Показатели экономической эффективности инноваций

Показатель Сущность показателя
1. Интегральный эффект (Эинт) Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
2. Индекс рентабельности (Jr) Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен.В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности (Ер) Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
4. Период окупаемости (То) Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

Следует отметить, что метод дисконтирования как метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

Формула индекса рентабельности отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Норма рентабельности характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается не ниже 15–20%.

Норма рентабельности определяется аналитически, как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников, нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Более того, ориентация на показатель "период окупаемости" целесообразно в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.


Тема 6. Управление инновационными проектами.

Содержание понятия «инновационный проект», его отличия от инвестиционных проектов. Возможная классификация инновационных проектов. Понятие и сущность экспертизы инновационных проектов. Технология управления инновационными проектами: принципы и элементы. Этапы разработки концепции инновационного проекта и их характеристика. Поиск инновационной идеи как творческий процесс, используемые методы. Виды структуризации проекта: «дерево целей» и «дерево работ». Планирование, особенности контроля и завершение инновационного проекта. Основные организационные формы управления инновационными проектами.

Управление проектами (проект-менеджмент) – одно из актуальных направлений современной науки управления. В отличие от обычного производственного процесса каждый проект по-своему уникален, т.к. направлен на разработку конкретного продукта с заданными свойствами, ограниченным бюджетом и в определенные сроки. Особым статусом наделен и руководитель проекта – инновационный проект-менеджер. Он руководит временной командой проекта, объединенной в специально создаваемую проектную или матричную структуру. Подобная структура создается для продвижения конкретной инновации и после ее реализации завершает свое функционирование. Основными группами процессов, выделяемыми в развитии проекта (фактически – фазы его жизненного цикла), являются:

· инициация проекта,

· планирование,

· исполнение,

· управление,

· завершение.

Очевидной является роль фазы планирования проекта, охватывающей практически все области знаний и важность управления коммуникациями (особенно – горизонтальными) на разных фазах проекта. Другой важной характеристикой проекта являются области задействованных в нем знаний. Согласно известному руководству по управлению проектами американского Института управления проектами PMI PMBoK® Guide, в этой науке управления можно выделить следующие области:

· интеграция проекта,

· управление предметной областью,

· управление сроками,

· управление стоимостью,

· управление качеством работ,

· управление рисками,

· управление поставками (контрактами).

В зависимости от характера инновации – ее типологии и классификации по сферам деятельности – возможно применение различных технологий управления инновационным развитием и изменениями
. Ведущую роль здесь играют техническая сложность планируемого изменения и эмоциональная вовлеченность субъектов инновационного процесса. Можно выделить следующие характерные технологии1.

Решение проблем. Эта область связана с решением обычных рутинных проблем, с которыми сталкиваются в повседневной практике. К инновациям она имеет косвенное отношение и упоминается здесь для полноты картины.

Системная Технология Вмешательства (СТВ). Это стратегия осуществления изменений, которая подходит для работы с ситуациями умеренной степени технической сложности, которые скорее можно отнести к ограниченным. Инновации при СТВ носят инкрементальный характер.

Организационное Развитие (ОР). Проблемы, которые располагаются ближе к мягкому, неограниченному краю спектра, обычно предполагают более длительный период разрешения и требуют использования многоуровневого подхода, представляющего собой совокупность скоординированных методов. Например, в процессе применения СТВ к конкретной ситуации изменения может стать очевидным, что организационные вопросы являются более глубокими и захватывают большую область, чем предполагалось вначале. Поэтому может потребоваться приступить к работе по методологии ОР. Инновации носят структурную, организационную направленность.

Управление «неподдающимися» изменениями. Эта область связана с так называемыми «зловредными» проблемами, которые чрезвычайно сложны для рассмотрения, понимания и решения. Часто подобные проблемы связаны с политическими, религиозными и экономическими ситуациями, такими как ситуации на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и т.д. Выход из таких ситуаций нередко связан с изменением парадигмы и инновациями в социально-экономической сфере.

Управление взаимоотношениями и построение команд. В ситуациях, в которых большую роль играет человеческий фактор, но которые не являются особо сложными в техническом отношении, для преодоления трудностей и разрешения проблем, связанных с изменениями, требуются навыки в области управления взаимоотношениями и построения команд. Это, например, навыки межличностного общения, навыки ведения переговоров, разрешения конфликтов, налаживания командной работы и т.д.

Управление проектами. Эта область диаграммы, связанная с рассмотрением проблем, как правило, достаточно сложных в интеллектуальном или техническом отношении, но иногда однозначных с точки зрения межличностных отношений. Управление проектами ранее чаще всего связано было с технологическими инновациями, но в последние десятилетия понятие «проект» приобрело чрезвычайно широкую трактовку.

Тема 7. Правовое регулирование инновационной деятельности.

