Здоровье психическое, психологическое

Компоненты теорий личности

Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.

Наука о личности – персонология.

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.

Теории личности выполняют функции: объяснение; предсказание

1. структура личности (например, черты личности)

2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

На сегодняшний день нет однозначного толкования рабочих понятий психотерапии - «психическое» и «психологическое» здоровье. Некоторые авторы используют их как синонимы.

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия (комфорта), характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Наиболее общими критериями психического здоровья многие авторы называют психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности.

В советской и постсоветской психологии показатели психического здоровья распределяются в соответствии с видами проявления психического: процессы (адекватность психического отражения, адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность); состояния (эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, совладание с негативными эмоциями, свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность оптимального самочувствия; свойства личности (оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, независимость, естественность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность).

В зарубежных подходах критерии психического здоровья определяются, прежде всего, «личностными[1]», психологическими особенностями человека, его поведения и мышления. Особенно это относится к экзистенциально-гуманистическому направлению. Так, в соответствии с концепцией А. Маслоу, самоактуализация личности предполагает: эффективное восприятие реальности; приятие себя и других; спонтанность, простота и естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, отсутствие страха неизвестности; воля и активность; свежий взгляд на вещи [322]. К. Роджерс писал о полноценно функционирующем человеке, который принимает себя и других, проявляет эмпатическое понимание и конгруэнтность, обладает спонтанностью, идивидуальностью, доверием к себе, открытостью опыту [391]. Экзистенциальные психологи формулируют проблему психического здоровья в контексте способности «быть живым, а не на пленке» (Дж. Бюдженталь); «мужества не бояться быть самим собой» (П. Тиллих); «жизнестойкости – отваге быть, готовности учиться на ошибках, делать что-то без уверенности в успехе» (С. Мадди); «аутентичности как отважности, способности быть верным себе, своему телу, чувствам, духовному началу, действиям» (А. Лэнгле); «поиска своего смысла существования как осознании того, что человек уже знал, но не позволял себе знать». Признак неаутентичности - страх, равный экзистенциальному вакууму, небытию, проявляющийся в пассивности, отказе от свободы, отчуждении от себя, уходе от других и приводящий к невротическим нарушениям. Яркими признаками невротического развития, по их мнению, являются смыслоутрата, скука-апатия-депрессия, самообъективация, пониженная избирательность (делать то, что приходится, что подвернется под руку). По словам П. Тиллиха, невроз - это способ «избежать не-бытия, избавившись от бытия».

В рамках гештальт-психологии психическое здоровье рассматривается в тесной связи с физическим и умственным процессами. Человек, даже если он испытывает боль, является психически здоровым, когда его осознавание конгруэнтно. Психическое нездоровье состоит в том, что важные энергетические процессы выпадают из сознавания и не замечаются человеком.

И. Дубровина и другие авторы развели рассматриваемые понятия и предложили концепцию психологического здоровья. Они отмечают, что «психическое здоровье» относится к отдельным психическим процессам и механизмам, в то время, как, «психологическое здоровье» - к личности в целом. Они выделяют собственно психологический аспект проблемы психического здоровья (в отличие от медицинского, социологического, философского).

Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и делает личность самодостаточной. Именно психологическое здоровье детей и школьников рассматривается как цель и критерий эффективности психологической службы образования.

О. Хухлаева пишет, что для психологического здоровья норма – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, содействовать развитию общества. Альтернативой норме психологического здоровья (в отличие от психического) является не болезнь, а невозможность развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Феномен психического, психологического здоровья объединяет медицинскую и психологическую науки, области практики. Точкой их пересечения является психосоматическая медицина. Она базируется на понимании соматического нарушения как связанного с изменениями в психическом состоянии.

Существует большое разнообразие подходов к определению психического (психологического) здоровья и его нормы, границы нормы и патологии. Это зависит от того, какую методологическую платформу занимают авторы, какому направлению в психологии личности себя относят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: