Сущность системы национальных счетов (СНС), определения и классификации
Методы исчисления ВВП
Классификация счетов
Макроэкономические показатели и их взаимосвязь
Сущность системы национальных счетов, определения и классификации
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
РИС.2
РИС. 1
РИСУНКИ К ТЕСТАМ ПО РВ И ДИСС
СНС – современная система информации, используемая для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне.
Она построена в виде набора счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.
Национальное счетоводство – комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование ВНП и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке показателей между собой.
|
|
Счета используются для регистрации экономических операций (изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов), осуществляемых институциональными единицами, являющихся резидентами данной страны.
Отражаются также операции между резидентами и нерезидентами.
Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом.
Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными.
Основополагающими элементами СНС являются институциональные единицы (основные участники экономики) и их экономические операции.
Институциональная единица – это хозяйствующие субъекты, которые ведут полный набор бухгалтерских счетов и являются юридическим лицом. Если хозяйственная единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то для идентификации применяют другие критерии:
- домашние хозяйства, которые не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;
- хоз. единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;
- хоз. единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют (органы государственного управления).
|
|
Экономическая операция – это взаимодействие между экономическими субъектами, осуществленное по взаимному соглашению (напр., купля-продажа товаров и услуг, выдача заработной платы, уплата процентов, налогов и т.д.).
Экономическая территория – географическая территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В то же время, части собственной территории, используемые другими странами, в нее не входят.
Резиденты - институциональные единицы, связанные с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (более года).
Национальная экономика – охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, временно работающие в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.
Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.
Центр экономического интереса – владение помещением или землей на данной территории, осуществление экономических операций в течение длительного времени (более года).
В СНС проводится важное различие между потоками и запасами.
Потоки – это показатели, которыехарактеризуют величины экономических процессов за период времени (производство товаров и услуг, выплаты зарплаты и т.д.).
Запасы – это показатели, которыехарактеризуют наличие ресурсов по состоянию на определенную дату (наличие ОФ на начало года, число безработных на конец года и т.д.).
Потоки вызывают изменения запасов. Взаимосвязь этих показателей:
Величина запаса на конец = Величина запаса на начало ± Поток
Классификации в СНС:
1. институциональных единиц по секторам экономики;
2. отраслей экономики;
3. экономических операций;
4. активов и пассивов;
5. товаров и услуг;
6. расходов органов гос. управления по назначению;
7. налогов и субсидий.
1. Сектор национальной экономики – совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов), имеющие сходные цели, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.
Различают следующие секторы:
- Нефинансовые предприятия (независимо от формы собственности) – производят товары и нефинансовые услуги. Свои издержки они возмещают за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.
- Финансовые учреждения (корпорации и квазикорпорации) – коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, основной функцией которых является финансовое посредничество. Свои издержки они финансируют за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
- Государственные учреждения (органы государственного управления) – это бюджетные государственные организации, функциями которых являются: предоставление нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.), перераспределение доходов и богатства.
Свои издержки они финансируют за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами и частными лицами, а также доходов от собственности, которой они располагают.
- Негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства – это общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Свои издержки они финансируют за счет взносов, дарений, доходов от собственности, пожертвований.
|
|
- Домашние хозяйства – это домашние хозяйства (в основном потребительского характера) и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т.д. Свои издержки единицы, входящие в данный сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в данный сектор.
- Остальной мир - охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
2. Отраслевая классификация (классификация отраслей экономики) в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (МСОК)
Отрасль – это совокупность заведений с однородным производством (сельское хозяйство, транспорт, связь, рыбная отрасль и т.д.).
Единицей классификации отраслей экономики является заведение
Заведение - это предприятие или его часть, занятые преимущественно одним видом производственной деятельности (с точки зрения характера производимых товаров и услуг, направления их использования, характера технологического процесса), по которому имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.
3. Экономические операции группируются одинаково по отраслям и секторам.
Классификация экономических операций в СНС:
В зависимости от метода реализации различают следующие экономические операции:
- на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег;
- трансферты (перераспределительные платежи)– экономические операции, при которых поток благ, услуг или денег не вызывает встречный поток благ, услуг или денег (налоги на имущество и доходы, пенсии, пособия, стипендии, страховые платежи и страховые возмещения и т.д.).
|
|
С помощью трансфертов производится перераспределение доходов. Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений); трансферты в денежной и натуральной формах.
4. В СНС активы классифицируются на финансовые и нефинансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются на особых счетах – балансах активов и пассивов.
5. Классификация товаров и услуг в СНС соответствует Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией ООН в 1993 г.
6. Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению на общее управление, оборону, просвещение, здравоохранение и т.п. Эта классификация позволяет разделить потребление органов гос. управления на коллективное и индивидуальное.
7. Классификация налогов и субсидий включает:
- налоги на продукты (НДС, акциз, налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины и др.), они более или менее пропорциональны стоимости или объему произведенной или реализованной продукции;
- прочие налоги на производство (налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы); они более или менее пропорциональны факторам производства.
Взятые вместе, налоги на продукты и прочие налоги на производство образуют налоги на производство и импорт.
Налоги в СНС разделены на две группы:
- текущие (уплачиваемые регулярно);
- капитальные (единовременные).
Субсидии – платежи из гос. бюджета предприятиям, имеющим целью возместить убытки, возникающие вследствие политики цен, а также производимые для оказания воздействия на уровень производства.
Субвенция (лат. subventio ¾ помощь) ¾ вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства. В отличие от дотации предоставляется на финансирование определенных мероприятий и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.
Дотация (из словаря) – 1. Форма регулирования доходов и расходов, когда плановые затраты предприятия превышают полученные доходы; 2. Доплата, материальная помощь.
Рассмотренные классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сгруппировать ее на основе определенных принципов и критериев, важнейший из которых – балансовое равенство, т.е. в итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.
Различают рыночное и нерыночное производство товаров и услуг.
Целью рыночного производства является получение прибыли. Сюда включаются следующие товары и услуги:
- реализованные по экономически значимым ценам (складываются под влиянием спроса и предложения и, в свою очередь, влияют на них);
- реализованные по бартеру;
- предоставленные работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме.
В объем нерыночного производства включаются товары и услуги, предназначенные для собственного конечного потребления и накопления, а также продукты и услуги, предоставляемые населению бесплатно или по ценам, являющимся экономически незначимыми (т.е не оказывают (или почти не оказывают) влияния на спрос или предложение товаров и услуг).
Информация, содержащаяся на счетах СНС, используется для получения так называемых агрегатов - наиболее важных макроэкономических показателей.
При расчете основных показателей СНС и межотраслевого баланса применяются следующие виды цен:
- основная рыночная цена – цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги без налога на продукты, но с включением субсидий на продукты;
- рыночная цена производителя – цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты;
- рыночная цена покупателя (конечного потребителя) – цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.
Чистые налоги – налоги за вычетом субсидий.
Взаимосвязь между ценами может быть представлена следующим образом:
А – цена конечного покупателя;
Б – НДС, налоги на импорт;
В – торгово-транспортная наценка;
Г – цена производителя (А – Б – В);
Д – другие налоги на продукты (акцизы, налоги на продажу и др.);
Е – субсидии на продукты;
Ж – основная цена (Г – Д + Е).
В межотраслевом балансе применяется факторная цена, которая отражает стоимость использованных для производства продукции или услуг основных факторов производства. Ее можно представить как сумму трех элементов: промышленное потребление, оплата труда и прибыль.
Показатели результатов экономической деятельности в СНС подразделяются на показатели валовых результатов и конечных (чистых) результатов.
Валовые отличаются от чистых на величину потребления основного капитала (амортизацию ОФ по восстановительной стоимости).