Понятие и сущность интеллектуальной собственности. Объекты промышленной собственности и их характеристика. Особенности реализации авторского права. Исторические аспекты защиты интеллектуальной собственности: мировой и отечественный опыт. Содержание понятия «патент». Преимущества и ограничения патентной системы защиты интеллектуальной собственности. Возможные системы патентования интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.
Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.
В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:
- Парижские соглашения об охране промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.;
- Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;:
- Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;
- Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России

Перечень методических указаний по «Инновационный менеджмент» для специальности 290600 «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» (при ФГОС – 3 для направления 270800 «Строительство» программа «Инновационный менеджмент»

№ п/п   Наименование Номер по кафедеральной регистрации Кол-во экземпляров Год издания
  Методические указания для практических работ      
1.   Черепанцев Г. Н., Зильберова И. Ю., Новикова В. Н., Николаева О. М., Лотошников Д. В. Часть 1 История и основополагающие идеи менеджмента. Учебное пособие под общей редакцией Черепанцева Г.Н., Лотошникова Д.В. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет, - с.      
2. Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство» профиля «Промышленное и гражданское строительство» направление «Строительство».      
3. Методические указания для лабораторных работ- согласно программы лабораторных работ нет      
4. Методические указания для выполнения курсового проектирования – согласно программы курсового проектирования нет      

Учебное пособие составлено преподавателями кафедры «Организация строительства» РГСУ, на которой специализируется подготовка специалистов. Кроме этого работники кафедры читают лекции, ведут практические занятия по курсу «Менеджмент» для многих других специальностей. Поэтому, учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, преподавателями для освоения теоретических основ менеджмента.

Авторами учебного пособия являются: доцент кандидат технических наук Г.Н. Черепанцев (введение, главы: 1,2,3,6, глава 3,5 – раздел 2, контрольные вопросы); доцент кандидат технических наук И.Ю. Зильберова (глава 5); доцент кандидат технических наук В.Н. Новикова (глава 6– раздел 2); преподаватели кафедры: О.М. Николаева (глава 6, глава 1,2 – раздел 2), Д.В. Лотошников (глава 4,6,7, глава 3,4,5 – раздел 2).

Черепанцев Г. Н., Зильберова И. Ю., Новикова В. Н., Николаева О. М., Лотошников Д. В.

Часть 1

История и основополагающие идеи менеджмента. Учебное пособие под общей редакцией Черепанцева Г.Н., Лотошникова Д.В. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет, - с.

Учебное пособие состоит из двух частей. Часть первая: «Теоретические основы и школы менеджмента».В учебном пособии изложены основные понятия по менеджменту, содержание школ и направлений менеджмента, современные концепции менеджмента за рубежом и в России. Учебное пособие предназначено для изучения студентами, аспирантами, научно-техническими работниками, для пользования преподавателями по дисциплине «Основы менеджмента».

Рецензенты: д-р экон. наук, проф.

В.А. Макеев (зав.кафедрой экономики и предпринимательства РГУПС)

Кандидаты технических наук:

Черепанцев Г. Н., Зильберова И. Ю., Новикова В. Н.

Преподаватели:

Николаева О. М., Лотошников Д. В.

История и основополагающие идеи менеджмента

Учебное пособие

Ростовский государственный строительный университет

Содержание

Часть 1. Основные понятия и подходы в менеджменте.

Введение.

Глава 1. Менеджмент как эффективное управление в рыночной экономике.

1.1 Понятие управления и менеджмента.

1.2 Отношения в управлении.

1.3 История зарождения науки управления.

1.4 Подходы в менеджменте.

Глава 2. Основные положения школы научного управления.

2.1 Ф. У. Тейлор как основоположник научного направления

2.2 Развитие идей Ф. У. Тейлора, его последователи (Генри Форд, Эмерсон, Гантт, Фрэнк и Лилиан Гильберты).

Глава 3. Классическая (административная) школа управления.

3.1 Анри Файоль и его учение.

3.2 Элементы управления.

3.3 Принципы управления.

3.4 Качества руководителя.

3.5 Значение теории администрации.

Глава 4. Школы социально-психологического и поведенческого направления в менеджменте.

4.1 Основные положения школы человеческих отношений.

4.2 Потребности человека и мотивация поведения.

4.3 Поведенческий подход в управлении.

4.4 Прагматическое направление в менеджменте.

Глава 5. Системный анализ и количественный подход в управлении.

5.1 Системный, процессный подход в управлении.

5.2 Использование в управлении системного анализа и математических методов.

5.3 Математическое моделирование.

Глава 6. Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента.

6.1 Американская модель менеджмента.

6.2 Японская модель менеджмента.

6.3 Сравнение особенностей американской и японской моделей менеджмента.

Глава 7. Практика экономических реформ в Китае.

7.1 Принципы, этапы и основные результаты реформ.

7.2 Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: