double arrow

Тема занятия №7. Психология здоровья и здорового образа жизни


Место проведения: аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цель:Изучить личность с позиции психического здоровья. Самосознание и образ тела. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

Студент должен знать:

6. Универсальность положений психологии здоровья. Критерии психического здоровья.

7. Методические и организационные аспекты здоровья

8. Классификацию методов развития личности. Качества зрелой личности

9. Психологическое здоровье детей.

10. Понятия «Самосознание».

11.Этапы развития сознания и самосознания.

12. Основные понятия по теме: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», «адаптация».

13. Физиологические механизмы приспособления к стрессу. Трехфазную природу стресса. Виды стресса.

14. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний

15. Факторы стрессоустойчивости, позволяющие повысить защитные механизмы организма, стимулировать учебную и рабочую деятельность, снижать травматическое действие стресса.

16. Механизмы психологической защиты.

Студент должен уметь:

1. Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья

2. Определить степень зрелости личности

3. Исследовать личность по критериям психического здоровья.

4. Использовать приобретённые знания для снижения риска возникновения дистресса и повышения положительного эффекта стресса.

5. Пользоваться методикой Холмса, Раге «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации».

Темы проектов, рефератов:

11. Основные принципы психологии здоровья

12. Психологическое здоровье детей

13. Психика и сознания

14. Развитие психики и поведения. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

15. Образ жизни и психическое здоровье

16. Основные представления о здоровой личности

17. Психология здоровья как междисциплинарная область знаний

18. Теоретические модели самосознания.

19. Сознание и его границы.

20. Механизмы психологической защиты.

21. Индивидуальное сознание и коллективное бессознательное.

22. Измененные состояния сознания.

23. Расстройства сознания. Судебно-психиатрическая экспертиза.

24. Влияние экстремальных ситуаций на человека и общество.

25. Стресс как неотъемлемый фактор деятельности врача.

26. Роль гормонов в формировании реакции на стресс.

27. Профессии, требующие повышенной стрессоустойчивости.

28. Здоровый образ жизни – путь к гармонии и успеху.

29. Стресс и психосоматические заболевания.

30. 21 век – время новейших технологий или обострения «болезней стресса»?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

3. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010




4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.

5. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб-2006

Дополнительная литература:

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб-2006

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

3. Психология сознания/Сост.и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 480с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

4. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.-672с.

5. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите// Вопросы философии.-1969.№2.- с.118-126. 6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер с англ.- М.: Мир,1988.-248с.7. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: 1971г.

8. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. – 734 с.

9. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1970.

10. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: 1988

11. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.

12. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

13. Лазарус Р. Теории стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л., 1970.

14. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.:1983

16. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: 1996



Исходный контроль уровня знаний:

6. Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?

7. Как можно охарактеризовать здоровую личность?

8. Что изучает психология?

9. Какие методы развития личности вы знаете?

10. Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?

11. Что понимают под самосознанием?

12. Перечислите функции самосознания?

13. Какова роль эмоций в формировании адаптационных механизмов?

14. Что представляет собой эмоциональная регуляция поведения?

15. Индивидуально – психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

16. Стрессовые состоянии как особый вид эмоциональных состояний.

Основные вопросы темы:

8. Предмет психологии, задачи, методы.

9. Универсальность положений психологии здоровья.

10. Задачи психологии здоровья.

11. Классификация методов развития личности.

12. Критерии психического здоровья.

13. Качества зрелой личности.

14. Психологическое здоровье детей.

15.Понятия и формы самосознания.

16.Формирование сознания в онтогенезе.

17.Механизмы психологической защиты.

18. Концепция стресса Г. Селье

19. Физиологический компонент стресса. Трехфазная природа стресса. Виды стресса.

20. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний.21. Факторы стрессоустойчивости.

Итоговый контроль уровня знаний:

11. Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?

12. Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?

13. Назовите основные качества зрелой личности?

14. Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?

15. Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?

16. Каковы основные методы развития личности?

17. Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?

18. Назовите критерии психического здоровья?

19. Что такое самосознание?

20. Перечислите и дайте характеристику формам самосознания.

21. Какие периоды проходит сознание в онтогенезе?

22. В каком возрасте у ребенка начинает развиваться самосознание?

23. Какой период знаменует окончательное становление сознания и самосознания?

24. Что такое механизмы психологической защиты?

25. Кто ввел понятие «механизмы психологической защиты»?

26. Какие причины приводят к активизации механизмов психологической защиты?

27. Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

28. Перечислите и дайте краткую характеристику защитным механизмам психики.

29. Определение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс», «стрессоустойчивость».

30. Кто является основателем концепции стресса?

31. Что такое «стрессор»? Какие бывают стрессоры?

32. Триада реакции на тревогу? Физиологический компонент стресса.

33. Трехфазная природа стресса (концепция Г. Селье):

34. На какой стадии происходит приспособление и адаптация?

35. Обратима ли стадия истощения?

36. Адаптационные резервы нашего организма имеют предел?

37. Виды стресса.

38. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний.

39. Характеристика понятия «стрессоустойчивость».

40. Основные факторы стрессоустойчивости.

41. Физиологические предпосылки стрессоустойчивости.

42. Индивидуально-личностные особенности и устойчивость к стрессу.

43. Как и в чем проявляется стресс? Органы «мишени» стресса.

44. Методы борьбы со стрессом.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: