Развитие социологии в России

а) Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века.

Этот этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.

П. Л. Лаврова сформулировал основополагающие идеи этого направления в знаменитых “Исторических письмах”. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

Н. К. Михайловский выдвинул идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность “нормального человека”, нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Михайловский определял социализм как “твор­чество личного начала при посредстве начала общинного”.

б) Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов.

Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968 ) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая, будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

На втором этапе также продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория историчес­кого материализма.Популярный учебник марксистской социоло­гии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве социологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

в) Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших дней.

Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

Также в 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

г) Социология в современной России.

В современной России положение социологии доста­точно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практиче­ского существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследова­ний требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Однако многочисленные трудности и проблемы, встающие перед современной российской социологией, имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических — открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: