Культура и природа. Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой

(конспект)

Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.

Уровни взаимоотношения культура/природа:

  1. практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);
  2. практически -духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;
  3. духовно -теоретический – отношения, которые выражаются а)в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б)в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.

Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:

  1. превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;
  2. противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;
  3. образное пространство мифологии и искусства.

Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.

Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человекацелостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.

Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.

Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры вообще не существуют отдельно друг от друга. Это – разные способы превращения природы в культуру – реальный иидеальный.

Духовно-теоретическую форму отношения культуры и природы стали только в 18 веке.

Превращение природы в культуру имеет два аспектаутилитарный и эстетический.

Сущность утилитарного освоения – благоустройство той экологической ниши, которую человек отвоевывает у природы. Критерием этой деятельности является польза.

Сущность эстетического освоения – украшение среды, повышение эстетического потенциала природы.

При историческом рассмотрении отношений культуры и природы можно выделить несколько этапов/типов этих отношений:

  1. органическая связь человечества и природы (первобытность);
  2. дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании (весь период после первобытности до настоящего времени);
  3. гармоническое взаимодействие природы и культуры, уравновешенность природных и культурных сил (возможное будущее).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: