Тема 2 Психологическая характеристика субъектов и объектов религии

Классификация религий

На земном шаре существует множество религий. Основные подходы к их классификации также многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации. Для психологии важно классифицировать религию сразу по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение и сходство. Обычно различают:

· религии авраамического монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

· религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

· дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», - это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев-майя, ацтеков и т.д.

Сказанное выше можно резюмировать следующим образом (Е.А. Торчинов. Религии мира. – 2000. С.- 45):

1. В основе феномена религиозности лежат психические переживания перинатального (архетипического) и тарнсперсонального типов.

2. К религиям с доминированием перинатального типа следует отнести архаические верования (шаманизм) и религиозные системы древнего Ближнего Востока и античности.

3. К религиям с доминированием трансперсонального уровня следует отнести религии индийского происхождения (буддизм, индуизм, джайнизм), даосизм и библейские религии (индаизм, христианство и ислам).

4. В религиях с доминированием трансперсонального элемента, в свою очередь, можно выделить две группы: а) религии чистого опыта с преобладающей установкой на тансперсональные переживания (прежде всего религии Индии) и б) религии, лишенные такой установки (библейские религии). Этот тип религий называется догматическим.

5. некоторые религии или религиозные направления могут рассматриваться в качестве переходных. Так, даосизм является переходным между религиями перинатального и трансперсонального опыта, а тентрическая йога синтезирует оба типа переживаний в рамках установки на чистый опыт.

Таким образом, религия представляет собой чрезвычайно сложное многоуровневое и многоаспектное явление, включающее в себя помимо глубинного опыта, ядра этого явления, также догматику (религиозную доктрину), религиозную практику (психотехническую, ритуально-богослужебную или жертвенную), культ, теологические спекуляции и, наконец, религиозные институты.

План:

1. Религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии

2. Психологические типы религиозных людей

3. Психологическая характеристика религиозных организаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: