double arrow

Понятие и компоненты культуры


Тема 4. Культура.

Циклический паттерн развития.

Линейный паттерн развития.

Типология обществ.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.

Можно выделить следующую классификацию:

1. По признаку письменности:

а) Бесписьменные

б) Дописьменные

в) Письменные

2. По типу общественно-экономических формаций:

а) Первобытнообщинное

б) Рабовладельческое

в) Феодальное

г) Капиталистическое

д) Коммунистическое

3. По основному фактору, определяющего развитие общества:

а) Доиндустриальное (традиционное)

б) Индустриальное

в) Постиндустриальное

4. По степени социальной индустриализации:

а) Простые

б) Сложные

5. По отношение социального контроля и свободы индивида:




а) Закрытые

в) Открытые

Его основу составляет Библия, в которой определена история развития общества от Адама и Евы до страшного суда.

Линейного паттерна развития придерживались сторонники постиндустриального развития общества (Бепл, Бзежинский, Гуреп, Фурастье). Карл Маркс также говорил об определенной направленности и стадиях развития общества от первобытно – общинного строя до коммунистического.

Общество своем развитии проходит определенные циклы, т.е. развитие идет по кругу, по спирали. В подтверждении социологи приводят примеры: существуют астрологические циклы (День, ночь; зима, весна, лето, осень и т.д.), циклы в экономике (Спад-подъем), на макроуровне в обществе (Социальные беспорядки, стабильность) и т.д.

а) Понятие культуры.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни

людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова (cultura), означающего возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; и уже отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре.

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как «вторую натуру». Культура - акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой, то есть она надприродна и искусственна.



Культура в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп.

б) Компоненты культуры.

Выделяют следующие компоненты культуры.

Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке, который является первоосновой культуры. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.

Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма.

Ценности. Разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.



Нормы. Социальные нормы - это конкретные установки в отношении поведения, его образцы, то есть это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм.

Идеология. Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах.







Сейчас читают про: