double arrow

Теории Шевреля


Эффекты цвета

Восприятие цвета всегда зависит от контекста. В реальном мире наверное только небо не имеет границ, остальные же предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Далее, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета - предметы могут быть гладкими и блестящими или шероховатыми и текстурированными. И наконец, предметы нашего мира не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодейтсвуют и влияют друг на друга.

Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия, в зависимости от контекста формы, поверхности и положения в пространстве меняется и наше восприятие цвета. Цвет может мутировать сам и менять объекты вокруг себя. Одним словом, цвет - наиболее непредсказумое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации.

В течении последних 150 лет, несколько выдающихся теоретиков цвета изучали эффекты цвета. Эта статья расскажет о результатах работы Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена.

Шеврель (1786-1889) - директор фабрики по производству красок в Париже. Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Ниже следует описание основных принципов его теории:




1. Яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друга более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности в результате мы получаем практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный.

2. Если два цвета немного удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплиментарные сочетания), то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На рисунке, приведенном в качестве примера желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетового цвета.

3. Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичный цвет (красный, желтый или голубой).








Сейчас читают про: