время работы двигателя масло нагревается, вспенивается и заполняет весь свободный объем бака. Не помещающееся в баке масло выбрасывается частично в картер через суфлерные трубы, частично — в атмосферу через дренажную трубу.

С целью предупредить выбрасывание масла из бака по этой причине устанавливается предельно допустимое количество заправляемого в бак масла.

б) поступление в бак из двигателя сильно вспененного масла через откачивающую магистраль;

в) поступление в бак масляной эмульсии через суфлерные трубы вследствие переполнения картера.

3. Перегрев масла в полете. Кроме причин, указанных выше, перегрев масла может быть вызван одной из следующих причин:

— перегрев двигателя из-за продолжительной работы на повышенных режимах (особенно при наборе

высоты на малой скорости полета и при высокой температуре наружного воздуха);

— загрязнение сот воздушно-масляного радиатора; снаружи — пылью, внутри — отложениями посторонних примесей, имеющихся в масле, в результате чего ухудшается передача тепла от масла в воздух и температура масла медленно повышается.

Для предупреждения этого необходимо систематически во время технического обслуживания промывать соты радиатора снаружи и снимать радиатор для промывки внутренних полостей;

— замерзание масла в сотах маслорадиатора при низких температурах. При этом масло проходит через радиатор, минуя соты, не охлаждается в нем, и температура его медленно повышается. По мере открытия заслонок радиатора температура масла повышается еще больше.

Для предупреждения неисправности необходимо одновременно с подогревом двигателя перед запуском подогревать и масляный радиатор.

4. Повышенный расход масла. Расход масла двигателя за счет сгорания его в цилиндрах во время работы на эксплуатационных режимах не должен превышать 15 г/л. с. ч., что соответствует часовому расходу около 7—10 л/час. Практически часовой расход масла иногда может достигнуть 15 л/ч и больше.

Причинами повышенного расхода масла могут быть:

— износ поршневых колец и гильз цилиндров;

— износ направляющих клапанов;

— попадание масла в полость нагнетателя через уплотнение валика крыльчатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: