Типы специализированных и комплексных ИО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ростовский государственный строительный университет

Утверждаю

Зав.кафедрой организации

строительства

_________ В.В. Костюченко

«____» ___________2012 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Менеджмент»

для специальности

270102 «Промышленное и гражданское строительство»

ГОС «Специалист»

для направления 270800 «Строительство»

профиль «Промыщленное и гражданское строительство»

Ростов-на-Дону

Тема 1. Инновации в рыночной экономике.

Инновации на рубеже XX - XXI веков превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи, наряду с глобализацией и информатизацией, стало становление новой экономики и преобразующее влияние отрасли по производству знаний.

Изменения взаимосвязей между наукой, технологиями и экономическим ростом,

характерные для «новой экономики»:

  • Динамика и качество роста все сильнее зависят от технологических сдвигов в
  • экономике на базе инноваций
  • Технологический прогресс ускоряется, сокращаются жизненный цикл продуктов и услуг, сроки проведения исследований, разработки и внедрения инноваций
  • Наука все сильнее ориентируется на потребности экономики
  • «Новая экономика» - сетевая, взаимосвязи в ней приобретают 'системообразующую роль.

Теория инноваций или нововведений (от англ, "innovation") развивалась в направлении от простейшего рассмотрения инноваций, как результата творческого труда новатора и изобретателя, к более целостному подходу, который отражает сложные процессы создания и коммерциализации новых товаров и технологических процессов. Истоки теории инноваций восходят к началу прошлого столетия и связаны с исследованиями:

  • динамики и цикличности в развитии экономики
  • роли предпринимателя, как носителя технического прогресса и движущей силы экономического развития.

Среди авторов, идеи которых внесли наиболее важный вклад в формирование концепций нововведений, - Н.Д. Кондратьев, Й.Шумпетер, Г. Менш, К. Фримен, Я.ван Дейн, А.Кляйнкнехт.

Неравномерность инновационного процесса и причину конъюнктурных 'колебаний в развитии экономики И. умпетер связывает с осуществлением новых комбинаций факторов производства, которые он идентифицирует с нововведениями. "Основной импульс", который приводит капиталистический механизм в движение и поддерживает его на ходу, исходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации, которые создают капиталистические предприятия". Наиболее характерные комбинации факторов производства - нововведения:

  1. создание нового продукта или известного продукта иного качества
  2. использование новой технологии производства
  3. открытие новых рынков сбыта
  4. открытие новых источников сырья или полуфабрикатов
  5. организационная перестройка.

Основные положения теории инноваций.

  1. В соответствии с теорией волновых колебаний наблюдается взаимосвязь между активностью экономики и цикличностью обновления техники и технологии. Движущими силами развития, нарушающими равновесие рыночной системы, являются инновации.
  2. Появление и распространение новшеств и инноваций протекает циклично и определяет цикличность в развитии экономической системы. Инновационные волны - циклы обновления отражают сложные взаимосвязи между изобретениями, инновациями и уровнями экономической активности.
  3. Инновации являются внутренней движущей силой, которая способствует обновлению и качественному совершенствованию экономической системы любого уровня (мировой и национальной экономики, отрасли, фирмы).
  4. Разные но длительности циклы деловой активности связаны с различными видами инноваций:

большие циклы (длинные волны) в 40-60 лет - с радикальными изменениями

производительных сил общества;

средние циклы (волны) в 7-10 лет - с заменой активной части основных фондов

(оборудование, транспортные средства и др.);

короткие циклы (малые волны) в 2-3 года - с рыночными конъюнктурными

изменениями по отношению к отдельным видам продукции.

Современная теория инноваций базируется иа ряде концептуальных положений,

развивающих и дополняющих первоначальные идеи, в частности:

  • инновации не тождественны открытиям и изобретениям, хотя могут на них базироваться. Инновации связаны с преобразованием новых знаний, открытий и изобретений в новые продукты и технологические процессы
  • на разных стадиях развития отрасли и технологии ключевую роль играют различные виды инноваций: базисные, радикальные или улучшающие, продуктовые или процессные

o продолжительность инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации (восприятия рынком нового продукта или технологии) сокращается.

o скорость и интенсивность процессов диффузии инноваций увеличивается

o не существует прямого (ничейного) пути к успешной инновации

  • инновация не возникает автоматически из научного открытия и изобретения и не гарантирует достижения конкурентного превосходства. Успех зависит от сложного взаимодействия между фундаментальной наукой, технологическим и рыночным развитием. Новые открытия и изобретения, лежащие в основе базисных инноваций, возникают преимущественно в сфере фундаментальной и прикладной науки. Бизнес-идеи, маркетинговые и организационно-управленческие ноу-хау - в процессе функционирования предприятий, а также рыночных трансакций производителей и потребителей.
  • непрерывно возрастает роль науки и знаний в производстве и реализации любых товаров и услуг.

Современные исследования по теории инноваций выявили ряд тенденций:

  • непрерывное возрастание роли пауки и знаний в производстве и реализации любых товаров и услуг, а также в достижении рыночного успеха
  • увеличение наукоемкости продукции и применяемых технологий в большинстве отраслей
  • сокращение продолжительности инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации
  • увеличение скорости и интенсивности процессов диффузии инноваций.

В современных условиях рыночный успех определяется комбинацией факторов производства и нового фактора - знаний, как движущей силы процессов развития и конкуренции.

Понятие и сущность развития на макро и микроуровнях, основные формы развития и их характеристика. Инновационная фаза развития современной экономики, качественные особенности экономики знаний. Стадии процесса развития организации, возникающие проблемы и перспективы их решения. Различия инновационного и стабильного производственных процессов в организации. Детализация понятия «технология», классификация технологий крупного масштаба, возможные уровни изменчивости технологий относительно жизненного цикла спроса. Управление технологическими разрывами.

Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента.


Содержание понятия «инновационный менеджмент», предпосылки его выделения в самостоятельное направление общего управления. Этапы развития мировой теории и практики инновационного менеджмента, отечественный опыт функционирования инновационной сферы. Потенциальные преимущества и проблемы, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Объект, предмет, цели, задачи, функции, уровни инновационного менеджмента. Специфика профессиональной деятельности инновационного менеджера. Общие правила эффективного инновационного менеджмента.
Содержание понятий «новшество», «нововведение», «инновация», их взаимосвязь. Ключевые составляющие, предпосылки появления, основные источники и функции инноваций. Свойства инноваций как процесса с повышенной интеллектуальной составляющей. Возможные классификации инноваций. Понятие и сущность инновационного процесса, его характер. Инновационный процесс как совокупность этапов жизненных циклов новшества и нововведения. Эволюция структуры инновационного процесса, основные поколения и модели. Формы организации инновационного процесса, их преимущества и недостатки. Методы ускорения осуществления инновационного процесса.

Инновации на рубеже XX - XXI веков превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи, наряду с глобализацией и информатизацией, стало становление новой экономики и преобразующее влияние отрасли по производству знаний.

Изменения взаимосвязей между наукой, технологиями и экономическим ростом,

характерные для «новой экономики»:

• Динамика и качество роста все сильнее зависят от технологических сдвигов в

• экономике на базе инноваций

• Технологический прогресс ускоряется, сокращаются жизненный цикл продуктов

• и услуг, сроки проведения исследований, разработки и внедрения инноваций

• Наука все сильнее ориентируется на потребности экономики

• «Новая экономика» - сетевая, взаимосвязи в ней приобретают 'системообразующую роль.

Истоки теории инноваций

Теория инноваций или нововведений (от англ, "innovation") развивалась в направлении от простейшего рассмотрения инноваций, как результата творческого труда новатора и изобретателя, к более целостному подходу, который отражает сложные процессы создания и коммерциализации новых товаров и технологических процессов. Истоки теории инноваций восходят к началу прошлого столетия и связаны с исследованиями

• динамики и цикличности в развитии экономики

• роли предпринимателя, как носителя технического прогресса и движущей силы экономического развития.

Среди авторов, идеи которых внесли наиболее важный вклад в формирование концепций нововведений, - Н.Д. Кондратьев, Й.Шумпетер, Г. Менш, К. Фримен, Я.ван Дейн, А.Кляйнкнехт.

Неравномерность инновационного процесса и причину конъюнктурных 'колебаний в развитии экономики И. умпетер связывает с осуществлением новых комбинаций факторов производства, которые он идентифицирует с нововведениями. "Основной импульс", который приводит капиталистический механизм в движение и поддерживает его на ходу, исходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации, которые создают капиталистические предприятия". Наиболее характерные комбинации факторов производства - нововведения:

1. создание нового продукта или известного продукта иного качества

2. использование новой технологии производства

3. открытие новых рынков сбыта

4. открытие новых источников сырья или полуфабрикатов

5. организационная перестройка.

Основные положения теории инноваций

1. В соответствии с теорией волновых колебаний наблюдается взаимосвязь между активностью экономики и цикличностью обновления техники и технологии. Движущими силами развития, нарушающими равновесие рыночной системы, являются инновации.

2. Появление и распространение новшеств и инноваций протекает циклично и определяет цикличность в развитии экономической системы. Инновационные волны - циклы обновления отражают сложные взаимосвязи между изобретениями, инновациями и уровнями экономической активности.

3. Инновации являются внутренней движущей силой, которая способствует обновлению и качественному совершенствованию экономической системы любого уровня (мировой и национальной экономики, отрасли, фирмы).

4. Разные но длительности циклы деловой активности связаны с различными видами инноваций:

большие циклы (длинные волны) в 40-60 лет - с радикальными изменениями

производительных сил общества;

средние циклы (волны) в 7-10 лет - с заменой активной части основных фондов

(оборудование, транспортные средства и др.);

короткие циклы (малые волны) в 2-3 года - с рыночными конъюнктурными

изменениями по отношению к отдельным видам продукции.

Современная теория инноваций базируется иа ряде концептуальных положений,

развивающих и дополняющих первоначальные идеи, в частности:

• инновации не тождественны открытиям и изобретениям, хотя могут на них базироваться. Инновации связаны с преобразованием новых знаний, открытий и изобретений в новые продукты и технологические процессы

• на разных стадиях развития отрасли и технологии ключевую роль играют различные виды инноваций: базисные, радикальные или улучшающие, продуктовые или процессные

o продолжительность инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации (восприятия рынком нового продукта или технологии) сокращается.

o скорость и интенсивность процессов диффузии инноваций увеличивается

o не существует прямого (ничейного) пути к успешной инновации

• инновация не возникает автоматически из научного открытия и изобретения и не гарантирует достижения конкурентного превосходства. Успех зависит от сложного взаимодействия между фундаментальной наукой, технологическим и рыночным развитием. Новые открытия и изобретения, лежащие в основе базисных инноваций, возникают преимущественно в сфере фундаментальной и прикладной науки. Бизнес-идеи, маркетинговые и организационно-управленческие ноу-хау - в процессе функционирования предприятий, а также рыночных трансакций производителей и потребителей.

• непрерывно возрастает роль науки и знаний в производстве и реализации любых товаров и услуг.

Современные исследования по теории инноваций выявили ряд тенденций:

• непрерывное возрастание роли пауки и знаний в производстве и реализации любых товаров и услуг, а также в достижении рыночного успеха

• увеличение наукоемкости продукции и применяемых технологий в большинстве отраслей

• сокращение продолжительности инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации

• увеличение скорости и интенсивности процессов диффузии инноваций.

В современных условиях рыночный успех определяется комбинацией факторов производства и нового фактора - знаний, как движущей силы процессов развития и конкуренции.

В условиях радикального ускорения и растущей сложности внутрифирменных и внешних процессов и взаимосвязей и глобальной информатизации общества особая роль в развитии компаний, отраслей и национальных экономик отводится знаниям и конкуренции на основе инноваций, а критически важным условием обеспечения их конкурентоспособности становится эффективное стратегическое управление технологиями и инновациями.

Стратегическое управление инновациями включает стратегические аспекты управления инновационной деятельностью организации. Эта сфера деятельности включает процессы по созданию и эффективному практическому использованию новых продуктов, технологий, методов и систем на основе научно-технических, технологических, организационно-экономических и управленческих новшеств (новаций).

Понятие инновация и ее признаки

К инновациям относятся вес изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную выгоду - экономическую, социальную или экологическую. Инновация - это не только коммерческое использование нового продукта на рынке, но и целый ряд других нововведений:

• новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

• новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

• новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

• новые или улучшенные методы организации и управления (маркетинговые, информационные, организационные и управленческие инновации)

• новые или улучшенные производственные и управленческие системы (производственные инновации).

• измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации).

В общем случае сущность инноваций можно охарактеризовать:

1. как результат творческого процесса, который представляет собой новый продукт, технологию, метод, систему и т. д.

2. как процесс внедрения (освоения) новых продуктов, технологий, методов или систем в целях их обновления или совершенствования.

С позиции стратегического управления собственно инновацию будем рассматривать как результат, а процессы создания, коммерциализации и диффузии как инновационную деятельность.

В основе инновационной деятельности лежит использование научно-технических, технологических, организационно-экономических и управленческих новаций (новшеств).

Под новацией или новшеством понимается новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новая идея (в том числе и связанная с коммерциализацией), ноу-хау, методический принцип, изобретение. То есть инновация (нововведение) и новация (новшество) - это принципиально разные понятия с позиции стратегического управления, которые необходимо и важно различать.

Компоненты инновации:

• потребность, подлежащая удовлетворению (функция или набор функций, которые нужно выполнить; проблема, которую необходимо решить))

• концепция - новая идея способа удовлетворения потребности (продуктовая, технологическая и другие концепции)

• новшества (совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих практически реализовать концепцию)

В зависимости от того, на чем сделан акцент - на создании и модернизации нового продукта, на разработке и совершенствовании производства или процесса, выделяются продуктовые, производственные и процессные инновации.

Продуктовые инновации предусматривают создание и модернизацию нового продукта (услуги) для реализации на рынке и собственного использования.

Процессные и производственные - включают совершенствование существующих и применение новых технологий, систем и методов организации производства и управления для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности компании.

Продуктовые инновации связаны с изменением параметров (функциональных свойств) товара и услуги, а также условий их использования. Такие инновации нацелены на удовлетворение потенциальных и существующих потребностей клиентов или на решение проблем самой компании.

Различают три типа продуктовых инноваций:

1. Концептуальная инновация - относится к концепции использования (предназначения) продукта и услуги. Это принципиально новая концепция продукта или ее модификация, которая предлагает новые способы решения существующих или нерешенных проблем.

2. Технологическая инновация - связана с технологической концепцией продукта и услуги. Относится к производственно - техническим характеристикам продукта, обеспечивающим реализацию концепции продукта.

3. Инновации презентации - относятся к вариантам представления продукта и услуги клиенту (к характеристикам продукта и услуги или вариантам их комбинации, непосредственно и зачастую индивидуально воспринимаемым клиентом).

Процессные и производственные инновации

Связаны с совершенствованием процессов и производства. Они проводятся преимущественно в целях упрощения, повышения эффективности и снижения издержек отдельных процессов и производственно - хозяйственной деятельности организации в целом. Процессные и производственные инновации затрагивают изменение параметров или функций отдельных этапов и стадий конкретного процесса, их последовательность, комбинацию производственных факторов (материалы, оборудование, рабочая сила).

Производственные инновации касаются комплекса функций и операций по производству (изготовлению) продукта (услуг) и их последствий. К этому же классу относятся также инновации, касающиеся комплекса организационно управленческих функций и операций.

Процессные инновации в большей степени направлены на совершенствование специфических характеристик отдельных технологических процессов в сфере производства, маркетинга, логистики и управления, затрагивающих саму природу этих процессов.

Взаимовлияние продуктовых и процессных инноваций На практике все виды инноваций тесно взаимосвязаны. При современных технологиях технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных и управленческих процессах неотделимы друг от друга. Так, созданный новый технологический процесс, метод или система при их последующей коммерческой реализации становятся продуктовой инновацией. А разработка и изготовление принципиально нового продукта чаще всего сопряжены с целым комплексом процессных и продуктовых инноваций (новое оборудование, материалы, технологические процессы, иногда крупные производственные комплексы нового типа, новые системы и методы организации и управления).

Отличительные признаки инноваций:

• Новизна и использование оригинальных решений

• Практическая осуществимость (первое использование новшества на предприятии, независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. С точки зрения отдельной организации имитация и модернизация (совершенствование) какого-либо продукта или процесса имеют характер инновации)

• Эффективность (конкретная экономическая, социальная и (или) экологическая выгода для организации, использующей инновацию)

Основные параметры инновации

• Степень новизны (товары "мировой (рыночной) новизны", новые для компании)

• Характер базовой концепции (технологическая, маркетинговая, организационная, социальная)

• Интенсивность (радикальная или усовершенствование)

С точки зрения интенсивности, то есть степени революционности концепций выделяются радикальные (революционные, прорывные) и приростные (совершенствования) категории инноваций.

Категории инноваций (адаптировано К. Clark)

Инновации архитектурные - радикально новое применение продуктов и технологий для новых рынков.

Пример: сборка первого микрокомпьютера из существовавших компонентов на

основе известных технологий. Создание нового рынка персональных компьютеров.

Инновации прорывные {революционные) - глубокие изменения или прорывы в применении технологий на существующих рынках и у существующих покупателей

Пример: применение лазерных технологий для коррекции зрения

Инновации специализации - адаптация продуктов и технологий применительно к

новым группам покупателей или новым пользователям

Пример: развивающие компьютерные игры для детей

Инновации совершенствования - совершенствование продуктов и технологий для

существующих рынков и пользователей.

Пример: микропроцессоры Intel

Архитектурные и прорывные относятся к категории радикальных инноваций, специализации и совершенствования - к категории приростных иноваций.

Тема 3. Государственное регулирование инновационных процессов.

Обоснование необходимости государственного регулирования инновационной сферы. Понятие и сущность государственной инновационной политики: цель, основные задачи и принципы. Функции государственных органов в инновационной сфере. Прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности, их взаимодействие. Возможные государственные инновационные стратегии и варианты государственной инновационной политики: мировая практика.

создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как неоклассические рецепты по развитию конкуренции и сокращению государственного вмешательства, так и предложения и теоремы институцианализма по использованию правовых и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании инновационного прорыва на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации.
Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности [1].
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.)'[1];
- Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».
Но даже наличие этой законодательной базы не снижает обоснованности выводы Ю.В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных»" [ 2 ]. Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [3].
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.
Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:
- внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;
- восприятие методик бизнес-управления;
- большая ориентация на клиентов и сервис;
- перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Тема 4. Организация инноваций.

Содержание понятия «организация инноваций». Основные тенденции в организации инноваций, свойства современных инновационных компаний. Понятие и сущность организационной структуры инновационной компании, факторы влияния, принципы и требования ее рационального построения. Влияние нововведений на организационные изменения. Эволюция подходов к управлению инновациями в крупных промышленных корпорациях. Успех и риск в деятельности малых инновационных компаний. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности и их характеристика. Факторы восприимчивости компании к инновациям, способы повышения инновационной активности менеджмента и персонала. Ключевые функции успеха инновационного процесса в компании, необходимые качества сотрудников для их выполнения.

В зависимости от национальных традиций, уровня экономического развития, технологического уклада и других факторов в мировой практике занимаются инновационной деятельностью организации разных видов. Ниже представлена их краткая характеристика. Организационно-правовая форма рассмотренных ИО может быть любой.

Маркетинговая организация (МО)

МО - организация, занимающаяся сегментацией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, реализацией концепции маркетинга в подразделениях ИО, разработкой стратегии ИО, определением системы сбыта, рекламой и стимулированием ускорения сбыта товаров. Отличительные черты МО: ориентация всей деятельности на перспективу, на потребителя; высокий уровень фондовооруженности труда; прогрессивная система информационного обеспечения исследований, профессионализм и высокая заработная плата сотрудников; коммуникабельность, мобильность и сравнительная молодость персонала; высокая культура работы с клиентами.

Научные инновационные организации (НИО), исследовательские центры (ИЦ)

НИО, ИЦ - организации, занимающиеся научной и экспериментальной проверкой возможности материализации нормативов конкурентоспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией и диффузией.
Отличительные черты НИО, ИЦ: реализация концепции маркетинга; очень высокая фондовооруженность и информационная обеспеченность труда научных сотрудников; соответствие условий труда мировым стандартам; свобода творчества; высокая культура; высокая заработная плата научных сотрудников.

Проектно-конструкторская организация (ПКО), специальное конструкторское бюро (СКБ)

ПКО, СКБ - организации, занимающиеся конструкторскими разработками и проектированием идей, проверенных НИОКР, экспериментированием и испытаниями новых образцов товаров в целях обеспечения их конкурентоспособности.
На стадии опытно-конструкторских работ проводится конкретное воплощение результатов НИР в конструкторскую документацию. На этой стадии с использованием различных методов прогнозирования и экспериментальных технологий оптимизируются кинематическая схема и принцип действия объекта, показатели его качества, решаются вопросы сертификации.
Отличительные черты ПКО, СКБ: очень высокая фондовооруженность и информационная обеспеченность труда конструкторов; наличие современных методов конструирования и оптимизации; высокий технический уровень экспериментальной и испытательной базы; использование системы автоматизированного проектирования (САПР); создание для конструкторов благоприятных условий труда и отдыха; высокая заработная плата конструкторов; развитие международного сотрудничества

Проектно-технологическая организация (ПТО)

ПТО - организация, занимающаяся разработкой и изготовлением технологических систем производства товаров с минимальными затратами ресурсов и высокого качества.
На стадии технологической подготовки производства (ТПП) результаты ОКР воплощаются в технологиях, в которых определяется, как изготавливать, с применением каких способов, оборудования, технологической оснастки, кому, в какие сроки, по какой схеме и т.д. На этой стадии разрабатывается большинство нормативов по ресурсам, труду, организации производства и т.д. Технологии должны быть прогрессивными и ресурсосберегающими, должны обеспечивать высокое качество изготовления в соответствии с конструкторской документацией.
Отличительные черты ПТО: высокая фондовооруженность и информационная обеспеченность труда технологов; наличие автоматизированной системы управления технологической подготовкой производства (АСУ ТПП); применение методов типизации технологических процессов, унификации средств оснащения, современных (экономичных) методов обработки выпускаемых объектов; создание для технологов благоприятных условий труда и отдыха; высокая заработная плата технологов.

Строительно-монтажная организация (СМО)

СМО - организация, занимающаяся разработкой проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, по новому строительству, расширению, реконструкции или техническому перевооружению и строительством в связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций.
В связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций у организации часто возникает необходимость в проведении строительно-монтажных работ по одной из четырех форм воспроизводства: новому строительству, расширению производства, реконструкции, техническому перевооружению.
Организационно-технический уровень производства всегда должен отвечать конкурентоспособным требованиям "входа" системы (организации), поэтому производство должно быть гибким, состоять из интегрированных автоматизированных модулей, которые можно быстро переналадить на новый объект. Для этого производство часто требуется перевооружать (наиболее эффективный вариант из всех форм воспроизводства).
Отличительные черты СМО: высокая фондовооруженность и информационная обеспеченность проектных работ; высокий организационно-технический уровень строительной организации; высокий уровень автоматизации проектных и строительных работ; применение принципов рациональной организации процессов и современных методов менеджмента; создание для проектировщиков и строителей Организация по материальному обеспечению производства (ОМОП)

ОМОП - организация, занимающаяся нормированием и анализом эффективности использования ресурсов; проектированием оптимальных каналов обеспечения производства материальными ресурсами, непосредственным обеспечением ресурсами производства, а также их утилизацией (восстановлением).
Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, стандартным оборудованием и технологической оснасткой высокого качества является непременным условием выпуска конкурентоспособной продукции. Если качество "входа" системы не будет отвечать требованиям конкурентоспособности, то при любом качестве процесса в системе ее "выход" будет неконкурентоспособным.
Отличительные черты ОМОП: наличие системы анализа действия закона конкуренции среди поставщиков "входа" изготовителя; наличие АСУМОП; функционирование системы поставок "точно в срок"; высокий технический уровень организации; мобильность и коммуникабельность персонала ОМОП.

Финансовые организации (ФО)

ФО - организации, занимающиеся регулированием финансово-кредитного механизма, денежных потоков, банковских взаимоотношений инновационной организации с поставщиками, потребителями и внешней средой.
Регулирование финансовой деятельности организации является непременным условием ее нормального функционирования. Для этого ФО должна владеть государственной лицензией и занимать высокий рейтинг по надежности.
Отличительные черты ФО: формирование финансовых показателей в стратегии ИО на основе прогнозов прибыли по конкретным товарам на конкретных рынках в конкретные сроки, применение научных подходов и современных методов для прогнозирования и аудита финансового состояния ИО.

Предприятие (компания, фирма)

Предприятие - организация, занимающаяся освоением производства новой продукции, серийным производством, тактическим маркетингом и сбытом изготовленной продукции.
Предприятие занимается материализацией результатов НИОКР и ТПП. При высоком качестве предпроизводственных работ требуется обеспечить высокое качество изготовления продукции, проведения тактического маркетинга, сбыта.
Инновации реализуются в продукции, поэтому коммерческий результат от инновационной деятельности появится только после реализации продукции.
Отличительные черты предприятия: проведение качественных маркетинговых исследований "входа" (поставщики) и "выхода" (потребители) предприятия; функционирование автоматизированной системы управления предприятием (АСУП); наличие модульной интегрированной легко переналаживаемой технологии, обеспечивающей качество продукции и экономию ресурсов; наличие и функционирование системы менеджмента, системы управления качеством продукции.

Сервисная организация (СО)

СО - организация, занимающаяся управлением качества сервиса продукции от изготовителя до ее потребителя.
Качество сервиса продукции является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественную продукцию с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность ее испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, гарантийного обслуживания.
Отличительные черты СО: наличие системы показателей качества сервиса продукции и управления ими; действие обратной связи по каналу от потребителей к изготовителю; мобильность и сравнительная молодость персонала; высокая заработная плата персонала.

Ремонтная организация (РО)

РО - организация, занимающаяся по договору с потребителями техническим обслуживанием и ремонтами продукции.
Непосредственный полезный эффект от продукции получает ее потребитель, поэтому высокий уровень организации послегарантийного технического обслуживания и ремонтов продукции является главным условием реализации ее потенциальных возможностей. К сожалению, в настоящее время потенциальные возможности, например, продукции машиностроения используются на 50 - 70%, а затраты в сфере эксплуатации за нормативный срок службы до 20 раз превышают ее цену.
Отличительные черты РО: высокий организационно-технический уровень РО; наличие информационной связи РО с изготовителем; ведение автоматизированного учета ресурсоемкости ремонтных работ по видам объектов и ремонтов; типизация технологических процессов, унификация технологической оснастки, оборудования и других компонентов ремонтного производства; совершенствование организации труда.

Научные парки (НП)

НП - инновационные организации, формирующиеся вокруг крупных научных центров (университеты, институты).
Отличительные черты НП: наличие инновационного центра или университета, вуза с высоким научным потенциалом; высокий уровень новизны НИОКР.
НП бывают трех типов:
а) НП в узком смысле слова, занимающиеся только исследованиями;
б) исследовательские парки, в которых новшества доводят до стадии технического прототипа;
в) инкубаторы (в США) и инновационные центры (в Западной Европе), в рамках которых университеты "дают приют" вновь возникающим компаниям, предоставляя им за умеренную плату землю, лабораторное оборудование и т. п. Примеры: старейший и крупнейший в США Стэнфордский НП (1951 г.), куда входят 80 компаний с 26 тыс. сотрудников (на 1981 г.); шотландский НП "Хериот-Уоттский", в котором занимаются только НИР [21].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: