Социология М. Вебера

Социология Э. Дюркгейма.

а) “Социологизм” как философское обоснование социологии.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в “социологизме” своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как “социологический империализм”). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как “система, корпус социальных наук”. В результате “социологизм” предстает не только как базовая социологическая концепция,

Но и как философское учение.

б) В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии


Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).
Книга “О разделении общественного труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

а) Макса Вебер - одним из основателей современной социологии.

Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, также часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утверждения таковы:

1) он дал систематическое изложение концептуаль­ных основ социологической перспективы;

2) он разработал последовательную философию со­циальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия;

3) в ряде самостоятельных областей он уловил основ­ные характеристики современной индустриальной цивилизации;

4) через эмпирические исследования современного общества он идентифицировал ряд ключевых воп­росов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дис­циплины;

5) его собственная жизнь представляет собой убеди­тельный пример социологии как призвания.

б) Идеальные типы социальных действий.

Одним из центральных понятий веберовской со­циологии выступает социальное действие. Качественное своеобразие чисто социо­логических подходов заключается в том, что соци­ология изучает обобщенное поведение людей — как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненно­сти их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий. Речь идет о том, что любые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть «измерены» с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут с большей или меньшей степенью при­ближения отнесены к одному из четырех идеальных типов:

Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.

Ценностно-рациональное действие. Этот идеаль­ный тип социального действия предполагает соверше­ние таких поступков, которые основаны на убежден­ности в самодостаточной ценности поступка как тако­вого, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие.

Традиционное действие. Этот тип действия фор­мируется на основе следования традиции, то есть под­ражания тем или иным образцам поведения, сложив­шимся в культуре и одобряемым ею, а потому практи­чески не подлежащим рациональному осмыслению и критике.

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоцио­нальное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, в скорейшем снятии воз­никшего эмоционального напряжения, в разрядке.

в) Социология господства.

Один из вопросов, который постоянно занимает Вебера и к которому он возвращается вновь и вновь в своих работах,— причины, по которым одни люди под­чиняются другим, а также механизмы, с помощью ко­торых осуществляются социальные отношения господ­ства—подчинения. Следует сразу отметить, что Вебер различает власть и господство.

Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. При этом, утверждает Вебер, «...легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью;

2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зна­чимость порядка в качестве выражения высочай­ших непреложных ценностей (нравственных, эс­тетических или каких-либо иных);

3) религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка».

Существуют три идеологических основания леги­тимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых полу­чает наименование по своему идеологическому осно­ванию.

Легально-рациональное господство. (Его иногда называют просто рациональным). Здесь основным мотивом подчинения выступает, в известной степени, удовлетворение собственных интересов каждого от­дельного индивида. При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым зако­нам, правилам, которые этими другими людьми выра­жаются и от имени которых они выступают.

Традиционное господство. Оно покоится на при­вычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает прави­ла, которые воплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства право власти чаще всего носит наследственный характер

Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma — божественный дар, благодать) в свое время ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполня­ются потому, что последователи или ученики убежде­ны в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: